ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Риторика » Риторика

Из истории риторики
01.03.2014, 14:04
Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация (научные, философские, художественные произведения). Но особенность риторики в том, что изучение произведений слова не самоцель, но средство. Большинство наук о слове (грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы и др.) – исследуют продукты речевой деятельности. Риторика – слово, которое еще не создано, которое предстоит создать. Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения. У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления». Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия. Мы определили риторику как науку о законах публичной речи. Но часто заменяем это название другим словом – «ораторское искусство». Что же все-таки это такое – наука или искусство? В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связывали ее теснее всего с поэзией и сценическим мастерством. В наши дни она чаще рассматривается как наука. Противоречия здесь нет, оба подхода оправданы. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А.Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме; общее между красноречием и поэзией находил Аристотель; актерскими приемами пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона. В то же время уже с античных времен на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Особенно очевидна связь риторики и логики; в древности они даже рассматривались в неразрывном единестве. «Красноречие – дитя знаний», – говорили древние. Цицерон полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком и знаниями, причем важнее всего наука, так как первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие ее части, как логика и этика) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора. Развитие этой мысли мы находим в работах М.В. Ломоносова. Он определяет красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению», тут же он указывает: «К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое – природное дарование, второе – наука, третие – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук». При этом «наука» состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию (собственно риторика), а среди «других наук» Ломоносов особо выделяет историю и этику. На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана выступления, формулировки основной мысли, обеспечения аргументированности речи. Логическая культура оратора – важнейший элемент его речевого мастерства. Другой существенный аспект – языковая культукра оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления. Работа над языком и стилем – обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура оратора проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста. Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Весьма существенный элемент ораторского мастерства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений, опираясь на данные филологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, на первый взгляд далеко отстоящих друг от друга, но на самом деле обеспечивающих благозвучность, четкость, ясность и интонационное богатство публичного выступления. Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология и другие. Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора и обеспечивают необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются: Логическая культура; Языковая культура; Психолого-педагогчиеская культура; Культура общения; Техника речи. Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Называя риторику по иному, ораторским искусством, мы все же осознаем, что природные данные не играют здесь той определяющей роли, что в других видах творчества. Главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа над собой, развитие природных данных и воспитание новых необходимых качеств и реальная ораторская практика. Риторика – скорее филологическая инженерия, чем фундаментальная наука. Риторика – обобщает опыт искусства аргументации. Риторика – отражает реальные нормы культуры слова, сложившаяся исторически. Риторика – одна из самых древних филологических наук. Она возникла в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово риторист означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания». Наука подразделялась в античности на три области: – физику – знание о природе; – этику – знание об общественных установлениях; – логику – знание о слове как инструменте мышления и деятельности. В основе образования лежат именно логические науки, или органон, как их называли в античности и средневековье, поскольку прежде всего должен быть освоен метод, на основе которого возможны теоретическое знание и практическая деятельность. Органон включал в себя тривиум и квадривиум – семь свободных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика – наука об общих правилах построения мысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове – своего рода «лаборатории языка». Диалектика – наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика – наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. В квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия. В эпоху античности, Средних веков, Нового времени и позднее неоднократно выдвигалась идея развития любого общества по тем же законам, что и жизнь человеческого организма: оно проходит этапы рождения, юности, зрелости, старости и гибели. В этом смысле античность можно сравнить с детством и ранней юностью человечества. Люди, принадлежавшие европейской цивилизации, постоянно оглядывались на античность как на некий идеал, напоминая себе, чем человечество было и чего сумело достичь. Действительно, греческая цивилизация содержала в себе мощный импульс для дальнейшей европейской истории. Греки, не будучи склонны, в отличие от римлян, к кипучей практической деятельности, стремились совершенствоваться в области духа и мысли – именно поэтому они создали эталоны для творческой деятельности будущих поколений. Гомер первым написал литературную эпопею, обессмертившую греческий народ. Геродот, Фукидид и Полибий заложили основы исторической науки. Учения Платона и Аристотеля многим мыслителям не дают покоя до сих пор. В Греции стараниями трех великих трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида – родился мировой театр. Демосфен одним из первых сформировал каноны ораторского искусства. Греки создали систему реальной демократии, отдаленное напоминание о которой можно обнаружить лишь в современном государственном устройстве Швейцарии. Расцвет греческой цивилизации пришелся на очень краткий период с VIII по III вв. до Р. X., когда греки проявили максимальную творческую активность. Причины этого явления до сих пор представляют собой неразрешимую загадку для ученых. История Древней Греции отличалась предельным антропоцентризмом. Осознание неограниченной духовной свободы наложило отпечаток на религию, философию, искусство, науку, культуру и политику древних греков, не признававших какого бы то ни было внешнего контроля над своей жизнью, характерного для государственной жизни восточных обществ. Скончавшись, греческая цивилизация благодаря своей духовной сокровищнице подготовила античность к принятию христианства. Древнейшими письменными памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и «Одиссея». С ними связан так называемый «гомеровский вопрос» – проблема авторства и времени создания двух поэм. Время их создания определить достаточно сложно, но уже известно, что в VII в. до Р. X. поэмы исполнялись в Афинах странствующими певцами – рапсодами («сшивателями песен»), а в VI в., при тиране Писистрате, были записаны; отныне устанавливался определенный порядок их исполнения. Данная запись стала основой поздней редакции поэмы. Появление письменного текста свидетельствовало об иссякании устной традиции, благодаря которой поэмы жили, и ее медленном умирании, в связи с чем и появилась необходимость в записи. По нынешним историческим данным, Троянская война относится к 1240-1230 гг. до Р. X. В этот период могло быть совершено несколько походов, которые в поздней памяти греков слились в один. Корни поэм очевидно восходят к истории Греции II тысячелетия до Р. X.: «Илиада» в основном рисует ахейское общество, а «Одиссея» -жизнь греков в период «темных веков». Вопрос об авторстве до сих пор окончательно не разрешен. Долгое время в европейской литературе единственным автором поэм считался Гомер. Однако немецкий ученый Ф. Вольф в самом конце XVIII века впервые сформулировал «гомеровский вопрос», выдвинув идею народного происхождения поэм, которые позднее переработал Гомер. Начались многочисленные научные дискуссии, не завершившиеся до сих пор. В XIX веке было разработано несколько версий происхождения «Илиады» и «Одиссеи». Например, «теория малых песен» дробила гомеровский эпос на отдельные не связанные между собой песни, лишь позднее объединенные поэтом. «Теория зерна» признавала Гомера автором небольшого произведения, которое было доработано и расширено другими. Существовали версии абсолютного единоличия автора обеих поэм или коллективного творчества. Ни одна из названных теорий не является общепризнанной. В любом случае поэмы представляют собой сплав народного и индивидуального творчества, в них, несомненно, присутствуют сюжеты, уходящие своими корнями в народную поэтику: погребальные плачи, свадебные песни, связанные, например, с возвращением мужа к жене, мифы, сказания, путешественническая новеллистика, а также определенный исторический пласт, благодаря которому восстанавливается часть греческой истории. «Илиада» и «Одиссея» отражают период, когда для племенных вождей ответственность перед родовым коллективом уже ушла в прошлое, а ответственность перед коллективом граждан еще не сформировалась, потому что граждан еще нет. Это особые этические нормы. Агамемнон, Одиссей лично могут быть не правыми, из-за них гибнут люди, но никто их ни в чем не обвиняет. Например, Одиссей заводит своих спутников на остров к циклопу Полифему, который убивает его товарищей. Оставшиеся в живых Одиссея не осуждают, так как никто не видит вины вождя, – он вне рамок суждений своих спутников.Еще нет четкого представления об этике, и жизнь человека не ставится в жесткую зависимость от его морального поведения. Ахилл должен умереть, будет ли он жесток или добр, Троя будет разрушена независимо от благочестия или злонравия ее граждан – по представлению греков, события направляются судьбой, божественной и человеческой волей, но не зависят от моральных ценностей людей. Этика как осознание необходимости соразмерять свои действия с определенными нравственными нормами общества сформируется позднее, но «Илиада» и «Одиссея» – уже та грань, за которой возникает представление об обязанностях людей внутри гражданского коллектива. Гомеровское время – период скрытого накопления духовных сил греками, готовившимися к новому рывку во внутреннем развитии. Уже при рассмотрении гомеровских поэм приходилось указывать на сравнительно развитую технику построения речей. Строй гомеровского общества требует от «царей» искусства публичной речи, умения выступать в совете и на народном собрании. Оратор произносит свою речь, оживленно жестикулируя, размахивая скипетром – магическим символом власти и права слова на собрании. Старец Нестор – «громогласный вития» «Илиады». Красноречие рассматривается как дар богов, но вместе с тем и как искусство, которому надлежит обучать. Феникс, воспитатель Ахилла, должен научить своего воспитанника «хорошо говорить и смело действовать» («Илиада», кн. 9, ст. 443). Это раннее греческое красноречие не оставило после себя письменных следов. Во время революций VII –VI вв. произносилось, несомненно, много речей, но значение этих речей ограничивалось впечатлением, произведенным на слушателей. Политические лозунги эпохи получали литературное выражение только в стиховой форме; наиболее выразительный пример этого – политические стихотворения Солона. Солон, по поздней античной традиции, входил в число семи великих мудрецов древности. Благодаря изданным им законам были заложены основы будущей афинской демократии. В 594 г до Р. X. Солон становится архонтом и проводит реформы. При нем развивается оливководство – олива, по преданию, была дарована Афинам самой дочерью Зевса Палладой, которая в споре с Посейдоном предложила жителям города оливковую ветвь, ставшую символом процветания и благосостояния полиса. Афины начинают широко торговать оливковым маслом. Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за счет рытья новых колодцев. Он вводит интересный закон: если отец не научит сына ремеслу, то сын вправе отказать родителю в помощи в старости, то есть знание определенного ремесла становится одним из элементов гражданского статуса человека. Солон проводит изменения в весовой и монетной системах: устанавливаются обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся законы против роскоши: запрещается устраивать дорогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы. Данные постановления направлялись против знати. Антиаристократический характер носили и социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел понятие имущественного ценза. Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно разделу их имущества. Солон отменяет долговую кабалу – задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет четырexcoт, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания. При Солоне возникает особый судебный орган – гелиея, проверявший отчеты должностных лиц и разбиравший конфликты между гражданами. Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, не превзойденную впоследствии. Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, в ней находили отражение практически все события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность. С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому, так появляются циклические поэмы. Их авторы – эпигоны Гомера, которые, ни творчески следуя основанной великим поэтом традиции, практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому «циклическими поэтами» греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. Новые импульсы к развитию ораторское искусство получило в условиях демократической государственности V в.: Афины и демократические общины Сицилии становятся центрами красноречия. Здесь уже намечаются будущие основные виды ораторской прозы. Это, во-первых, политическое красноречие, речь перед демосом. Блестящими ораторами были, по отзывам современников, вожди афинской демократии – Фемистокл, Перикл. Другой вид – к ним присоединяется эпидиктическое («торжественное», «парадное») красноречие – речи на публичных собраниях. Со времени греко-персидских войн в Афинах было установлено ежегодное поминальное торжество в честь погибших на войне, и здесь произносилась надгробная речь (эпигафий), заменявшая старинный тренос хоровой лирики. Однако и в V в. ораторское искусство еще долго оставалось без письменной фиксации; о нем можно судить лишь по косвенным признакам, главным образом по его отражению в трагедии. Так, образцом судебной речи может служить речь Аполлона перед ареопагом в «Эвменидах» Эсхила. Более ясное представление мы имеем об афинском «эпитафии»; он имел «хвалебный» характер, содержал восхваление государства, мифологических и исторических предков, затем самих павших воинов и заканчивался словами утешения, обращенными к родственникам погибших, и призывом к молодежи хранить доблесть предков. В годы Пелопоннесской войны получило развитие новое направление в философии – софизм. По Греции странствовали философы-софисты («мудрецы») и за умеренную плату обучали людей мудрости. Если в архаическую эпоху философов интересовало устроение мира, природы и всей вселенной, то теперь в центре внимания оказался человек. Эта переориентация в определенной мере предвосхитила эпоху эллинизма. Мировоззрение софистов отразило относительность и неустойчивость реального мира, поэтому абсолютной истины, по их мнению, не существовало и любое суждение можно было трактовать двояко. Софисты любили играть в словесные игры, заставляя своего оппонента признать одно суждение, а потом, задавая каверзные вопросы, принуждали его опровергнуть. Известны софистические задачи, например: одно дерево не сад, два дерева не сад, но если к ним прибавлять по дереву, то в конце концов появится сад; в какой момент он возникнет или когда можно сказать, что есть одно или два дерева? Этой грани нет, в силу чего о перечисленных деревьях нельзя выдвинуть абсолютного суждения. Тем не менее такие «игры в бисер» способствовали появлению серьезной философии: в это время получил известность знаменитый Сократ, один из крупнейших философов Греции. Сократ (469-399, Древняя Греция) – учитель Платона и известного греческого философа Ксенофонта. Сократ родился в семье простого каменотеса, образование приобрел упорным трудом. Исходный принцип его мировоззрения: «Я знаю, что ничего не знаю». В окружении учеников, и неприхотливой одежде Сократ ходил по площадям, гимназиям, школам, заговаривал с людьми, испытывал их и себя на добродетель, обличал пороки, высмеивал недостатки. Человеком он был острого ума, лукавым, ироничным, и создавал много хлопот правителям. Поэтому Сократа обвинили в непочитании богов, развращении своими речами молодежи и предложили признать свои суждения ложными. В преподавании Сократ применял «сократовский (сократический, сократов) метод» устной беседы, при которой с помощью системы наводящих вопросов ученик убеждался в своей неправоте и подводился к правильному выводу. Сократ назвал свой метод майевтикой (повивальное искусство – по аналогии с профессией своей матери – повивальной бабки). Известен еще один метод – «сократова ирония» – высказывания учителя, демонстрирующее его мнимое незнание в противовес хвастливой убежденности ученика. Сократ не сообщал истину, а «выращивал» ее, создавал знание. Он стал родоначальником методов, которые впоследствии были отнесены к «развивающему» обучению – сократовский метод, эвристический, изобразительный, катехизический и др. Главное место в своем учении он уделял нравственному воспитанию граждан, ориентируясь на этику. Но он был противником образования народа – образование только для свободных людей – аристократии. В основе его учения лежали этические категории – добро, благо, доблесть. Сократ считал, что человек от природы является носителем доброго начала и надо стараться оберегать его от вредного внешнего влияния, создавать условия для гармонического развития, отказаться от принуждения и насилия, использовать убеждения, как наиболее эффективный метод воспитании. Сократ видел негативные стороны демократии и был одним из противников ее крайностей, поскольку считал, что в конечном счете данная система может выродиться в диктат неимущих слоев общества, охлократию, когда толпа захватит власть. Такие черты афинского государственного устройства Сократ успел заметить уже в конце IV в., что не могло понравиться современникам. Над Сократом насмехались, его подвергали критике. Аристофан написал комедию «Облака», в которой жестоко и грубо высмеял Сократа, назвав его «пустым мыслителем», поскольку не различал учений Сократа и софистов. В конце концов над философом был учинен суд, завершившиеся обвинительным приговором, по которому Сократ выпил чашу с ядом. В античности не было ни государственного обвинения, ни предварительного судебного следствия. Уничтожив самоуправство родового периода, античное государство взяло на себя роль арбитра в спорных вопросах, но инициатива обвинения принадлежала даже в уголовных делах частным лицам; сами тяжущиеся должны были собирать весь необходимый для них материал и излагать его в своих речах. При этом порядок афинского судопроизводства требовал, чтобы стороны лично выступали с защитой своих претензий. Отсюда потребность в «логографах», к которым можно было бы обратиться за помощью при составлении речи. Лисий – самый видный аттический судебный оратор конца V и начала IV века. Он был богатым метэком («пришельцем») и принадлежал к демократической партии. Во время правления «тридцати тиранов» его брат был казнен без суда, имущество семьи было конфисковано. Лисий бежал и вернулся в Афины после восстановления демократии в 403 г. Он стал профессиональным «логографом», т.е. «писателем речей». Суд разрешал, чтобы вместе с тяжущимся, в помощь ему, выступал какой-нибудь другой гражданин, но Лисий, не имевший прав афинского гражданства, должен был ограничиваться составлением письменных речей, которые затем произносились на суде заказчиком. Из сохранившихся судебных речей Лисия только одна произнесена им лично: это обвинительная речь против Эратосфена, убийцы брата Лисия. Первые греческие историки до Геродота названы у Фукидида логографами и поныне так называются историками литературы. Родиной логографов была Иония и острова – место расцвета ранней поэзии и науки. По духу повествования логографы примыкают к Гомеру и эпикам, на что указывает и характер их языка. Обычными темами их сочинений были так называемые «основания городов», генеалогии, описания обычаев отдельных народов и географических достопримечательностей. Сочинения логографов были общедоступны. В большинстве случаев они писали, желая увековечить славу какого-нибудь рода или прославить родной город, иногда же просто для того, чтобы поделиться с публикой интересными рассказами или фактами. Большую роль в их исторических и географических рассказах играл сказочный элемент, который они умели еще отделять от исторического. Рассказы логографов имели преимущественно местный, а не общий характер; логографы черпали из обильного источника народной саги, выбирая сюжеты, не затронутые еще поэтами, и излагали то, что слышали вокруг себя: отсюда простота повествования. Язык логографов был тот же, что и у ионических писателей, – ионический разговорный диалект. Особенно обилен сочинениями логографов (до 30-ти имен) V в., но они все погибли, кроме незначительных отрывков. Древнейшим из логографов был Кадм милетский (жил в середине VI в.), которого некоторые считали первым по времени прозаиком.
Категорія: Риторика | Додав: koljan
Переглядів: 621 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП