Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Письмо о письмах Григория Богослова
| 01.03.2014, 14:02 |
Одно из писем Григория Богослова «О том как писать письма» адресовано некоему Никовулу, ничем особенным кроме этого письма в истории не прославившемуся. В собрании творений святителя Григория это том второй: Письма, с. 426, письмо 19.
«Из пишущих письма (ты и об этом меня спрашиваешь) одни пишут длиннее надлежащего, а другие слишком коротко; но и те и другие погрешают в мере, подобно стреляющим в цель, из которых одни не докидывают стрелы до цели, а другие перекидывают ее за цель, в обоих же случаях равно не попадают в цель, хотя ошибка происходит от противоположных причин». Итак, важное учительное для нас слово – это мера. Мера, которая должна соблюдаться при написании письма. Как же определить ее?
«Мерою для письма служит необходимость. Не надобно писать длинного письма, когда предметов не много; не надобно и сокращать его, когда предметов много».
Часто человеку важен не столько ответ на вопрос, сколько внимание к нему. Часто не сам ответ убеждает, но именно внимание, время, затраченное на написание письма, то тепло, какое в него вложено. Бывает и иначе, когда человек ждет краткого ответа по сути дела.
Поэтому одним из показателей соблюдения меры является прежде всего понимание вопроса и четкость содержательного ответа на него. Мера напрямую связана с пониманием сути. А способность постигать суть, зависит от глубины духовной жизни отвечающего на письмо. А как ее измерить?
Молитва и рассуждение помогут соблюсти меру. Чисто технический совет Григория Богослова: «Чтобы соблюсти меру, необходимо избегать несоразмерности в том и другом». Следующий важный для нас совет святителя касается ясности: «... а в рассуждении ясности известно то, что надобно, сколько можно, избегать слога книжного, а более приближаться к слогу разговорному». Здесь особенность именно эпистолярного жанра. В докладе «слог книжный», допустим, хотя это и не очень хорошо. В статье слог книжный допустим, а вот письмо должно приближаться к слогу разговорному. «Короче же сказать, то письмо совершенно и прекрасно, которое может угодить и неученому и ученому, - первому тем, что приспособлено к понятиям простонародным, а другому тем, что выше простонародного».
Если мера, касающаяся соразмерности писем, зависящей от глубины проникновения в суть явлений и глубины духовной жизни человека, соотносится с задачей «docere» и спасения души человека, то мера, касающаяся ясности, связана с привлекательностью письма, его способностью задеть адресата, и, следовательно, соотносится с задачей «movere».
Св. Григорий Богослов подводит нас к решению третьей задачи, – а именно «delectare» – приятности, усладительности речи при написании писем.
«Третья принадлежность писем – приятность. А сие соблюдем, если будем писать не вовсе сухо и жестко, не без украшений, не без искусства, и, как говорится, не до чиста обстрижено, т.е. когда письмо не лишено мыслей, пословиц, изречений, также острот и замысловатых выражений; потому что всем этим сообщается речи усладительность». Вот набор средств, помогающих сделать речь усладительной, не только в письмах. Пословицы, изречения из Священного Писания, остроты и шутки, замысловатые выражения, в качестве которых могут использоваться стихи, цитаты из литературных произведений, строчки из песен, что-нибудь из студенческого фольклора.
«Однако же и сих прикрас, – продолжает святитель, – не должно употреблять до излишества. Без них письмо грубо, а при излишестве оных надуто. Ими надобно пользоваться в такой же мере, в какой – красными нитями в тканях». Запомним этот образ, в прошлые он часто использовался: «Через все его выступление красной нитью проходила мысль... о... необходимости перестройки...».
Очень осторожно надо обращаться с иносказаниями, чтобы за слишком яркими, запоминающимися образами не потерялось главное; чтобы образы, взятые с позорных предметов, не увлекли наше воображение, не запечатали наше сознание грязью и вожделениями мира сего.
«А противоположения, соответственность речений и равномерность членов речи предоставляем софистами». Т.е. в письме совершенно ни к чему добиваться специально некой симметрии в выражениях, употреблять какие-то сложные фигуры речи. Это может быть хорошо для публичных выступлений, для устной речи, и проповедник во всяком случае не согрешает, если будет их сознательно использовать, а в письме это уж совсем лишнее, т.к. это камерный жанр.
«Если же где и употребим (такие специальные риторические фигуры, технические приемы, по-нашему говоря), то будем сие делать как бы играя, но не выисканно». Как бы играя, легко, не выисканно, не искусственно.
«А концом слова будет, что слышал я от одного краснослова об орле». – самим письмом своим св. Григорий показывает, как надобно писать письма. Все письмо было полно наставлений, общих рекомендаций, т.е. давался ответ на вопросы по существу дела. А в конце письма он приводит что-то вроде притчи, которая украшает и его письмо. «Когда птицы спорили о царской власти, и другие явились в разных убранствах, тогда в орле всего прекраснее было то, что он и не думал быть красивым. То же самое должно всего более наблюдать в письмах, т.е. чтобы письмо не имело излишних украшений и всего более подходило к естественности». Видите, как интересно. Об услаждении, об особой заботе о приятности речи сказал, а затем как бы снял эту мысль, т.к. если ты специально будешь думать об этой красивости, то ничего у тебя не выйдет. Делай это как бы играя, делай это легко, делай это свободно, и оставляй свободу тому, кто будет читать твое письмо. Самое главное, чтобы все в твоем послании было естественно.
«Вот что о письмах посылаю тебе в письме! Может быть, взялся я не за свое дело, потому что занимаюсь важнейшим. Прочее дополнишь сам собственным своим трудолюбием, как человек понятливый, а также научат сему люди опытные в этом деле». Т.е. и всего сказанного недостаточно для написания писем, если мы сами не будем трудиться, если мы сами не будем искать опытности в этом деле. Все равно самое главное получаем мы из собственного опыта. |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 436 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|