Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Афористичность языка священного писания
| 01.03.2014, 13:57 |
Афоризм – (от греческого aphorimos) – это согласно энциклопедическому словарю, – изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль.
Законченные обобщенные мысли в слове, взятые из Священного писания – предмет нашего внимания.
В книге Екклесиаста сказано: «Слово мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единаго пастыря» (Еккл. 12, 11).
Свидетельство Богодухновенности всего Священного Писания. «И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10, 16).
Единый пастырь – Сам Господь. Слово мудрых – слова его пророков и Апостолов. Сами слова – вбитые гвозди, т.е. вошли в свое место и не вынешь. Когда гвозди входят в дерево, становятся на свое место – их не достанешь. «Что написано пером того не вырубишь топором». Ни прибавить, ни убавить.
Что характерно для пророков, апостолов, святых всех времен, напоенных единым духом: удивительный
лаконизм
афористичность
краткость
образность речи.
Конечно наше слово должно уподобиться гвоздю, клинку, мечу, который входит в сердце и остается там – меткий афоризм, чтобы слушатели могли научиться и от формы. А учит Святой Дух. «Возвещаем, – говорит св. апостол Павел, – не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго» (1 Кор. 1, 13).
«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5).
Теперь обратимся к 18 главе притчей Соломоновых и поразмышляем по поводу глубоких и обличительных мыслей из притч. «Глупый не любит знания, а только бы выказывать свой ум» (Притч. 18, 2).
4-й стих: «Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток». «Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого – гибель для него, уста его – сеть для души его» (Притч. 18, 6-7).
«Глупый не любит знания, а только бы выказывать свой ум». «Глупый» – не ругательство, а свидетельство о недостатке рассудительности, мудрости.
«Глупый не любит знания» – не любит размышлять, как соединены между собой те или иные отрасли знания. У него все хаотично, отрывочно.
У рассудительного – складывается целостное мировоззрение. Глупый увлекается внешними блестящими силлогизмами. Рассудительный – до существа вопроса дойти.
«Только бы выказать свой ум». Т.е. он какой страстью пленен? Какая страсть побуждает его свой ум выказывать? Себялюбие в основе. Тщеславие. Гордыня – сопряжена с тщеславием, которое заставляет человека искать лишь человеческого. Ищет угождения людям. Ищет человеческой похвалы, славы тщетной, суетной. Глупый хочет произвести впечатление. Он – мертвая кладовая. У умного – сердечные сокровища, ему не нужно их выказывать. «Слова уст человеческих – глубокие воды» (Притч. 18, 4). На поверхности воды могут быть взбаламучены, а в глубинах чисты, как слеза. «Глубокие воды», следовательно, в слово можно проникать и проникать, его надо исследовать. Слово человеческое – глубина великая.
«Источник мудрости – струящийся поток» (продолжение 4-го стиха 18-й главы). Слова не только от ума, но сопряжены с сердцем. «От избытка до сердца уста глаголют». (Мф. 12, 34). В сердечной глубине – ИСТОЧНИК, который никогда не оскудеет. Тайна пребывания в нашем духе Божественной благодати. Как говорит Господь: «Кто верует в Меня, у того … из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38) – открывается источник в таинстве Миропомазания.
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши», – говорит св. апостол Павел (2 Кор. 1, 21-22).
И св. Иоанн Богослов в своем послании подтверждает, что нет нужды учить христиан, помазание учит их всему: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1 Ин. 2, 20). Т.е. по дару Крещения и Миропомазания – мы обладатели источника, который берет начало от благодати Господней.
В недрах источника берут начало мысли, слова, дается черед новым мыслям, новым словам, но источник не оскудевает.
«Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои». (Притч. 18, 6). Уста человека, лишенного разумения, исполнены духа самолюбия, тщеславия, самоутверждения следовательно слова его чужды зрячей проницающей силы. Говорит для себя самого – он не рассчитывает, не размышляет, не знает, как его слово отзовется. Ему свойственно уязвленное самолюбие, обидчивость. Когда идет самоутверждение за счет слушателя – ответ отчуждение аудитории. Зараженный страстью чувственности, высокоумия, гордости через слово заразит слушателя. Эти слова глупого – чуждого Божественной премудрости, – «гибель для него» (Притч. 18, 7). Отчего так? Он сеет соблазн, а соблазнитель во сто крат строже истязуется.
«Слова глупого идут в ссору»… Они не примиряют, но сталкивают между собой людей. Возбуждая страсти – сеют раздор, не имеют свойства лечить раны сердца.
«Уста глупого идут в ссору» – метафора. Уста сравниваются с ногами. Являются как бы ногами для души. «Слова его вызывают побои».
«Уста глупого … вызывают побои» Мы бываем виноваты, что не без гордыньки приступаем к слушателям. Послушаем слова Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они… обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6).
Когда вы святыню повергаете пред людьми безблагоговейными, нечисто живущими, то как глупый будете побиты, т.е. в ответ услышите только кощунство, озлобление, циничное неверие и прочее.
И последнее: «Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Притч. 18,19). Наушник – тот, кто по секрету хочет два слова сказать… Слова наушника – как лакомства». Входит во внутренность чрева – но имеет свойство отравлять душу и полностью ее порабощать, опустошать.
Когда мы всматриваемся, вдумываемся в каждое слово Священного Писания, то мало-помалу уразумеваем его емкость. Каждое изречение – это сгусток мудрости. И потому и получились эти мысли так хорошо свернутыми в лаконичную форму, в завершенный афоризм, что эта мудрость не от человеков, но изрекли ее «Святые Божие человеки, будучи движими Духом Святым» (2 Петр. 1, 21).
Размышляя над этими афоризмами, прикладывая сердце к тому, чтобы постичь их суть, получаем и представление о человеческом слове, которое не только средство общения между людьми, но, прежде всего, открывает душевные тайны самого человека, помогает ему познавать самого себя, является средством спасения Нашей души, ибо, как сказано, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф, 12, 37). |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 460 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|