ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Риторика » Риторика

О духовной природе слова
01.03.2014, 13:56
Как бы ни были вы совершенны нравственно, духовно, как бы ни были образованы, ваш скорбный труд может пропасть даром. Ибо самое главное в деле словесного служения – донести до умов и сердец слушателей, то драгоценное содержание, которое вы выносили в сердце. Ибо сейчас умных очень много – людей, которые имеют истинное христианское мировоззрение, которые приобрели истинные, правые понятия о мире – много людей, которым есть чем поделиться, но к сожалению, гораздо меньше тех, кто умеет это делать так, как должно, как этого жаждет и ищет человеческое сердце. Дело словесного служения – это очень ответственно. Мы должны прийти и убеждению: СЛОВО выявляет образ жизни говорящего. Не сводится искусство слова к знанию риторических приемов. Слово затрагивает самую сущность человека, является произведением этой сущности. Доказательство: изречение пророка Давида (в прошедшем времени он говорит): «Отрыгну сердце мое слово благо» (Пс. 44, 2) – это значит, что из недр моего сердца вышло благое слово. Слова Самого Христа: «От избытка до сердца уста глаголют» (Мф. 12, 34). Слово всегда хотите вы этого или не хотите, отражает и выражает собою сокровенное, сокрытое в недрах души. Слово – выявление предельной глубины человеческой личности. Слово – более всего рассказывает нам о говорящем. Какие лексические средства применимы, но более каким духом накоплены его слова, тут же уразумеем о тайной человеческой душе. Слово – лучший обличитель того, что не хочется показывать. Слово – воплощенная мысль. Мысль изреченная – слово! Мысль, будучи духовной, невидимой, нетленной, обретает оболочку, или одежду, или тело звуковое, или буквенное в письменах. Следовательно, слово теснейшим образом сопряжено с мыслью и образом мысли. А откуда мысли? Хоть голова занимает господствующее место среди членов человеческого тела, мозг – чудный инструмент, через который душа являет себя разумной, мыслящей, действующей, не голова – генератор мысли. Сердце – вместилище мыслей человека. Мысль рождается там. Дух, словесность, словесный орган души сопряжены с деятельностью сердца. Но что же рождает мысль? То, что св. отцы называют духом человеческим – невидимым и нетленным, как сама мысль. И уподобляют его первой ипостаси Св. Троицы – Отцу, если в человеке видеть образ Божий. Дух человеческий – творческое начало нашей души – всегда порождает из своего естества мысль, которая единосущна нашему духу. Никто – никогда, никакой психолог, языковед, лингвист, не объяснит и рационально не осмыслит тайну рождения мысли от нашего духа. Мысль, по слову св. отцов, соприсуща нашему уму. Она как бы в нем и как бы отделена от него. Мысль можно сравнить со второй ипостасью Троицы – с предвечным Сыном Божиим. Мысль может воплотиться. Является нам в образе Слова. Слово – мысль воплощенная (Выход Слова в мир – тайна воплощения Предвечного Сына). Мысль равна Слову. Слово – несет в себе Силу, Дух, Духовную Силу. Духовная сила обымает собою мысль и слово. Здесь уместно говорить об искусстве слова – с этой силой сопряжена тайна словотворчества, тайна словесного делания, следовательно, тайна восприятия нашего слова слушателем. Если бы слово было бездуховно – оно бы в этом мире не производило бы никакого качественного изменения. Прежде всего в сердцах людей. Просто бы слышалось и растворялось, как снежинка на ладони. Но слово поступает с нами иначе. Его судьба – иная. Слово – некое таинственное семя падает в сердца человеческие, действуя не на голову или подсознание, а прямо в сердце. Слово покидает говорящего – но с другой стороны остается при говорящем. Действует закон не схожий с физическими законами, которые говорят о сохранении энергии. Слово, поселяется в сердцах людей – живет в них сокровенной таинственной жизнью, питает сердце (Если слово доброе). Это тайна, которая некоторым образом может соотноситься с тайной воплощения. Как сказано в ирмосе 4-й песни воскресного канона 8-го гласа о Христе: … не оставль недра отча и нашу нищету посетив», или тропарь Пасхальных часов: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Тайна духовности слова – откуда этот дух? Дух, проникающий собою слово, делающий слово событием в жизни человека? Древние античные поэты-риторы знали: Слово – действие духовное! Священное писание являет способность Божественного Слова: «Рече и быша», –сказано у царя Давида в Псалтири (Пс. 32, 9) о Слове Божьем: «Сказал и стало так». «Повеле и создашася» (там же), т.е. «Повелел, и то, что повелел, начало быть, было сотворено». Итак дух – сила, наполняющая слово, порождена тем же началом нашего естества – духом человеческим. Но дух бывает разным. Бывает дух спокойный, мирный, светлый, истинный. Бывает мы ощущаем дух любви, дух правды. Бывает дух льстивый, лукавый, дух нечистый, блудный дух, следовательно, слово злое, колючее, колкое, взъерошенное. Бывает слово – мрачное, темное, тяжелое. Бывает – пустое, выхолощенное, вялое, бессильное. Бывает слово – только оболочка, как плевел – то, что остается от пшеницы после молотьбы – шелуха. Что такое Святой Дух в человеке? Нас интересует слово духовное, т.е. непосредственно Богом освященное. Как получить такое слово? Прежде чем отворять свои уста, надо: 1. Принять таинство Крещения: освящение человеческой природы. Мы роднимся с Самим Господом Богом, Словом воплощенным. Приемлем дар Святаго Духа, он касается нашего духа, ума – творческого словесного органа, которым начинается всякое слово. 2. а) Представить от себя Богу – православное мировоззрение – усвоение нашим умом всех Богооткровенных истин относительно Самого Творца и Создателя нашего, мира, Богом созданного из небытия в 6 дней, человека – венца творения, места человека в этом мире, цели христианской жизни. б) Усвоить Богооткровенные, т.е. Библейские, содержащиеся в Библии понятия. Все это есть христианское мировоззрение или миросозерцание. Зачем все это нужно с точки зрения искусства речи? А затем, что есть теснейшая связь между вашим мировоззрением и тем духом, который живет в вашем сердце. Если все Богооткровенные истины – ваши плоть и кровь духовного естества – вашим мыслям соприсутствует Свой Дух. Проследим: мысли свойственен дух, сила – на мысли почивающая, и от рождающего начала сила исходящая. Надо вычистить мировоззрение. Ум подчинен Божественной премудрости. Плод работы – дивное утешение – ваши мысли освящаются присутствием Духа Божия, Силой Господней. Слово заимствует от мировоззрения нашего определенные качества. Обратимся к Библии. Это надежнее, чем самому размышлять о тайнах слова и речи. Книги Ветхого Завета – содержит изречения, проливающие свет на тайну человеческого слова: «Язык мудрых сообщает добрые знания» (Притч. 15, 2) (Мудрый книжник – тот, кто не только знает заповеди, но и исполняет их). Ев. от Матфея: «Всяк книжник, научившийся Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф. 13, 52). То есть исполняющий заповеди – домовитый хозяин, износит из сокровищницы сердца – новое и ветхое: писания Нового и Ветхого завета. Тот, кто заповедь исполнил жизнью своею – тот получил силу заповеди, благодать Духа Святаго. Язык мудрых – язык людей, которые живут по заповедям истинных православных христиан, следовательно, язык сообщает благое знание то, что назидает и освящает душу. Благое знание – слово о спасении души. Ибо, что полезнее знать на земле? То, что относится к спасению человеческой души? Противоположное: «Уста глупых изрыгают глупость (продолжение цитаты Притч. 15, 2). Кто такой глупый? (Это не ругательство типа: «Ну, ты псих!»). Глупый – не исполняет заповеди, он нерассудителен, ничего, кроме пустой болтовни – может языком исчерпать всю вселенную, но ничего насущного от него не получите. «Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа». (Притч., 15, 4). Что такое кроткий язык? Кроткий – тот, что подавил, поборол страсть гнева и раздражительности. У кого в сердце покой, кротость, мир – у того и язык особенный. Он уподобляется Древу жизни (в раю) – черпает бессмертие, освящается Духом Святым. Душа слушателя приближается к вечности, вступает в общение с Богом, усваивая речи кроткого. «Стяжи мир (мир и кротость весьма близки), и тысячи спасутся вокруг тебя» (Те, кто будут слушать твое слово). Серафим Саровский. А необузданный язык – сокрушение духа. Что такое сокрушение? (Это не славянское: «Жерства Богу – дух сокрушен») – в данном случае – томление души, опустошение ее, горечь сердца, более всего – разочарование духа, печаль мирская. Необузданный – тот, кто не владеет страстями, кем страсти помыкают, как корабликом морская стихия. Человек, исполняющий заповеди и говорящий, имея духовное слово, проникает собою человеческие сердца – вкладывая дух покаяния, веры, страха Божия, истинной любви к Создателю, т. е. слово благочестивого имеет нравственную силу воздействия. Лектор ушел, а слово осталось, так как слово подкреплено делом, имеет силу Духа. Дух святой посредством слова приходя в душу человека, распространяет эту душу, раскрывает познавательные способности сердца. Сердце познает то, чего раньше не слышало, не чувствовало, не видело – восходит непонятным образом по ступеням Богопознания.
Категорія: Риторика | Додав: koljan
Переглядів: 505 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП