Статистика
Онлайн всього: 5 Гостей: 5 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Отношения между пациентом и врачом
| 22.05.2014, 10:59 |
Может показаться банальным утверждение о том, что врач должен подходить к пациентам не как к «случаям» или «болезням», а как к личностям, чьи проблемы очень часто проявляются в жалобах, которые приводят их к врачу. Большинство больных испытывают беспокойство и страх. Часто они проделывают большие концы для того, чтобы убедить себя в отсутствии болезни, или невольно создают всяческие препятствия для встречи с врачом, чтобы отвлечь свое внимание от реальных проблем, которые они подсознательно воспринимают как серьезные или угрожающие жизни. Некоторые пациенты используют свою болезнь для того, чтобы привлечь к себе внимание или как возможность выпутаться из эмоционально стрессовой ситуации; некоторые даже симулируют физический недуг. Независимо от позиции больного врач должен учитывать те обстоятельства, в которых возникает заболевание, принимая во внимание точку зрения не только самих пациентов, но и членов их семей, а также социальные условия. Все же слишком часто еще в медицинской документации отсутствует важная информация о том, как рос и развивался больной, об его учебе, работе, домашнем и семейном положении, надеждах и сомнениях. Без подобных сведений врачу трудно наладить контакт с пациентом или вникнуть в существо его заболевания. Такие взаимоотношения должны основываться на подробном знании больного, на обоюдном доверии и желании общаться друг с другом.
Прямые, один на один, взаимоотношения пациента ч врача, которые традиционно были свойственны медицинской практике, меняются. Основная причина заключается в изменении окружающей обстановки, в которой происходит медицинская деятельность. Часто оказание помощи одному больному требует активного участия наряду с несколькими врачами квалифицированных представителей других специальностей. В большинстве случаев забота о здоровье является задачей группы лиц. От такого сотрудничества больной во многом выигрывает. Однако ведение больного на протяжении всей его болезни является первостепенной обязанностью лечащего врача. Для выполнения этой все более усложняющейся задачи врач должен быть немного знаком со специальными методами исследования, практическими навыками их осуществления и целями, которые ставят перед собой врачи-специалисты, а также их коллеги, работающие в смежных с медициной областях. Обеспечивая больному возможность использовать все последние достижения науки и техники, лечащий врач, проводя окончательный анализ полученной информации, несет ответственность за основные решения, касающиеся постановки диагноза и проведения лечения.
Все чаще больные обслуживаются группой врачей, клиниками, стационарами и другими учреждениями здравоохранения, а не отдельными независимо практикующими врачами. При такой организации медицинской помощи имеется много потенциальных преимуществ, но есть также и недостатки, основным из которых является потеря индивидуальности врача, от начала и до конца несущего ответственность за больного. Принципиально важно, чтобы даже в условиях группового обслуживания каждый пациент имел врача, который осуществлял бы контроль за лечением, знал бы его отношение к своему заболеванию, реакцию на назначаемые лекарственные препараты, а также потребности, возникающие в повседневной жизни. Более того, поскольку в ведении больного одновременно могут участвовать несколько специалистов, для успешного лечения необходимо аккуратное и подробное ведение медицинской документации.
В США, в частности, и во все более возрастающих масштабах во всем мире современный стационар становится чрезвычайно пугающим местом для большинства людей. Пребывание в кровати, окруженной приборами для подачи воздуха, кнопками, лампочками, а также многочисленным медицинским и обслуживающим персоналом — сестрами, помощниками сестер, ассистентами врачей, работниками социальной сферы, техническими исполнителями, физиотерапевтами, студентами, администраторами, лечащими и консультирующими врачами и др., введение в организм трубок и проводов, транспортировка в специальные лаборатории и рентгеновские кабинеты, наполненные аппаратами с мигающими огнями, издающими странные звуки, — нет ничего удивительного, что от всего этого человек теряет чувство реальности. В действительности, лечащий врач часто является единственной тонкой ниточкой между больным и реальным миром. Надежные взаимоотношения с врачом чрезвычайно важны для поддержания духа пациента в подобной стрессовой ситуации.
Многие факторы в современном обществе способны привести к имперсонализации медицинского обслуживания. О некоторых из них уже упоминалось выше — это энергичные усилия для снижения возрастающей стоимости здравоохранения; повышение доверия к техническим достижениям и компьютеризации во многих направлениях диагностики и лечения; увеличившаяся географическая лабильность как пациентов, так и врачей; возрастающее число учреждений, построенных по типу «закрытых систем», в которых у больного практически нет возможности выбрать врача; необходимость участия более одного специалиста в лечении большинства тяжелых больных; возрастание у пациентов уверенности в возможности использования юридических средств для выражения своего разочарования существующей системой здравоохранения (например, привлечение к суду за небрежное лечение). Учитывая эти изменения системы медицинского обслуживания, сохранение гуманизма медицинского обеспечения и гуманистических качеств у врача является настоятельной потребностью. Сейчас более чем когда-либо важно, чтобы врач рассматривал пациента как уникальную личность, заслуживающую гуманного отношения, независимо от своих личных симпатий.
Американский Совет по внутренней медицине определил гуманистические качества как способность окружить человека искренней заботой, уважением и состраданием. Доступность, выражение искренней заинтересованности, желание, не считаясь со временем, объяснить пациенту все, что касается его заболевания, терпимое отношение к привычкам, взглядам и ценностям больного, которые отличны от собственных и которые сам врач может считать в ряде случаев неприемлемыми, — вот только некоторые из качеств гуманного врача. Каждый врач время от времени сталкивается с пациентом, который вызывает сильную отрицательную (но иногда и сильную положительную) эмоциональную реакцию. Врачи должны бдительно следить за своими реакциями при встрече с такими больными и возникновении подобных ситуаций. Они обязаны сознательно контролировать и регулировать свое поведение так, чтобы интересы больного оставались главной мотивацией всех их поступков при любых обстоятельствах.
Известное высказывание д-ра Francis Peabody, сделанное более полувека назад, сегодня даже более актуально, чем тогда: «Значение близких личных отношений врача и пациента не может быть переоценено, так как в подавляющем большинстве случаев от этого прямо зависит правильность диагностики и эффективность лечения. Одним из наиболее важных качеств клинициста является заинтересованность в человеке, поскольку секрет лечения больного заключается в заботе о больном». |
Категорія: Внутрішні хвороби | Додав: koljan
|
Переглядів: 290 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|