ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Спектакль документів

ДУРОКОВИНЫ ГРИНИ КУСОЧКИНА
23.04.2014, 21:20
Все-таки Гриня Кусочкин - тот ещё фрукт. Один на всю Кострому, а может быть и на всю Рассею. Спроси в городе, где Мэр живёт? Половина и впрямь не знает, а другая половина обязательно соврёт, чтобы с толку сбить. Вон этих иностранцев сколько шляется! Расповсюдились! Того и гляди каку - нибудь государственную тайну свистнут. Недаром у нас в городе торчит Иван Сусанин на самом видном месте. Но не в том интерес, что наш Мэр сам из рода Сусаниных, а в том, что сидел с Гриней рядом, на соседнем горшке, когда они вместе в одном саду маялись. Ну, так вот, спроси приезжий человек, как Гриню Кусочкина отыскать - всяк укажет: Под горой, вниз от Кукольного, набережную не доходя, на Щемиловке. Знают Кусочкина, конечно, не за то, что пожарник. Хоть по долгу службы жарится он на всех костромских пожарах. А в этих перестройках, сами знаете, всяк горит синим пламенем. Уважают Кусочкина за то, что - Художник. От него вся заграница тащится. Да и наши русские, кто послабже, от его картинок прямо в обмороке. Сам Гриня называет свои произведения уважительно - «Дураковины». Рисовать он начал случайно. Можно сказать, жизнь заставила. Был Гриня классным фотографом. У него и теперь архив - дай Бог! Да разве ж можно всю нашу колготню на фотографию тиснуть? И захотелось Грине, тут уж вы мне точно не поверите, показать жизнь изнутри. Изнутри наша жизнь ещё смешнее будет. Ну и схватился мужик за краски. Прямо так, нигде не учась. Некогда было ему учиться, когда картинка из тебя прямо прёт! Никогда он моря не видел, а жахнул так, что народ на пристани разодрался - кому сей пейзаж достанется. Оказалось, что народу для красоты в доме обязательно нужна какая-нибудь дураковина. Сначала у него и кисточек не было. Он прямо рукой мазал. И смотри ж ты, какие у него сразу рисунки вышли.. От Костромы до океанов вон сколько пахать надо, а у Грини они даже натуральнее получаются. Главное, посмотришь на них и смеяться хочется. Это при нашей-то жизни смех откуда взять? Теперь Гриня и скрывать перестал, что он - натуральный гений. Сама Леночка - жена художница, да ещё с наивысшим образованием так за гения его и считает. А ведь в её платьишках вся Волга пляшет и поёт. Но жена может не показатель. Так ведь в самом Парижеке приговор вынесли и диплом выдали, правда, не по - русскому писанный. Знающие люди всё же прочитали: Григорий Кусочкин - великий русский примитивист, не то Гоген по - ихнему, не то Ван Гог. Одним словом, явление природы, которое только в России теперь и можно наблюдать. На радостях Гриня принялся еще частушки складывать, чтобы все таланты проявить сразу. И музыку обещался сочинить, если ему Лена пианино купит. Что тут скажешь, если у мужика изо всех дырок талант прёт! А какой Гриня рассказчик знатный!? Если в настроении, конечно, свои байки травить начнет народ клещами не оттащишь. Ну, вылитый Василий Тёркин, только с бородой и проплешиной. Кому-то даже Швейка напоминает. Ну, а так он - исконный русский мужик, как не ищи чужой кровинки ни капельки до десятого колена. У него даже документик имеется, где вся родословная почище чем у Романовых. Ни одной шельмы в роду - все коренные, не разбавленные, один к одному волжские русаки. Вот почему он и народ свой пупком чует. Непонятно только, откуда он свою главную идею подхватил? Будь ты хоть семи пядей во лбу, но жить должен для радостей. Еретик, конечно, но крещеный по всем правилам. - Как хошь крутись, но чтоб радость была. И в доме, и на улице, да и во всей России. Обязан человек жить в радости - вот где, говорит, собака зарыта. А собак Гриня очень уважает. У него своя лохматка есть. Старая, правда, хромая. Так он её на руках по городу носит, для прогулки. Университетов Гриня не кончал, но книг прочитал тьму-тьмущую. И если к нему пристать по-хорошему, обязательно сдернет с полки Монтеня и шпарит - только держись. - Незачем нам вставать на ходули. И даже на самом высоком из земных престолов, сидим мы на своём заду... - Вот ведь как оказывается! И во Франции у них умные мужики есть. Не хуже Кусочкина соображают. Хотя. говорят, этот Мишель жил ещё до Ивана Сусанина. - Чтобы умудриться, надо немножечко поглупеть... Может Гриня хоть на базаре, хоть с пожарной каланчи проповедывать. Это ему один хрен. А вот «дураковины» свои рисует Гриня ночью, чтоб никто не мешал. Среди земляков Гриня в большом авторитете. Начнет где-нибудь на базаре историю травить - вокруг сразу кольцо. Где приврёт, где слукавит для радости. Народ только варежку раскрывает. А Гриня ему еще в нос сунет свою «дураковину» для чистейшего доказательства. Так и побежит наш сюжет. Сначала, будто картинка сама по себе, а жизнь - сама по себе. Потом только уразумеешь, что наша жизнь и есть «дураковина». А хошь наоборот смотри «дураковины» Грини Кусочкина и есть сама жизнь. У него - зверь, птица и человек - одна семья. Может и неказиста сейчас Кострома. Да ничем не хуже любого города в России. Всё знает, всё помечает Гриня в своих картинках. Один от всех наших нескладушек желчью прыскает, а Гриня всё в потеху обращает. В какие бы помои не бросала судьба, у Грини, что ни день, то праздник. Что ни случай, то забава. Оттого и люди окрест не кислые ипохондрики, а веселые мужики, да смешливые бабы. И Россия Кусочкина не мрачная чужбина, а плясучая, игручая, родная сторона. Сюжетов у Грини и для картин, и для рассказов - пруд пруди. Можем затовариться хоть на пол-года. И какая бы ни шла на дворе избирательная компания наш Гриня всегда в цене. Потому что за кого Кусочкин, за того и народ. И получится у нас весёлая история, если шутку эту делать всерьёз. Конечно, это не простая заявка. Обычно достаточно назвать тему, коротко сформулировать идею, объяснить сюжет, намекнуть на форму и технологию производства и достаточно. Эта заявка «позиционная». И написал я её, чтобы объяснить себе самому, что собственно я собираюсь делать. Каков смысл и цель необычного зрелища. Потом, в процессе многое изменится. Тем более, что придется сочинить реальный сценарий, для того чтобы в короткое, отведенное телевидением время на копеечные деньги быстро и безошибочно снять большой, по существу постановочный фильм. Надо было отработать фабулу и сюжет, надо было представить себе полный перечень художественных инструментов, которыми придётся воспользоваться на такой сложной картине. Надо раскрыть характер в последовательности эпизодов и найти «интригу». Автору приходит в голову парадоксальная идея. В Костроме очень много разнообразной талантливой самодеятельности. Есть даже свой молодёжный музыкальный ансамбль, который не только веселит публику по праздникам, сочиняя эпатажные песенки, но и организовал в пику ленивому обывателю «Клуб дураков», конечно, чтобы собрать самых больших «умников» города. А что если вступление Грини в этот самый клуб и станет фабулой картины? Поначалу идея мне казалась вздорной и неорганичной. Уж очень разные фактуры! С одной стороны Гриня - типично русское явление, а с другой - какие-то «битники-джазмены». Сойдутся ли ритмы, улягутся ли такие разные типажи в одном фильме? Сошлись и улеглись… Родилась совсем непривычная для документалистики форма. Почти «театр абсурда». А разве наша жизнь порой не напоминает такой театр? Теперь я думаю, что если бы не случилось такого яркого «контрапункта» картина не получилась бы озорной и объёмной. Когда мы утвердились с жанром, сразу появились и связались в единую структуру эпизоды. Надо было только их реализовать. Очень много зависело от самого Грини. Выдержит ли он до конца свою «роль»? Сумеем ли мы отыскать и снять за короткий срок необходимые знаки и символы, которые должны придать философский смысл этой шутовской истории. Слава Богу, подобралась сильная команда во главе с талантливым оператором Вадимом Виноградовым и директором Ларисой Вяжлинской. В первом кадре белоснежный Ипатьевский монастырь словно повис в воздухе над широкой Волгой. Красный парус разрезает голубую гладь реки. Под балаганные аккорды русской песни о Степане Разине, из монастырских ворот выходит мужик в широкой рубахе. На голове картуз, а под мышкой папка с рисунками. Так появляется в картине наш герой Гриня Кусочкин. Останавливается автобус с «интуристами». На лобовом стекле надпись: Российское телевидение представляет художествен-НО-документальный фильм «ДУРАКОВИНА». Буквы подплясывают в ритме песни. Кусочкин объявляет себя Главным художником России и демонстрирует перед обалдевшими интуристами свои произведения. Всё это с шутками и прибаутками, которые с трудом пытается перевести на итальянский язык переводчик. На «дураковинах» черти, русалки и прочие сказочные персонажи. Гриня непрерывно импровизирует. Этот балаган поддерживает ансамбль Костромского Клуба Дураков, исполняя свою коронную песню про «Кащея Бессмертного», приплясывая и дурачась в шутовском обличии. Это фантасмагорическое представление вдруг обрывается заседанием Клуба, где происходит торжественный обряд приёма Грини Кусочкина в благородное общество «дураков». Сам претендент отсутствует, и пока рассматриваются только его картины. Конечно, это специально поставленная сцена. Заслуживает ли Гриня «высокого» звания русского «Дурака»? Этот вопрос будет решаться на протяжении всей картины. Весёлый костромской базар. Если хочешь понять колорит города, обязательно надо побывать на торжище. В «Ярмарке» я тоже использовал это место действия. Здесь неожиданно появляется Кукольник (артиста и куклу мы нашли в местном театре). Кукла «Боцман» обращается к публике: Кто из вас знает Гриню Кусочкина? Одни шарахаются от неожиданности, другие радостно кивают: Раньше был горький пьяница, а теперь известный художник... Краснощёкий парень на горе арбузов созывает покупателей. Появляется Гриня. Под детскую песенку он выбирает арбуз, простукивает и подпевает: В траве сидел кузнечик совсем, как огуречик, зелененький он был… И тут же объясняет продавцу, что арбуз ему нужен размером с его голову в точности, а голова у него 62 размера. Начинается долгий обмер арбуза с сантиметром, которым запасся Гриня. Конечно, эту ситуацию спровоцировали мы и незаметно снимаем. Гриня подмаргивает нам, как сообщник, и, подпевая, собирает вокруг себя публику и объясняет: Скоро у меня день рождения. Я поставлю арбуз на стол, одену на него свою кепку, а потом хрясть! И моя голова развалится... Народ смеётся. Песенка про кузнечика, ускоряясь, иронично звучит в исполнении ансамбля «Клуба Дураков». А вокруг скачет и резвится под музыку народ. Но это мы делаем уже в монтажной. И тут же рисуночек Кусочкина. Очередная «Дураковина»! А в следующем эпизоде Гриня расхаживается у подножия памятника. Гриня: Помнится в 13 году решил наш царь-батюшка именины справить, в честь трёхсотлетия Дома Романовых. Приехал сюда царь, вот на это место. Встречали его купцы, дворяне, весь люд костромской. Проектик заготовили под памятник. И решил царь здесь всю свою династию увековечить. Как-никак, а начинались Романовы с Костромы! Заложили памятник. Но случилась тут революция... ХА… ХА… - поёт ансамбль. И в такт музыки сменяются кадры памятника. У постамента ржёт кобыла. Посмотрели новые власти на этот памятник - камень хороший, а девать его некуды. Тогда и порешили вместо царя-батюшки взгромоздить на это основание любимого нашего вождя Владимира Ильича Ленина. Влез Он на этот памятник , руку высунул и показал куда? На Север! И пошли наши народы туда, дружными рядами... Костромской Ленин на основании памятника Романовым. Да ещё рука его неимоверной длины. Под колокольный звон движется на площадь Крестный ход. Шаркают по земле ноги - кто в сапогах, а кто в тапочках. Все эти знаки в картине и создают «театр абсурда». Всё производит дикое впечатление. Ну, чем не «Дураковина»? Молебен на центральной площади города под пожарной каланчёй тоже не «слабый» символ. Над городом парит однорукий Вождь. Внизу трубит гипсовый пионер. И лица, лица, такие печальные русские лица... В доме Кусочкина Гриня разлёгся на полу, босые ноги взгромоздил на диван. Рисует. Творения внимательно рассматривает его любимый старый пес Гуслин. Гриня: А рисовать я начал в 1986 году, 23 февраля, ровно в 17 00. Подарила мне жена краски темперные. Вывалил это всё и сразу за 4 часа картину с Рериха навалял. Потом, за Курбе принялся... Гляжу, а у меня-то лучше получается. И тут начал я рисовать свои «дураковины»... Конечно, эта сцена постановочная, но именно так рассказал нам Кусочкин, он и начал рисовать. Слова не надо было выдумывать, и позу разучивать. Для него самого всё это было легко и органично. Хотя «инсценировкой» попахивает. Особенно от его голых пяток. На его рисунках приплясывает народ. И тут опять зазвучала музыка «дураков»: Ты проснёшься с утра, Завтра снова нагая. Мы неприступны. Не Казановы. Мы научим тебя любить попугая. Он эротичен, знает два слова: Дура ты! Дура ты, ты... Молодёжь веселится на площади. И снова мы в мастерской художника. Гриня рисует. Любимая собака наблюдает за своим хозяиным. Гриня: ...Будет у нас Гуслин на этой картине «Жизнь после смерти». Какая она там - никто не знает. А мы знаем. Гляди-ка, вот говорят, что на том свете людей жарят. А они там на сковородках катаются... И мы видим всю эту фантасмагорию в картинках. Я к милашке - под подол, Да обжог ладошку. Сунул в снег её потом, Остудил немножко. А это пивной ларёк такой, в шляпе! На картине мужик с голой задницей. Подходи! Бери без очереди... А вот мужик двух баб в бочку посадил. Тискает! Хорошо-то как, Господи! Чуешь, Гуслин, как жить будем после смерти. Молодец, всё правильно понимаешь... И тут мы неожиданно замечаем в его комнате фотографию Марчелло Мастрояни. И начинает звучать в исполнении того же шутовского ансамбля музыка Нино Рота из фильма Феллини «Восемь с половиной». Гриня Кусочкин выводит своего хромого Гуслина на прогулку, останавливается посреди улицы и начинает новый рассказ: А вот вам ещё «дураковина. Сидим мы как-то с Марчелло Мастрояни на Щемиловке и курим. Вон там, где мужики сидят... А дело было так. Иду я как-то с работы, смотрю, Михалков с Мастрояни фильм снимает. И решил я с него автограф состричь. Рванул домой, взял фотографию и прибежал обратно. Говорю, так мол и так, не дают мне в семье поужинать, пока вы мне, сеньор Мастрояни, автограф свой не подпишете. Покалякал он с переводчицей, посмеялся и подписал. А в это время вижу Михалков на меня тяжелый зрак положил. Думаю, выгонят меня сейчас. Схватил фотографию и ...домой по Щемиловке. Эта забавная история дала мне возможность использовать в сюжете любимую мелодию. Мне казалось, что напоминание о балаганном представлении Феллини даст волшебный ключик к пониманию особого документального жанра. Во всяком случае, временами пугаясь того, что делаю, я искал помощи и поддержки у великого итальянского Маэстро. Наверное, это был расчет на искушенного зрителя. В картине появляется новое лицо Леночка Кусочкина. Она сама замечательная художница по костюмам, которая обрядила всю Волгу в сказочные наряды. Вышивая очередное платье жена даёт своему Грине неожиданную характеристику: ...Уж очень особенный человек. И талант его не то от Бога, не то от Дьявола. Скорее от Дьявола. Уж больно он большой богохульник и охальник. А беда его наша, русская... И так она при этом горько вздохнула, что и без слов было понятно, какую судьбу сторожит эта хрупкая женщина. В следующем эпизоде мы оказываемся в садике на площади, которую народ прозвал «Сковородочка». Здесь Гриня устраивает новую «провокацию». Собрал, оформил кибитку и проводит конкурс на предмет, чья водка лучше - местная «Костромская» или иностранный «Абсолют». Народу набежало разного немеренно. Тут и заправские любители выпить на «даровщинку» и просто любопытная публика. Гриня, не умолкая, сыпет своими шутками и прибаутками. Сцена получилась весёлая. Снимали её репортажно, наблюдали издали, скрытно. Музыка нашего ансамбля за кадром придала весёлому зрелищу свой темпоритм. Особенно удались в этой сцене разнообразные характеры костромичан. Действие вышло яркое, ярморочное, а завершилось оно русской пляской. Мужика, честное слово, мы никак не готовили - сам вызвался. Да и «фигоуховка» помогла. Так Гриня называет водку местного разлива. Много ещё «провокаций» в этот день устроит Кусочкин в картине, а к вечеру дома Гриня выдаст афоризмы, которые вычитал у своего любимого философа Монтеня: Чтобы умудриться, надо немножечко поглупеть... А ещё: Даже на самом высоком престоле мы сиди на собственном заду… По городу шла очередная избирательная компания и по моей просьбе, откровенно шаржируя митинги кандидатов Гриня Кусочкин выступил перед стадом коров с пламенной речью: Дорогие и соотечественницы! К вам обращаюсь я, друзья мои. Никто не спасёт, не поможет, даже партия «ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА», куда я собираля вступить, да не вступил - враги наше родное пиво испортили, а заморского пить не хочется. Я решил организовать партию ЛЮБИТЕЛЕЙ МОЛОКА. Я верю, потекут в России молочные реки с кисельными берегами, которые обещали нам разные горлопаны, да так и не исполнили. В этот момент всё стадо поддерживает оратора человечьими голосами. За них, конечно, старается всё тот же ансамбль клуба «Дураков» А Гриня продолжает: ...помогите нам, родимушки! Ведь одним стадом живём! Коровы дружно поддерживают речь оратора: Муууу!.. Муууу!.. Мууууууу.... А кульминацией в картине стало карнавальное шествие по городу. Удалось собрать всю самодеятельность, поставить танцевальный щаг. Ансамбль шёл, играя и дурачась впереди. На носилках, завернутый в белую простыню, как римский сенатор, гордо оглядывая шествие плыл над толпой сам Кусочкин. И снова за кадром песня «Кащея бессмертного», который на старости решил заняться «анти-бодибилдингом». В карнавале приплясывает кукла «Боцман», с ним знакомились в начале картины. Шествие идёт к высокому берегу Волги, где живого Кусочкина водружают на постамент в знак того, что он принят, наконец, в благородное собрание «Клуба дураков». Спадает простыня и Гриня принимает позу атлета. Народ вокруг ликует. И тут неожиданно начинает звучать песня самого Грини Кусочкина. Сначала за кадром, а потом и в кадре: Как в былине, сказке старой, Предо мною три дороги. Хошь налево, хошь направо Понесут куда-то ноги. А в серёдочке тропинка, На тропинке - черепа. Ах, ты жизнь моя, пылинка, Понесло тебя куда? Возьму обрез, да кинусь в лес, За ёлочкой засяду. На жизнь беспутную мою Устрою сам засаду. А счастья нет, да где-то ждёт. Неситесь мои кони! А из засады - пулемёт. Он всё равно догонит... Песня получилась совсем не шутейная и даже немного мрачная. Сам автор был категорически не согласен. Но мне показалось, что Гриня Кусочкин достал её с самого дна своей души и потому она свидетельствует о подлинном раскрытии этого сложного, истинно русского характера. Карнавал уходит под музыку из фильма Филлини «Восемь с половиной», а Гриня несет свою хромую уставшую собаку на руках вдоль берега реки. Медленно падает в воду солнце. И мне кажется, что несёт русский человек на руках нынешнюю больную Россию. Вот вам и вся «Дураковина». Текста в картине нет. А в каждом синхроне подтекст. Расшифровывает его зритель, каждый по своему разумению. Кто-то заметит в этой картине только смешную фабулу, кого-то тронет драматический абсурд нашей жизни. Конечно, сняв фильм в Костроме, я собирался сделать целую серию картин о «дураках», которые выручают страну, как могут. Но телевидению «хватило» только одной, этой картины, которую и показали-то всего один раз, потом забыли. Вот вам и ещё одна «Дураковина».
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
Переглядів: 739 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП