Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
КОМПОЗИЦИЯ
| 23.04.2014, 20:03 |
С понятием композиция мы сталкиваемся на уровне кадра. Умение расположить предмет на плоскости экрана - первый урок композиции. Даже, снимаясь на документ в фотоателье приходится выслушивать: поднимите подбородок, голову чуть вправо и т,д.
Композиция есть в архитектуре, музыке, в живописи. Нет композиции только в жизни. Композиция - великое изобретение человека.
Композиция - соотношение частей. Но не просто соотношение, а взаимодействие. Отдельные части /эпизоды/ обнаруживают причинно-следственную зависимость. Соотношение имеет логическую и эмоциональную связь. Композиция последовательно раскрывает тему и приводит зрителя к определенным решениям. Композиция накапливает интригу действия, вовлекая зрителя как бы внутрь пространства картины. Именно благодаря композиции накапливается энергия в картине.
Композиция кадров создает драматургию эпизода, а драматургия эпизодов создает пьесу, т.е. законченное произведение и в театре, и в кино, и на телевидении. Хотя вполне закономерно говорить и о композиции в литературе. Композиция цветов - «икибана»,- особое высокое искусство составления букетов в Японии. Конечно музыкальная композиция - особая тема. Может быть именно в театре были сформулированы основные правила композиции, когда Буало объявил своё классическое триединство: единство времени, единство места и действия, как первое правило гармонического построения композиции. Конечно, со временем эти правила утратили своё каноническое значение. Чем круче развивались искусства, тем дальше они уходили от канонов. Но всякое искусство должно быть гармонично. То есть всякое искусство должно находить соотношение и объяснение своих частей, а значит искать и находить свою композицию.
Понятие композиции шире, чем понятие сюжета. Сюжет предусматривает завязку, развитие действия, потом кульминацию и развязку. Для простых форм это вполне завершенная композиция. Однако жизнь, с которой имеет дело документальное искусство очень часто не позволяет выстроить материал по такой схеме. И тогда приходится «изобретать» свою композицию для каждого произведения.
Обычно композиция строится трижды. Сначала на бумаге, в досъёмочный период, потом поправляется на съёмочной площадке. Но окончательная композиция создается на монтажном столе. И это самый напряженный и творческий период работы. Когда материал сам подсказывает строительство целостного организма. Иногда автору кажется, что материал сам строится без воли автора, В этот момент и находятся самые неожиданные, и как правило самые правильные решения. В документальном произведении естественно, когда материал диктует свои решения автору, а не наоборот. Правильная композиция одухотворяет материю, Когда я заметил это свойство документального произведения, я и сказал:
Бог не в содержании, Бог - в форме.
Это истина для режиссера. Найденная красивая форма делает предмет изображения привлекательным, доставляет удовольствие зрителю. А разве не в этом первая обязанность всякого искусства?
Композиция хороша, когда один эпизод с необходимостью тянет за собой другой. Когда мысль не рвется, а продолжается. Когда эмоциональное напряжение непрерывно растет, когда действие развивается, а образы постепенно проявляются.
Надо заметить, что в документальном фильме очень часто не удается выстроить полноценный сюжет. Материал не дает возможности выложить классическую драматургию с завязкой, кульминацией и развязкой. Детектива не получается, материал очерковый, ровный, описательный. Но это вовсе не значит, что его надо подавать зрителю «навалом», не структурируя свой рассказ. Конечно, информационные передачи часто довольствуются простыми формами -«табуретками». Но чем глубже и серьёзнее тема, тем чаще требуется другая «мебель».
При этом надо иметь в виду, что зритель заинтересован только тогда, когда у него есть возможность «отгадывать» постепенно загадки сюжета. Это правило сохраняется и тогда, когда нет в прямом смысле сюжета. «Загадочность» должна присутствовать в любой композиции. Только в этом случае зритель активно участвует в действии на экране.
К поиску композиции нельзя подходить математически, т.е. выстраивать строго равновеликие эпизоды. Композиция должна быть живой. Нельзя заранее измерить ту или иную протяженность эпизода. Пушкинский Сальери определял гармонию алгеброй. Между тем, настоящая композиция строится на интуиции автора. В найденной композиции нельзя поменять местами ни один кадр, ни один эпизод. Хорошая композиция и определяет целостность вещи. В композиции скрыт пульс самого художника, его мироощущение, характер. Это разумное, но чувственное творчество. Композиция - всегда откровение. Поэтому композиция неповторима на другом материале. И в телевидении нужен Моцарт.
Можно ли заранее предвидеть композицию на стадии сценарного замысла?
В игровой картине это условие полноценного сценария. В неигровом документальном кино это случается редко, почти никогда. На съемочной площадке режиссер во власти события, им правит реальная жизнь со всей своей непоследовательностью и неожиданными поворотами. Другое дело, когда реальность превратилась в виртуальность и режиссер становится творцом композиции. Но и здесь он не вполне свободен. Говорят, материал диктует. Это означает что автор не придумывает композицию, а как бы угадывает ее в материале. Конечно, и среди документалистов встречаются «диктаторы». Они навязывают свою форму, не считаясь с материалом. Иногда получаются весьма любопытные результаты. Однако, я остаюсь поклонником такой режиссуры, которая ищет и находит форму в самом материале, Материал должен продиктовать композицию. И лучшие результаты приходят тогда, когда художник находится в «бессознательном» состоянии. Форму творит подсознание художника. Содержание можно заказать, а форма приходит сама. Кто говорит из Космоса, кто верит - от Бога.
Вглядываясь в материал, страдая и развлекаясь, раскладывая пасьянс или разбирая шахматную партию, ты ожидаешь того мгновения, когда картина начинает складываться как бы сама собой. Кирпичик к кирпичику, кадр за кадром. Вот это и есть истинная награда, счастье первооткрывателя - художника. Гении встречаются редко, гениальные мгновения есть в каждой настоящей работе. Потом удивляешься, как это могло придти тебе в голову. Ай, да Пушкин, ай, да молодец!
В публицистической передаче композиция строится на логике доказательств. В художественной документалистике конфигурация композиции более сложная. Ведь целью такого произведение - создание образа. И живая материя строится по законам красоты и гармонии.
В японской икибане это соотношение цветов. В документальном произведении это соотношение эпизодов. Но там и здесь это искусство гармонии. Нечего и говорить, что композиция изображения подчеркивается и поддерживается в звуке. Музыкальная композиция почти всегда является сильной стороной в организации стройной композиции документального произведения.
Композиция картины диктует темпоритм каждому эпизоду. Ради цельной композиции приходится жертвовать не только отдельными кадрами, но даже целыми эпизодами. Вот уж действительно - красота требует жертв! И эти жертвы не эстетический каприз, а жестокий закон зрительского восприятия. Как только зритель вышел из «игры», вернуть его к экрану часто бывает невозможно.
В документальном произведении композиция играет роль фабулы. Телезритель следит за фабулой внимательнее, нежели за сюжетом, по крайней мере это верно для нынешнего зрителя. Не стоит рассчитывать на телевизионных гурманов. Может быть, когда-нибудь... А пока нашему зрителю подавай действие или свежую информацию. Иначе он начинает скучать и отворачивается. Не ругайте зрителя! Зритель всегда прав. Лучше проверьте еще раз композицию своей картины. В композиции должна быть интрига. В композиции должна быть загадка. В композиции должна быть тайна.
И надо хранить эту тайну до последнего кадра.
Телевидение мало заботиться о композиции. Оно считает, что на рынкуе информации пусть каждый найдёт свою «селёдку». Кроме того, телевидение изобрело лёгкий способ имитирующий композицию. В нужный момент в кадре появляется ведущий. И ведущий вполне может склеить не стыкуемые кадры, эпизоды, а прожорливый зритель. орудующий кнопками и не заметит нелепости,
тем более, что реклама все равно нарушит последовательность действия.
Внеразумная жизнь виртуальной цивилизации вполне готова обойтись без композиции. Конечно, это будет происходить до тех пор, пока телевидение не, опухнув от самолюбования не возьмёт на себя ответственность за состоянием умов в обществе, иначе говоря, не взвалит на свои плечи бремя истории и не ощутит всю ответственность за гражданина своего отечества. |
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
|
Переглядів: 561 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|