ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Ритм, простір і час

ВОЗМОЖНЫЕ БИОХИМИЧЕСКИЕ И БИОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА И ВОСПРИЯТИЯ РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
23.04.2014, 15:57
Одним из существенных отличий художественных произведений от чисто информационных сообщений является та или иная временная организация — ритмическая основа. Ритмические особенности художественных произведений способствуют возникновению эмоционального фона восприятия их информативных компонентов. При повторном восприятии данного ритмического рисунка ритм может выполнять и дополнительные информативные функции — в силу возникших ранее ассоциаций. Однако в данной статье мы рассмотрим восприятие ритма вне зависимости от этих ассоциаций. Мы полагаем, что существует соответствие эмоционального фона, возникающего при восприятии художественного произведения, ритмическим характеристикам этого произведения. Специфические эффекты при восприятии художественных произведений могут возникать в результате взаимодействия ритмических характеристик воспринимаемого произведения с физиологическими колебательными и неколебательными, релаксационными, процессами. В любом из двух случаев необходимо соответствие характерных времен этих процессов — периодов колебаний в ритмических процессах и времен релаксации в релаксационных. Такое соответствие может быть обусловлено лишь физиологическими (биохимическими и биофизическими) механизмами.1 33 Ср.: А. Н. Колмогоров. Три подхода к определению понятия «количество информации». «Проблемы передачи информации», 1956, т. 1, вып. 1, стр. 3—11. 34 С этой точки зрения сказанное о произведениях изобразительного искусства можно сопоставить со сказанным о художественной литературе в кн.: А. М. Яглом, И. М. Яглом. Вероятность и информация. М., Физ- матгиз, 1973. 1 Наличие этих механизмов представляется вероятным в связи с данными о ритмическом характере ряда существенных физиологических, био- 289 В каждом художественном произведении можно выделить, следовательно, два компонента: 1) ритмическую основу, закономерную временную организа цию, восприятие которой основано на взаимодействии с ритми ческими и релаксационными физиологическими процессами, 2) информативное содержание, восприятие которого нахо дится в определенном соответствии с эмоциональным комплек сом, возникающим при восприятии ритмической основы худо жественного произведения. Два эти компонента (ритмическая основа и информативное содержание) в разных соотношениях представлены в разных видах искусства. В музыке чаще преобладает первый. В художественной прозе — второй. Однако в любом случае критерием художественности может быть их соответствие. Процесс же художественного творчества обусловлен способностью автора к сочетанию этих компонентов, его способностью выявить правильность ритмического рисунка в качестве «носителя» информативного сообщения. Анализируя систему релаксационных и ритмических процессов живого организма, можно обнаружить определенную иерархию. Исследования показали, что ритмическая кинетика — весьма частое, если не обязательное, свойство систем регуляции в организме. По характерным периодам (частотам) биохимические и физиологические колебательные процессы заполняют широкий диапазон от тысячных долей секунды до десятков минут и многих часов. По-видимому, весь этот диапазон существен для восприятия ритмических характеристик художественных произведений. Этот же диапазон заполняют времена релаксации биохимических и физиологических процессов. Для физиологических процессов, т. е. процессов функционирования тех или иных систем организма, характерны времена порядка десятых долей секунд—минут—десятков минут. Именно этому диапазону соответствуют ритмические характеристики произведений искусства. Для их восприятия необходимы физиологические процессы с соответствующими временными свойствами — с периодами или с временами релаксации порядка десятых долей секунд—минут—десятков минут. Необходимо еще раз подчеркнуть при этом, Что для восприятия периодических сигналов не обязательно наличие периодических процессов — химических, биофизических процессов. Исследование ритмических, колебательных режимов этих процессов интенсивно развивается в последнее время (см.: Э. Бюннинг. Ритмы физиологических процессов. М., ИЛ, 1961; Биологические часы. М., изд-во «Мир», 1964; Б. Гуд вин. Временная организация клетки. М., изд-во «Мир», 1966; Колебательные процессы в биологических и химических системах. М., изд-во «Наука», 1967; Колебательные процессы в биологических и химических системах. Вып. 2. Пу-щино, Изд-во Пущинского научного центра биологических исследований АН СССР, 1971). 290 достаточно, чтобы характерные времена релаксации в соответствующем релаксационном процессе были бы близки периоду воспринимаемого ритма. К наиболее быстрым (высокочастотным) относятся процессы реагирования организмов на внешние сигналы. Характерные времена релаксации организмов животных имеют порядок десятых долей секунды и целых секунд. При этом для нас представляют интерес не столько безусловные рефлекторные двигательные реакции, сколько реакции привлечения внимания — быстрые реакции мобилизации. Можно считать вероятным, что эти быстрые реакции мобилизации имеют в своей основе столь же быстрые процессы секреции гормонов действия главным образом группы адреналина. Быстрая импульсная секреция адреналина обусловливает готовность организма к последующим активным действиям (если они оказываются необходимыми). При отсутствии такой необходимости реакция мобилизации сменяется успокоением — релаксацией, основанной на разрушении выделившихся ранее гормонов действия. Для процессов разрушения адреналина и подобных ему гормонов характерны более длительные времена — порядка нескольких секунд. Таким образом, динамика процесса привлечения внимания, настороженности, кратковременной мобилизации однократным внешним стимулом имеет вид импульса с крутым передним фронтом и медленным последующим спадом. Закономерное повторение импульсов, возбуждающих внимание, приводит к более длительной мобилизации, которая должна обеспечивать совершение возможных действий. Для этого необходимы перераспределение тонуса кровеносных сосудов, локальные изменения скорости кровотока, изменение (увеличение) уровня глюкозы в крови, общее повышение тонуса работы центральной нервной системы. Характерное время включения этой более длительной мобилизации составляет десятки секунд— минуты. Релаксация этой системы, возвращение к покою продолжается несколько минут. Колебания здесь также имеют вид резких подъемов и относительно медленных спадов.2 Закономерное повторение состояния относительно длительной мобилизации организма приводит к общей перестройке физиологического режима, такой перестройке, которая обеспечивает длительное напряжение, длительную повышенную активность. Эта перестройна, по-видимому, сопряжена с биосинтезом стероидных гормонов коры надпочечников. Характерные времена для этой системы, вероятно, измеряются десятками минут для процессов включения и несколькими часами—сутками для выключения. 2 См.: С. Э. Шноль, В. И. Гришина. Сложнопериодический характер изменения концентраций различных веществ в крови. «Биофизика», 1964, т. 9, вып. 3, а также: Н. А. Аладжалова. Медленные электрические процессы в головном .мозге. М., Изд-во АН СССР, 1962. 291 Выше прослежена лишь наиболее вероятная, на наш взгляд, иерархия физиологических (биохимических) колебательных и релаксационных процессов с диапазоном характерных времен от долей секунды до суток. В настоящее время, как уже было сказано, обнаружены колебательные режимы большего числа различных физиологических и биохимических процессов. Связь этих процессов с эмоциональным состоянием еще недостаточно выяснена. Поэтому гормонами действия могут оказаться на самом деле не адреналин и его гомологи, а, например, серотонин или же их сочетание. В состоянии более длительной мобилизации определяющими могут оказаться не столько физиологическое и биохимическое состояние кровяного русла, сколько тонус и ритмика центров продолговатого мозга, таламуса и гипоталамуса. Все это составляет предмет дальнейших исследований. Однако можно считать вероятным, что в основе иерархии колебательных и релаксационных процессов, ответственных за эмоциональное состояние и физиологический тонус организма животных и человека, лежит такая последовательность: нервная рефлекторная дуга, нейрогуморальный тонус, гормональная регуляция кровеносной системы и работоспособности мышц и нервных центров, гормональная (по механизму) перестройка физиологического состояния организма. Попробуем проследить на некоторых примерах из различных областей искусства соответствие ритмических характеристик художественных произведений и физиологических процессов. Двухкомпонентность произведений искусства наиболее четко видна в музыке. Ритмическая (правильнее, временная) организация музыкального текста обеспечивает необходимый эмоциональный тонус восприятия ассоциативного содержания (если оно есть — это зависит как от характера музыкального произведения, так и от того, была ли у слушателя ранее возможность образовать соответствующие ассоциации с данными звукосочетаниями и ритмическими характеристиками произведения). В экспериментальном анализе указанных двух компонентов музыкального произведения наибольшую трудность представляет выявление в абстрагированном виде именно первой — ритмической (временной) организации произведения. Такому выявлению препятствуют чрезвычайно развитые ассоциации слушателей. Они-то и затушевывают эффекты, обусловленные первичными физиологическими механизмами. Для преодоления в возможной степени этих трудностей мы провели анализ по возможности «обесцвеченного», не вызывающего ассоциаций ритмического рисунка ряда музыкальных произведений следующим образом. Мы регистрировали изменения сум-292 марной интенсивности звука по ходу исполнения произведений. Таким способом удается выявить ритмический рисунок вне связи с характером звукосочетаний, мелодии, тональности и т. п. чертами музыкального произведения. При подобном анализе оказалось, что различным музыкальным произведениям свойственны временные характеристики следующих видов: быстрые музыкаль- 20 сек. Рис. 1. ные «сигналы» с характерным временем порядка секунд; музыкальные фразы длительностью порядка одной — трех минут; части (сонатных форм) длительностью семь—двенадцать минут; сонатные циклы (сонаты, концерты) длительностью двадцать— тридцать пять минут. Так, на рис. 1 приведена «обесцвеченная» запись фортепьянной сонаты Д. Скарлатти соль мажор (в исполнении Н. Петрова). 20сек. Рис. 2. Суммарная интенсивность звука изменяется в сонате ритмически следующим образом. Имеются резкие, быстрые импульсы увеличения интенсивности, повторяющиеся каждые десять—пятнадцать секунд. Сами эти импульсы длятся менее секунды. Кроме того, периодически изменяется средний уровень интенсивности звука: примерно в течение двадцати секунд средняя интенсивность сохраняется, а затем в следующие двадцать секунд поддерживается другой уровень интенсивности. На рис. 2 мы видим аналогичную запись фрагмента финала Пятого концерта для фортепьяно с оркестром Бетховена (в исполнении Э. Гилелвса; дирижер К. Зандерлинг). Отчетливо видна примерно сорокасе-кундная периодичность среднего уровня интенсивности звука и 293 быстрые, двух-, трехсекундные, импульсы — подъемы и спады интенсивности звука. Как видно из рис. 1 и 2, временные характеристики музыкальных произведений соответствуют временным характеристикам рассмотренных выше физиологических процессов. Это соответствие позволяет предполагать обусловленность восприятия музыкального ритма взаимодействием его с физиологическими колебательными и релаксационными процессами, обладающими соответствующими характеристиками. При этом (как это следует из общих закономерностей взаимодействия колебательных процессов, а также из закономерностей периодических и импульсных воздействий на релаксационные процессы при достаточной близости временных характеристик) может происходить подчинение фи- 6 сек. Рис. 3. внелогических процессов ритмическим и импульсным воздействиям музыкального произведения. Своеобразные результаты могут возникнуть при «неожиданном», т. е. неподготовленном предшествующим «текстом», несоответствии временных характеристик физиологических процессов и ритмических особенностей художественного произведения — например, при большей по сравнению с собственным ритмом организма длительности какой-либо части сонатной формы (обычно финала). В поэтических произведениях бесспорно, как нам кажется, наличие тех же двух компонентов — ритмической основы и информативно-ассоциативного текста. Исследованию ритмической организации поэтических произведений посвящено много работ (в том числе и представляющая большой интерес статья Е. Г. Эт-кинда в настоящем сборнике). Однако, как правило, анализ не сопровождается сопоставлением ритмического рисунка стихотворения с физической шкалой времени. Естественно, что временная шкала стихотворения зависит от темпа чтения (произнесения чтецом, читателем). Тем не менее, с учетом неизбежного индивидуального разброса масштаба времени, можно видеть, что для поэтических произведений характерны примерно те же ритмические процессы, что и для музыкальных. Мы убедились в этом посредством исследования ряда стихотворений методом, аналогичным примененному для анализа музыкальных произведений.3 3 Мы благодарны Р. Я. Дубиной за участив в анализе поэтических произведений. 294 На рис. 3 приведена запись изменения интенсивности звука при чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» (ямб). Видны регулярные залпы импульсов интенсивности каждые две — три секунды и отдельные импульсы длительностью менее секунды при общей продолжительности чтения около тридцати секунд. На рис. 4 изображена аналогичная запись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (хорей). Видны Беек. Рис. 4. регулярные быстрые импульсы (длительностью менее одной секунды), повторяющиеся каждые пять— шесть секунд. беек. На рис. 5 дается запись стихотворения В. Я. Брюсова «Все кончено» (анапест). Видны быстрые (длительностью менее одной секунды) , резкие подъемы интенсивности звука каждые десять-двенадцать секунд внутри строф, с длительностью строфы около двадцати секунд. Рис. 5. На рис. 6 приведена запись фрагмента стихотворения Б. Л. Пастернака «Любимая —жуть! ..» (амфибрахий). Видны быстрые импульсы, регулярные смены среднего уровня интенсивности звука каждые пять—семь секунд. Таким образом, и в поэтических произведениях можно отметить наличие интересующей нас периодичности. Танец —вид искусства, где физиологические эффекты ритмической структуры наиболее очевидны (в то время как ассоциативно-информационный компонент здесь играет лишь второстепенную роль). Замечательной особенностью танца является то, что быстрые импульсы мобилизации, воспринимаемые из музыкального сопровождения, приводят к немедленной реализации 295 I Беек. в виде соответствующих движений. Тем самым процесс релаксации, снятия кратковременной мобилизации существенно ускоряется, задний фронт импульса действия становится более крутым. Эта облегченная движением релаксация должна оказывать особенно сильное физиологическое действие как на организм танцора, так и на «сопереживающего» зрителя (при условии соответствия ритма танца временным характеристикам физиологических процессов кратковременной мобилизации и релаксации). В отличие от танца в произведениях живописи и графики ассоциативно-информационный компонент, как правило, преобладает.4 Эти виды искусства основаны ва зрительном восприятии. Преобразование пространственных характеристик во временные Из сказанного ясно, что одним из существенных критериев художественности является соответствие ритмико-временного компонента произведения искусства информационно-ассоциативному компоненту. Такое соответствие ib процессе художественного творчества не всегда осознается автором произведения. Художественная одаренность в значительной степени (в той, в какой речь идет о ритмико-временном компоненте создаваемого произведения) определяется способностью автора правильно отразить временную структуру, динамику физиологических ритмов собственных эмоциональных процессов в качестве фона для информативно-ассоциативного компонента создаваемого произведения. Естественно, что динамика этих процессов должна отвечать некоей распространенной физиологической норме.
Категорія: Ритм, простір і час | Додав: koljan
Переглядів: 530 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП