Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Лаки стран Ближнего и Среднего Востока
| 23.04.2014, 11:06 |
В странах Ближнего и Среднего Востока (Индии, Иране, арабских землях. Средней Азии и др.) расписанные темперой изделия из папье-маше тоже покрывали различными лаками, приготовленными так же, как в Византии и Западной Европе: путём растворения из-
_____________________________________________________________209
мельчённых и растопленных смол (янтаря, сандарака, канифоли, мастикса и др.) в горячем льняном масле. Смолы и масла тщательно обрабатывали. Например, сандарак предварительно промывали в щелочной воде, освобождали его от кусочков коры и всего постороннего, тщательно сушили и нагревали до высоких температур без доступа воздуха. (Сандарак плавится и становится растворимым в горячих растительных маслах - также тщательно очищенных. При варке масло не должно кипеть.) Когда же сплав уваривался до определённой густоты и вязкости, его разбавляли скипидаром или очищенной нефтью до желаемой густоты.
Автор "Ганун ос-совара" САДИГ-БЕК АФШАР16 даёт следующий рецепт варки сандаракового лака (роган-е кеман), которым обычно покрывали переплёты книг из расписанного темперой папье-маше. Для варки такого лака берут один ман хорошего чистого сандарака и размельчают его зёрнышки молотком. Затем новый котёл соответствующей ёмкости ставят на таганок и со всех сторон обмазывают глиной. Чтобы котёл совершенно закрыть, его обкладывают кирпичом и камнями. После этого под ним разжигают сильный огонь и раскаляют, по выражению автора, "так, как кузнец -горн для железа и стали". В раскалённый котёл кладут измельчённый сандарак и помешивают его железной шумовкой. И держась подальше от котла, когда сандарак расплавится и сплошь превратится в жидкость, в нее вливают льняное масло в объёме вдвое больше, чем сандарак17, но осторожно, ибо масло может внезапно воспламениться. Если лак взбежит и выльется через край на огонь, тут же следует убавить огонь. После того, как смесь несколько раз вскипит, одну каплю капают в воду; если она станет округлой, значит, лак готов. Весь этот процесс следует производить вдали от дома18.
В завершение следует сказать, что процедуре покрытия яичной темперы старые мастера придавали большое значение. Именно поэтому большинство их рецептов сопровождается рекомендациями, как покрывать произведение. Масляные лаки требовали самого тщательного соблюдения технологических правил. Обыкновенно доски покрывали в жаркое и сухое время года, предварительно нагрев на солнце и самую живопись, и сосуд с лаком. Место, где производилось покрытие, должно было быть чистым и не иметь никакой пыли. Кроме того, живопись перед покрытием высушивали, по возможности долго. Об этом писал ЧЕННИНО ЧЕННИНИ: "Скажем, хорошо подождать несколько лет или по крайней мере год, - от этого твоя работа будет
_____________________________________________________________210
только свежее. ... Краски ... вместе с их темперой не хотят смешения с другими темперами. ... Если кроешь лаком после того, как краски со своей темперой прошли свой путь, они вновь становятся свежими и прекрасными и остаются в этом виде навсегда". (Гл. CLX)19. |
Категорія: Реставрація ікон | Додав: koljan
|
Переглядів: 457 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|