ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК
22.04.2014, 18:06
Этот фильм не стоило бы даже упоминать, если бы в свое время на него не повесили ярлык «типично бес­сюжетного» произведения. Считалось, что этим катего­рическим определением вскрыты разом все его недо­статки: раз бессюжетный, то, разумеется, ни о чем, ста­ло быть и безыдейный, бессмысленный... Между тем фильм «Раздумья» — очень даже о чем: о выборе юношами своего места в жизни. Идея в нем есть и идея вполне отчетливая: чем болтаться без дела, идите-ка лучше на завод, вы, молодые люди, окончившие школу, не поступившие в институт и впадающие от скуки в рефлексию и нигилизм. Очень актуальная по тем временам мысль. Не стоило большого труда проил­люстрировать ее дежурным набором фабульных пери­петий: показать, как безделье и любовь к декадентским 207 стишкам довели, допустим, нашего героя до кривой до­рожки и как, напротив, осудив свое тунеядство и встав к станку, он в два счета становится уважаемым членом общества и даже, под занавес, ставит парочку трудо­вых рекордов. Такой путь не устраивал создателей фильма. Они вполне основательно расценили его как упрощенчество и плакат. Но уж лучше бы они стали на этот путь. Ибо утилитарную схематичность их замысла ни в какой фор­ме нельзя было скрыть от глаза зрителя. Ибо упреков в упрощенчестве и плакате фильм все равно не избежал. По крайней мере, не было бы упреков в «бессюжет­ности». Ареной столкновения нехороших, индивидуалисти­ческих устремлений нашего героя с хорошими, высоко-моральными устремлениями его отца был избран один день — с утра до вечера. В этот день, уступая отцу, по­томственному мастеру, сын отправился впервые на завод. В этот день он встретил своего одноклассника, взятого недавно в армию и к тому же потерявшего мать. В этот день он долго гулял со своими друзьями по ули­цам, ведя спор о смысле жизни. А еще позже, уже ночью, он снова оказался на заводе, принеся переку­сить отцу и его приятелям, задержавшимся на авраль­ной работе. И в результате этих событий наш герой пе­рековался. Утром он был чистоплюем и иждивенцем. Вечером он познал радость творчества своими руками и так называемое счастье трудных дорог. Путь фабульного решения, о котором мы говорили, мог бы подмаскировать эту выстроенность, прикрыть ее мишурой исключительных обстоятельств. Теперь же схема легла перед нами в неприкрытой своей голизне. Она проста и уныла, как задача про путника, вышедше­го из пункта А и через столько-то часов долженствую­щего явиться в пункт Б. Какая уж тут обертонность, какое уж там откровение, какое двойное видение! Дета- 208 ли в этом фильме принципиально однозначны. Разгово­ры — просто разговоры. Не как бы ни о чем, а действи­тельно ни о чем. Антитеза в этом фильме есть, а вот разности потенциалов, как подлинного конфликта ве­щи, проникающего любую мелочь в ней, нет и в по­мине. Детали и подробности этого фильма не несут заряда. Они обесточены. Вы понимаете нашу мысль? Не беда, что в «Раздумьях» нет фабулы. Беда, что в нем нет сюжета. В самом настоящем смысле этого слова. Фильм этот — не представитель новой, «бессюжет­ной» драматургии. Он беспредметен. У него есть тема и есть вполне благородная идея. Только они не функ­ционируют, ибо прицеплены к мнимой основе. Прицеп­лены к ничему. К нулю. И тогда все произведение ока­зывается пустышкой. Крайности, как известно, сходятся. В этом лишний раз убеждает и раздумье над фильмом «В прошлом го­ду в Мариенбаде». Ненароком он прослыл квинтэссенцией приемов «со­временного кино». Противники неканонической кино­драматургии не раз и не два кивали на него с вырази­тельной миной: вот, мол, до чего можно докатиться со всякими этими новомодными штучками... Между тем не в штучках, конечно, дело, а в задачах, для которых они извлекаются на свет божий. Концепция фильма «В прошлом году в Мариенбаде» прихотлива и капризна. Все смутно в этом фильме, не­уловимо, неотчетливо. Зрителю все время приходится догадываться, что это за сцены разворачиваются перед ним, что им предшествовало, а что еще только случится и показывается сейчас только по какой-то отдаленной ассоциации. Догадки эти иногда выглядят основатель­ными, подкрепляются дальнейшим ходом событий, но чаще всего берутся под сомнение. И, по-видимому, выс­ший расчет постановщика состоял в том, чтобы с по- 209 следним кадром картины у зрителя закономерно рож­далась мысль: — Да полно, было ли все это? Не галлюцинация ли? Не грезы ли это какого-то не показанного нам персо­нажа, который, забавляясь, ломает в своем сознании на кусочки историю, свидетелем которой он сам когда-то был, а теперь трансформирует, преобразует, мистифи­цирует ее? В обстановке фешенебельного международного ку­рорта некий мужчина, явно не имеющий причин забо­титься о хлебе насущном, преследует некую женщину, тоже достаточно безбедную. Он уверяет ее, что они уже встречались раньше — год назад. Картинами их прошло­годних встреч — материализацией его рассказов — ре­жиссер перемежает сцены сегодняшней жизни, нарочито монтируя их так, чтобы у зрителя закружилась голова: где же подлинная реальность, а где мнимая? Некоторое время, как отметили любители, помогает ориентировать­ся во времени одеяние героини в сценах «прошлой» жизни она одета иначе. Потом вдруг пропадает и этот отличительный знак: в нынешней одежде она входит в воспоминание и в одежде воспоминания оказывается почему-то в сегодняшнем дне. — Мы заплутали, заблудились во времени...— так комментирует нам происходящее голос рассказчика. Комментарии рецензентов ничуть не более внятны. Правда, с чьей-то легкой руки разнеслось, что в фильме исследуется «проблема времени». Проблема нашего времени? Нет, просто времени. Времени вообще. Его текуче­сти. Его обратимости. С отсутствием прошлого. С отсут­ствием будущего. С их сосуществованием в настоящем. Один мой желчный приятель сказал: — По-моему, основная мысль фильма: время — деньги. У богатых много денег, поэтому время для них не существует. 210 За балаганным приемом полемики здесь кроется здо­ровая в своей грубоватости нота. Наше время — время обострений всех противоречий. Алжир, Конго, Литл-Рок, Вьетнам... Каждый день га­зеты приносят вести, от которых зависит наша с вами, читатель, жизнь. Каждый вечер мы с вами приникаем к приемнику, чтобы в грохоте грозовых разрядов рас­слышать шаги грозового нашего времени. А в это время большой, оригинальный, тонкий художник, создатель антивоенного фильма «Хиросима— моя любовь», а позднее — подчеркнуто гражданствен­ной картины «Мюрюэль», всерьез занимает себя вопро­сом: — А течет ли время? А не происходит ли прошлое одновременно с настоящим и будущим? Конечно, такое авторское отношение к тому, что про­исходит на экране, не могло сообщить материалу строй­ность и законченность, не правда ли? Как бы не так! В системе своей фильм построен именно виртуозно. Видимая его нестройность и разбро­санность на самом деле — только следствие педантичной точности в работе очень простого механизма. Движение картины — это постоянное запутывание зрителя, озадачивание его, раскрепощение в его глазах разворачивающихся событий от временной и всякой другой обусловленности. Основным приемом, без кото­рого фильм не мог бы состояться, стал прием «непол­ноты информации». Нас все время интригуют: сначала сокрытием существенных моментов происходящего, а потом даже и переосмыслением тех крупиц понимания, которое мы как-то успели ухватить. И тут понимаешь, что механизм развертывания сю­жета в этом фильме подобен механизму, ведущему дей­ствие «Жизни против смерти». И там и тут мельчайшее зернышко сюжета возгоняется, раздувается, разрастает­ся на глазах, как вырастает над крошечным обмылком 211 пышный, переливающийся радугой мыльный шар. Эле­менты тайны, загадки, интонация постепенного узнава­ния не стала здесь путем к раскрытию предмета изо­бражения, а, оторвавшись, отчуждившись от него, мо­нопольно воцарилась в произведении, извратив существо происходящего, выставив его в нереальном, мистиче­ском, придуманном виде. Это ведь не суть важно, чем порождается драматизм: гипертрофией приема запаздывающей помощи или ги­пертрофией таинственной невнятности происходящего. Суть в другом: что за этим или за тем приемом? Если прием — дорога к солнцу, тогда равно оправда­но и отсутствие частных перипетий и любое их изощре­ние. Они ведут к «общей» завязке. Не важно, вяжется она из цепи «частных» завязок или при видимом их от­сутствии. Если же прием — дорога в никуда... Тогда не помо­жет ни следование традиционным канонам, ни подделка под «новые», «свободные» формы. Положим, внешнюю раскованность бесфабульного сюжета легче сымитиро­вать. Но зато такая подделка окажется беззащитнее перед пристальным критическим оком — пустышка, не замаскированная «частными» всполохами. Короче говоря: ищите солнце!
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 346 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП