ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

КЛЮЧЕВОЙ ПОРОГ
22.04.2014, 17:51
Рассказывая об одном из своих замыслов, Чехов при­знавался: — Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво ; нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бес­честный поступок, а что такое честь — не знаем. Буду держаться той рамки, которая ближе сердцу и уже ис­пытана людьми посильнее и умнее меня. Рамка эта — * См. журнал «Bianco e Nero», 1960, № 1—2. 175 абсолютная свобода человека, свобода от насилия, неве­жества, черта, свобода от страстей и проч.*. Это поэтическая, а не политико-этико-моральная программа. Даже в таком абстрагированном виде поня­тие нормы стало для Чехова средством изложения ав­торской точки зрения на происходящее, вынесения ему приговора. Герои всей дочеховской драматургии вступали в борьбу с тем или иным локальным, конкретным явле­нием, мешающим их благополучию. Чаще всего это яв­ление было персонифицировано в лице антигероя: зло в таких произведениях имело имя и фамилию. И драма могла, следовательно, кончиться или торжеством героя или его гибелью. Третьего было не дано. Благополучию чеховских героев мешает не тот или иной человек и даже не то или иное конкретное явле­ние жизни, а весь ее ход, весь установленный порядок. Это обстоятельство не дает конфликту приобрести ди­намический характер, характер событийной организа­ции сюжета. С другой стороны, это обстоятельство пред­определяет и характерные финалы чеховских драм. Грустная интонация этих финалов неизбежна, — ибо сила, выступающая против героя, слишком всемогуща. Но неизбежна и светлая интонация, пронизывающая концы чеховских пьес, — ибо та «норма», о которой мечтают герои, гармония человеческих потребностей и окружающего жизнепорядка, в конце концов неотвра­тима. И любопытно, что чеховская двойственность фина­лов педантично сопровождает фильмы без интриги. Мы находим ее в «Голом острове». Вот потрясенная смертью сына женщина начинает в припадке ярости рвать и топтать ростки, пьющие ее труд с утра до ночи. * А. Чехов, Собрание сочинений, т. 11, М., Гослитиздат, 1956, стр. 347. 176 Но тут суровый муж посмотрит на нее со всей неж­ностью, на какую способен, а еще потом они примутся, как прежде, размеренно и безостановочно обрабатывать свою землю. Подчиняясь бесчеловечному, но непреодо­лимому порядку жизни, эти двое все-таки побеждают его силой своей человечности... Так «норма» — оружие драматизации — оказывается важнейшим приемом изложения авторского кредо. В произведениях Федерико Феллини двойственность финала обретает незамаскированную показательность. Слезы героя и встреча с ребенком — вот что находим в конце почти каждого его фильма. Плачет Моральдо, прощаясь с городом своей юности, вырываясь из привлекательного, но безотрадного мира равнодушных бездельников («Маменькины сынки»). Плачет умирающий в овраге Аугусто, мошенник пре­клонных лет, избитый своей шайкой за первый, может быть, в своей жизни благородный поступок («Мошенни­чество»). Плачет Дзампано, цирковой силач, тупое и бессловесное животное, открывшее вдруг беспросвет­ный мрак своей жизни («Дорога»). Плачет Кабирия, ма­ленькая, смешная проститутка, дерзнувшая мечтать о счастье в этом бесчеловечном мире и ограбленная тем, кого по простоте душевной считала святым. Она даже не плачет — она бьется на земле, выкрикивая: «Я не хо­чу жить!.. Убей меня!.. Я не хочу жить!..» Но пройдет время, и она выйдет на дорогу, смешает­ся с группой веселых молодых ребят и девушек и, на­конец, ответит на их добродушное заигрывание той за­мечательной улыбкой, что вспоминается еще долго по­том. Финальный разговор Моральдо с мальчиком-же­лезнодорожником, товарищем его ночных прогулок по городу, еще мог показаться зрителю случайным и не­преднамеренным. Тогда в «Мошенничестве» художник обнажает свой прием: мимо умирающего Аугусто, не заметив его, проходит группа детишек, собиравших хво- 177 рост, и старый, уродливый человек безголосо хрипит им вслед: «Постойте... Подождите... Я хочу с вами...» А фи­нал «Сладкой жизни»? Что окончательно развенчивает героя в наших глазах? Простенькое, незамысловатое со­бытие— встреча с девочкой-служанкой, которой он как-то однажды восхищался, сравнивал с ангелом и которую теперь не узнает, усталый, потрепанный после ночной попойки. Любопытно, что в сценарии планировался иной фи­нал: Марчелло узнает Паолу, зовет ее к себе, показыва­ет на странную рыбу, выловленную рыбаками, но де­вушка отмахивается и убегает. «Освещенная утренними лучами солнца, она входит в воду и присоединяется к своим подругам. Доносятся их голоса, их звонкий, дол­гий смех. Глубокое, неизъяснимое волнение охватывает Марчелло. Он и сам не знает, чем оно вызвано: болью или радостью, отчаянием или надеждой. Он подходит к тому месту, где Паола оставила свои туфли, накло­няется, дотрагивается до них, затем берет их в руки. Это дешевенькие, изящные, немного стоптанные туф­ли. Марчелло растроган до слез. Он смотрит вдаль, на спокойное, освещенное солнцем море, где весело резвят­ся девушки,— эти таинственные предвестницы новой жизни». Типично чеховская интонация: какая, должно быть, замечательная жизнь будет здесь через сто-двести лет! В фильме такой конец невозможен. Марчелло сцена­рия и Марчелло фильма — разные люди. Марчелло сце­нария заслуживал снисхождения, концовка несла ему сочувствие, понимание. Марчелло фильма — конченный человек. Он настолько отдался этой самой «искусствен­ной жизни», что уже потерял чувствительность к жизни иной, «нормальной», естественной. И если весь фильм — это призыв о помощи, то образ Марчелло в нем — демон­страция одного из пропавших: «Осторожно! Сладкая жизнь! Очень опасно! Этот уже погиб!» 178 Наоборот, оптимистический финал «8 1/2», решение героя продолжать поиски правды, борясь со своим окру­жением, борясь с самим собой, венчается заключитель­ным кадром — воспоминанием о самом себе тридцати­летней давности, о маленьком участнике циркового ор­кестра. Тоска по чистоте находит свой маяк — наивную неискушенность ребенка, незамутненную ясность в во­просах добра и зла. Слезы — это знак поражения героя в его борьбе с жизнью, белый флаг капитуляции. Очная ставка с ре­бенком— это свидание со своеобразной «нормой» жизни, позволяющей произнести безоговорочный суд над ны­нешним установлением вещей. «Норма» эта в глазах Феллини вполне определенна. Феллини католик. Католик, положим, странный: го­лосующий за социалистов, не ладящий с Ватиканом, по­хваляющийся, что «8 1/2» — самая антикатолическая из его картин. И все же он, конечно, католик, если пони­мать под этим художника, впитавшего в себя католиче­ство, художника, порожденного им и им же отравлен­ного. В полном соответствии с католическими догмата­ми христианства ребенок для Феллини — существо не­порочное, почти ангел. Странная, что и говорить, «норма», весьма далекая от наших идеалов. Но в руках этого громадного худож­ника она становится прекрасным средством, чтобы вскрыть бесчеловечность окружающего его общества, обличить порочность и неестественность не какого-то явления, а всего строя общества, жизнепорядка. Примечательно, что эволюция Феллини от «Дороги» до «8 1/2» это не только путь от моральных абстракций, от столкновений почти кантовских императивов к зор­кому, трезвому пониманию взаимоотношений личности и общества. В плане формальной поэтики он одновре­менно оказывается путем от канонической, фабульной драматургии сначала к промежуточным формам, а за- 179 тем к крайним на сегодняшний день проявлениям дра­матургии бесфабульной. И это, конечно, не случайно. Эволюция эта харак­терна для всего киноискусства Италии. Неореалистиче­ское движение, возникшее в послевоенные годы, было порождено обострением общественных противоречий. Разрушенная, голодная, нищая страна, переполненная бездомными и безработными, призывала художников к осмыслению конкретных социальных проблем. И по­явились фильмы, посвященные безработице, низкому уровню зарплаты или пособий, отсутствию жилищ, за­бастовкам, волнениям в деревне... Прошло несколько лет. Они принесли стабилизацию экономики. Самые зияющие несправедливости социаль­ной жизни были подштопаны. Послышались разговоры об «экономическом чуде». Конечно, в стране остались еще и нищие, и голодные, и безработные, и не имеющие жилищ. Но взыскательный художник уже обязан был копать глубже в поисках первопричины общественного неблагополучия. На повестку дня был поставлен вопрос об осмыслении всей совокупности социальных и иных проблем. На повестку дня был поставлен вопрос о бес­человечности не той или иной частности, а всего порядка вещей. Могла ли при этом уцелеть прежняя форма драма­тического конфликта? Польский критик Болеслав Михалек писал о Фел­лини в 1959 году: «Он берет человека в условном обще­стве и все недостатки общества объясняет несовершен­ством человеческой природы». Это верно, покуда речь идет о Феллини периода «Дороги». Герои этого фильма при всей их натуральной вещественности были героями-тезисами, героями-сим­волами. Не мудрено, что они столкнулись в жаркой схватке, животноподобный силач Дзампано, легкий, как бы неземной Мато-канатоходец и Джелсомина, олице- 180 творенная доброта и жертвенность, мечущаяся между ними в поисках своей предназначенности. С меньшим успехом мы будем отыскивать мораль­ные императивы в героях «Мошенничества» и «Ночей Кабирии». Одновременно мы находим в этих фильмах и значительные нарушения фабулярных канонов. А «Сладкая жизнь», явившаяся откровением в области сюжетных нормативов, открыла с новой стороны и Фел­лини-мыслителя. Не уставая бичевать греховность человеческой поро­ды, он все же посвятил свою работу разбору того, как личность со всеми своими пороками формируется по­рочным обществом. Семь громадных эпизодов этого фильма — это семь этапов душевного падения главного героя. Каждая пядь его падения — от влияния общест­венной среды, установления которой он самозабвенно и самоубийственно принимает в качестве основных зако­нов жизни. В одном романе Аксенова юнец-полузнайка, чтобы пустить окружающим пыль в глаза, то и дело повто­ряет: — «Сладкая жизнь» — это, по-моему, экзистенци­ализм. На самом деле, трудно представить себе что-нибудь более противоположное учению о некоем моральном императиве личности, выделяющем ее из времени и пространства, диктующем ей ее поступки с большей си­лой, нежели условия среды, обстоятельства жизни, об­щепринятые установления. Этот нравственный камер­тон, запеченный в каждую личность и отбивающий внутри нее своеобразный моральный порог, границу до­бра и зла, это начало, не порождаемое обществом, а про­тивостоящее ему, так и хочется окрестить божествен­ным началом. Нет, католик Феллини в данном случае стоит гораздо ближе к тезису Маркса о личности как совокупности общественных отношений. 181 Поклонников «Сладкой жизни» озадачил и удивил фильм «8 1/2». После широчайшей панорамы действи­тельности— блуждание по закоулкам одной души. По­сле сурового анализа социальной среды — скрупулез­ный разбор потаенных импульсов индивида. После стро­жайшей критики мира внешнего — столь же трезвый анализ мира внутреннего. Выбор полярно противоположных средств не должен скрывать от нас сохранность той же проблематики. Вза­имоотношения личности и общества, вскрытые в «Слад­кой жизни» извне, с точки зрения общества, теперь вскрываются изнутри, с точки зрения личности. «Порочное общество формирует личность по образу и подобию своему»; — вот тезис первого фильма. «Достойная личность формируется в борьбе с пороч­ным обществом», — вот тезис второго. То, что Марчелло Рубини принял как неизбежность, Гвидо Ансельми желает испытать на прочность. Он и жив ровно настолько, насколько не принимает эти зако­ны общества, насколько отваживается высвободить себя из-под их влияния. Но борьба с ними оказывается борьбой с самим собой. Мало не пожелать быть просто­душным порождением общественных установлений. Желая или не желая этого, ты все равно их продукт. Твое сознание уже отравлено ими, сооружено по их об­разу и подобию. Борясь за себя, ты должен прежде все­го бороться с самим собой. Борясь за свое в тебе, ты дол­жен выступить на бой против чужого в тебе, против того мертвого, что висит на живом, что мешает тебе быть самим собой. Тема поисков «общей идеи», «определенных задач» (и для творчества и для жизни) в этом фильме откры­вается на примере особо комичной и в некоторой степе­ни откровенно абсурдной ситуации. Константин Гаврилович Треплев, не имевший этих самых «определенных задач», в конце концов терпел 182 крах только на пространстве белого листа бумаги. И при этом одна только Полина Андреевна стояла за его спи­ной и бесцеремонно заглядывала в рукопись, говоря: — Никто не думал и не гадал, что из вас, Костя, вый­дет настоящий писатель... В другом положении Гвидо Ансельми. Он ставит фильм. Он связан по рукам и ногам обязательствами перед сотрудниками, перед актерами, перед продюсе­ром... В этих условиях отсутствие «общей идеи» — тема трагическая по своей сути — звучит в фарсовом реги­стре. Он вынужден прятаться, притворяться, скоморош­ничать, тянуть время, делать многозначительные ми­ны,— чтобы всему свету не открылось, что он творче­ский банкрот. У него спрашивают: — Что вы думаете об отчуждении? Как, по-вашему, будет ли конец света и сумеет ли человек спастись? Вы за или против развода? Избегнем ли мы кризиса? Влю-­ бляетесь ли вы в актрис ваших фильмов? По-вашему, кино — искусство или времяпрепровождение? Вы про-­ тив эротики? К какой политической партии вы принад-­ лежите? Как это можно — делать фильмы без героев? Какая, по-вашему, разница между марксизмом и като-­ лицизмом? Почему в каждой вашей картине есть про­- ститутки? Вы могли бы снять фильм по заказу? Напри­- мер, по заказу папы? Это фильм тысячи и одного вопроса. Тысяча вопросов остается без ответа. Один, не про­изнесенный, получает его. — Мои метания, — говорит Гвидо Ансельми, — от­ того, что я ищу правду. Он боится довериться фразе, схеме. Он болезненно чувствует любую фальшь. Он ищет вновь и вновь, еще и еще. И главный итог фильма — как раз пафос необхо­димости, неизбежности этой борьбы против фальши, фальши в себе и вокруг себя. 183 Но почему поиски правды не предстали перед на­ми в цепи поступков, связанных причинно-следствен­ной последовательностью? В этом случае в значительной степени скрадывалась бы всеобщность интересующего Феллини конфликта личности и общества. За серией показательных «част­ных» стычек хуже просматривалась бы «общая» их за­кономерность. «8'/г» — это не история таких-то поступков такого-то человека. Это анализ состояния его души. Люди, с которыми сталкивается Гвидо Ансельми,— не объекты внимания автора, а атрибуты, посланцы определенных сторон порядка вещей. Они — вехи, отмечающие грани­цы душевного неустройства Гвидо Ансельми. В какой-то мере они даже условные знаки, символы этого не­устройства. Здесь драматургические законы находят подкрепле­ние в законах поэзии. Но тут уже мы забираемся в область следующей главы.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 333 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП