Статистика
Онлайн всього: 11 Гостей: 11 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ
| 22.04.2014, 17:50 |
С недавних пор в среде кинотеоретиков пошел гулять странный термин — поток жизни. Одни вешали его в виде медали за особые заслуги, другие клеймили им в знак позора, третьи произносили его с невнятной бесстрастностью как нечто общеизвестное до банальности, четвертые отождествляли его то с бергсоновым потоком времени, то с фрейдовым потоком сознания.
И уже повелось говорить:
Поток жизни, а не сюжет.
Поток жизни, а не особенности композиции.
Поток жизни, а не драматургия.
158
А между тем термин этот давно прижился в литературоведении и обладает вполне определенным смыслом. Он означает особое качество жизненного фона произведения. Его регулярно употребляют исследователи чеховской драматургии *.
Поток жизни — это быт, становящийся ареной конфликта. Это будни жизни, обернувшиеся полем сражения. Это мнимо бездейственные, мнимо пустые минуты, говорящие сердцу зрителя едва ли не больше, чем эпизоды острой драматической схватки.
Современники Чехова разводили руками: подумать только, Антон Павлович не любит Ибсена!
— Послушайте! — восклицал Антон Павлович, когда очень уж ему докучали. — Послушайте, Ибсен же не драматург....—А иногда добавлял, что совсем обескураживало: — Пошлости у него маловато.
Пошлостью он обозначал то самое, что мы называем красивыми словами — поток жизни.
В самом деле: когда создатель «Норы» был одержим желанием вскрыть безрадостное положение женщины в те далекие годы, ему, разумеется, казалось совсем недостаточным присмотреться к нескольким часам или дням обыденной жизни обыкновенной женщины. В этих обыденных часах или днях столько было бы, на его взгляд, случайного и ненужного, что из-за этой шелухи, пожалуй, едва-едва просматривался бы искомый авторский тезис. Ибсен призвал на помощь Особое Драматическое Событие — и тогда реальные, естественные обстоятельства жизни Норы сплелись вдруг в резкую, аномальную ситуацию и из-под личины нормальных обстоятельств выполз вдруг их глубинный смысл. Нора подделала вексель, Нора попала в руки негодяя, негодяй
* См.: В. Лакшин, Толстой и Чехов, М., «Советский писатель», 1963, а также: М. С к а ф т ы м о в, Статьи о литературе. Саратов: Изд. Саратовского пединститута, 1963.
159
шантажирует Нору, Нора могла бы открыться мужу, но он... И завертелась, завертелась интрига, и благодаря этому верчению мы постигаем, что положение женщины в обществе — ужасно, что дом Норы — кукольный дом и что не уйти из этого дома нельзя.
Разбирая диалектическую взаимосвязь между явлением и сущностью, Ленин употребил следующий образ: «...движение реки — пена сверху и глубокие течения внизу. Но и пена есть выражение сущности!» *
Это имеет прямое отношение к ходу наших рассуждений.
Наука, оперируя сущностями, постигает их все глубже и глубже. От сущности первого порядка она идет к сущности второго, третьего порядка, и так далее. Она как бы все точнее снимает контуры подводного рельефа, рассчитывает скорости и направления подводных течений.
А искусство? Освободиться от постижения сущности изображаемого предмета художник не в силах. Однако в силу специфики своего дела, не терпящего формул и абстракций, художник вынужден раскрывать сущность через явление.
И вот, разглядев за пеной течение, Ибсен это самое течение и показывает нам, для наглядности извлекая его на поверхность с помощью различных усовершенствований водоема: в одном месте он помещает мол, в другом—запруду, то повышая, то понижая уровень воды, обнажая по временам донные камни. И все это для того, чтобы направление и характер течения стали для нас предельно очевидны. Пена, возникающая при этом, имеет для Ибсена второстепенное значение. Уяснив идею в живой жизни, он затем подает зрителю выправленный, отредактированный вариант этой жизни-—для более определенного, недвусмысленного постижения идеи.
*В. И. Ленин, Сочинения, изд. 4, т. 38, стр. 118.
160
Чехов не желает редактировать жизнь, подгонять ее под тезис, из нее же извлеченный.. Он считает это упрощением сложности и противоречивости жизни. Он помогает зрителю пройти путь, проделанный самим художником, помогает отыскать идею в неправленной как будто бы жизненной ткани.
Конечно, он не копирует слепо натуру, не тянет на сцену все, на что упал его взгляд. Конечно, ему приходится немало потрудиться, чтобы соответствующим образом организовать жизненный материал, превратить его в материал драматургии. Но он никогда не простил бы себе, если бы при этом исчезло ощущение непреднамеренности, ненарочитости происходящего, если б исчезло ощущение того, что все это подсмотрено в живой жизни. Он никогда не простил бы себе, если б оказался не в силах выразить сущность изображаемого, оперируя одной только «пошлостью жизни», если бы пришлось для выражения этой сущности прибегать к слому «нормального» хода жизни.
В том-то и смысл чеховской театральной революции, что ему первому из драматургов оказалось достаточно одной лишь пены, чтобы разглядеть за ней и показать другим порождающие ее глубинные течения. Возросшие средства художественного анализа it возросший уровень зрительского восприятия позволили драматургу находить частицы сущности в самом облике изображаемого явления.
Основа фабульного сюжета. Особое Драматическое Событие, оказывается плотиной, взрывающей нормальный ход жизни. Нефабулярный сюжет отказывается от такого рода плотины. Он не нуждается в услугах Особого Драматического События.
Но не потому, что он изображает жизнь «как она есть». А потому, что ее закономерности он постигает иным способом.
Каким же?
161 |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 388 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|