ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ
22.04.2014, 17:50
С недавних пор в среде кинотеоретиков пошел гу­лять странный термин — поток жизни. Одни вешали его в виде медали за особые заслуги, другие клеймили им в знак позора, третьи произносили его с невнятной бес­страстностью как нечто общеизвестное до банальности, четвертые отождествляли его то с бергсоновым по­током времени, то с фрейдовым потоком сознания. И уже повелось говорить: Поток жизни, а не сюжет. Поток жизни, а не особенности композиции. Поток жизни, а не драматургия. 158 А между тем термин этот давно прижился в литера­туроведении и обладает вполне определенным смыслом. Он означает особое качество жизненного фона произве­дения. Его регулярно употребляют исследователи че­ховской драматургии *. Поток жизни — это быт, становящийся ареной конф­ликта. Это будни жизни, обернувшиеся полем сражения. Это мнимо бездейственные, мнимо пустые минуты, говорящие сердцу зрителя едва ли не больше, чем эпи­зоды острой драматической схватки. Современники Чехова разводили руками: подумать только, Антон Павлович не любит Ибсена! — Послушайте! — восклицал Антон Павлович, когда очень уж ему докучали. — Послушайте, Ибсен же не драматург....—А иногда добавлял, что совсем обескура­живало: — Пошлости у него маловато. Пошлостью он обозначал то самое, что мы называем красивыми словами — поток жизни. В самом деле: когда создатель «Норы» был одержим желанием вскрыть безрадостное положение женщины в те далекие годы, ему, разумеется, казалось совсем не­достаточным присмотреться к нескольким часам или дням обыденной жизни обыкновенной женщины. В этих обыденных часах или днях столько было бы, на его взгляд, случайного и ненужного, что из-за этой шелухи, пожалуй, едва-едва просматривался бы искомый автор­ский тезис. Ибсен призвал на помощь Особое Драмати­ческое Событие — и тогда реальные, естественные об­стоятельства жизни Норы сплелись вдруг в резкую, аномальную ситуацию и из-под личины нормальных обстоятельств выполз вдруг их глубинный смысл. Нора подделала вексель, Нора попала в руки негодяя, негодяй * См.: В. Лакшин, Толстой и Чехов, М., «Советский пи­сатель», 1963, а также: М. С к а ф т ы м о в, Статьи о литературе. Саратов: Изд. Саратовского пединститута, 1963. 159 шантажирует Нору, Нора могла бы открыться мужу, но он... И завертелась, завертелась интрига, и благодаря этому верчению мы постигаем, что положение женщи­ны в обществе — ужасно, что дом Норы — кукольный дом и что не уйти из этого дома нельзя. Разбирая диалектическую взаимосвязь между явле­нием и сущностью, Ленин употребил следующий образ: «...движение реки — пена сверху и глубокие течения внизу. Но и пена есть выражение сущности!» * Это имеет прямое отношение к ходу наших рассу­ждений. Наука, оперируя сущностями, постигает их все глуб­же и глубже. От сущности первого порядка она идет к сущности второго, третьего порядка, и так далее. Она как бы все точнее снимает контуры подводного рельефа, рассчитывает скорости и направления подводных те­чений. А искусство? Освободиться от постижения сущности изображаемого предмета художник не в силах. Однако в силу специфики своего дела, не терпящего формул и абстракций, художник вынужден раскрывать сущность через явление. И вот, разглядев за пеной течение, Ибсен это самое течение и показывает нам, для наглядности извлекая его на поверхность с помощью различных усовершенст­вований водоема: в одном месте он помещает мол, в другом—запруду, то повышая, то понижая уровень во­ды, обнажая по временам донные камни. И все это для того, чтобы направление и характер течения стали для нас предельно очевидны. Пена, возникающая при этом, имеет для Ибсена второстепенное значение. Уяснив идею в живой жизни, он затем подает зрителю выправлен­ный, отредактированный вариант этой жизни-—для бо­лее определенного, недвусмысленного постижения идеи. *В. И. Ленин, Сочинения, изд. 4, т. 38, стр. 118. 160 Чехов не желает редактировать жизнь, подгонять ее под тезис, из нее же извлеченный.. Он считает это упро­щением сложности и противоречивости жизни. Он по­могает зрителю пройти путь, проделанный самим ху­дожником, помогает отыскать идею в неправленной как будто бы жизненной ткани. Конечно, он не копирует слепо натуру, не тянет на сцену все, на что упал его взгляд. Конечно, ему прихо­дится немало потрудиться, чтобы соответствующим образом организовать жизненный материал, превратить его в материал драматургии. Но он никогда не простил бы себе, если бы при этом исчезло ощущение непредна­меренности, ненарочитости происходящего, если б исчезло ощущение того, что все это подсмотрено в жи­вой жизни. Он никогда не простил бы себе, если б ока­зался не в силах выразить сущность изображаемого, оперируя одной только «пошлостью жизни», если бы пришлось для выражения этой сущности прибегать к слому «нормального» хода жизни. В том-то и смысл чеховской театральной революции, что ему первому из драматургов оказалось достаточно одной лишь пены, чтобы разглядеть за ней и показать другим порождающие ее глубинные течения. Возросшие средства художественного анализа it возросший уро­вень зрительского восприятия позволили драматургу находить частицы сущности в самом облике изобража­емого явления. Основа фабульного сюжета. Особое Драматическое Событие, оказывается плотиной, взрывающей нормаль­ный ход жизни. Нефабулярный сюжет отказывается от такого рода плотины. Он не нуждается в услугах Осо­бого Драматического События. Но не потому, что он изображает жизнь «как она есть». А потому, что ее закономерности он постигает иным способом. Каким же? 161
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 388 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП