Статистика
Онлайн всього: 22 Гостей: 22 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
МЕРТВЫЕ ПЕШКИ
| 22.04.2014, 17:49 |
Говоря о жестокой сочиненности фабульного движения в этом фильме, мы упомянули о мертвых пешках. Что это такое?
Шахматный композитор, избравший темой своего этюда неестественную, навязанную фигурам игру, расплачивается за это нелепой позицией, далекой от позиций нормально развивающихся партий. Такой композитор вынужден прибегать к услугам пешек, стоящих гуськом по три, по четыре и, значит, заранее обреченных на полную неподвижность. Их единственная цель — ограничить подвижность такой-то и такой-то фигуры, помешать сочиненной ситуации рассосаться в нормальную игру и тем самым сделать возможным и единственно должным красивое авторское решение.
Такие же мертвые пешки вынужден пускать в ход драматург, когда показательный механизм развертывания ОДС угрожает разрешиться мирным, естественным путем, совсем, по мнению драматурга, не показательным.
Мертвые пешки в драматургии — это дополнительные, маленькие ОДС, служащие условием того, чтобы линия главного, большого ОДС развивалась в нужную сторону.
Раньше зритель принимал эти мертвые пешки всерьез и очень огорчался:
Ах, что б ее!.. Ну зачем она пошла направо, а не
налево?
Фу, какая нелепость! Если б он обождал ее ка-
ких-нибудь полторы минуты!..
И надо ж так случиться! Этот подонок проходил
по коридору и все подслушал!
Сейчас к зрителю все чаще приходит соображение, что событие, ставшее возможным благодаря случайности, художественно не доказано.
145
Скажем, драматурга заинтересовали некий паренек и некая девушка, познакомившиеся и полюбившие друг друга. Драматургу видится за всем этим тема доверия. Что ж, ради бога! Симпатии зрителя уже на его стороне. Но драматург презрительно отстраняется от реальных, обычных подробностей знакомства и сближения юноши и девушки. Он задается целью сочинить особые обстоятельства знакомства и сближения, обстоятельства, которые в силу своей необыкновенности приобретают редкую поучительность. И драматург расставляет мертвые пешки на пути свободного движения фигур.
Оказывается, во-первых, что паренек знакомится с девушкой по просьбе своего дружка, ее кавалера. Дружок не смог сегодня явиться на свидание и просит передать девушке об этом. Это придает последующим поступкам паренька оттенок особого благородства, лишает их черт кавалернической заинтересованности.
Оказывается, во-вторых, что девушка работает почтальоном и потеряла казенные деньги. Причем, если сегодня же, в день знакомства, она не сдаст до вечера требуемую сумму, ей грозят страшные кары вплоть до судебного разбирательства.
Оказывается, в-третьих, что в собственной семье девушка искать помощи не может, так как крепко недолюбливает отчима, который кажется ей черствым, недалеким человеком.
И вот, так сказать, искомое, авторское решение позиции: наши герои должны за один вечер обежать всех знакомых, беря взаймы у кого сколько есть.
Фильм этот называется «Увольнение на берег», и в рецензиях на него проскользнуло упоминание, что он «свободного построения». Действительно, его построение напоминает «шашлычные» композиции. Но это сходство внешнее и случайное. На самом деле сюжетное течение фильма оказывается несвободным, вымученным, навязанным нашим героям.
146
И обратите внимание, как, закончив свой рассказ, драматург расчищает доску от ненужных уже мертвых |, пешек.
Долой пешку № 3! — Отчим, как выяснилось, отличный человек. Он рад прийти падчерице на помощь. Если б его вовремя известили о случившемся, ничего последующего не произошло бы.
Долой пешку № 2! —Деньги, оказывается, давно уже найдены и спокойненько ждут владельца в ближайшем отделении милиции. И опять, стало быть, бегание по городу с высунутым языком досталось героям от неполноты информации.
И долой, наконец, пешку № 1! — Девушка-то, как обнаружилось, не та. Она совсем не знакомая того дружка, который просил передать, что он не сможет прийти на свидание. Да, она ждала на условленном месте и зовут ее точно так же, и дружка ее зовут точно так же, но она не та. Разве не бывает? Сколько угодно. Больше того: настоящий ее дружок по ходу фильма уже успел проявить себя с самой нехорошей стороны. И значит, ничто не помешает нашему герою отныне встречаться с этой девушкой всерьез, «по-настоящему», «по-нормальному».
Но как только восстановилось нормальное, не навязанное драматургом соотношение вещей, как он тотчас потерял интерес к происходящему. Едва мы, разметав случайности одного вечера, выбрались на чистую воду общих закономерностей, в тот же миг нам просияло с экрана красивое слово конец.
Как видите, Особая Драматическая Ситуация сооружена здесь не для того, чтобы лучше постигнуть внутренние закономерности жизненного материала. Совсем напротив: она помешала нам присмотреться к этому материалу. Навязав ему случайное, несущественное, она настолько деформировала его, что существенного мы так в нем и не успели рассмотреть.
147
Так мы сталкиваемся со спекуляцией фабулой, с продажей ее выше цены обслуживаемого ею сюжета. Приходится считаться с тем, что способность фабулы попугать и поволновать таит в себе немалое искушение, мимо которого может пройти далеко не всякий художник.
Способ нагнетания такого напряжения необычайно очевиден. Эйзенштейн в своих черновых записях проводит такую аналогию: вот идет поезд — это нормальная ситуация, никакого драматизма здесь нет; но вот мы узнали, что паровоз идет без машиниста — драматизм появился. Иначе говоря: нормальная ситуация лишается некоего элемента, без которого она не может существовать. («Так же начинает ходить человек», — пишет Эйзенштейн.) Когда равновесие готово восстановиться, изымается другой элемент. И так далее.
Арабский фильм «Жизнь против смерти», не так давно шедший в советском прокате, — на редкость благодарный пример злоупотреблений, связанных с таким способом нагнетания драматизма. Фильм этот — вовсе не ремесленная поделка. Он продолжает реалистическую тенденцию в арабском кино. Он проникнут вниманием к рядовым, будничным подробностям реальной жизни. Но в силу целого ряда причин даже самые прогрессивные художники арабской кинематографии считают предельную остроту интриги обязательной чертой кинозрелища.
Мы видели «Если парни всего мира...» — хороший, умный, человечный фильм, не шаблонный по своему построению. Каждый поворот его острой фабулы был обеспечен остротой его сюжета.
Его композицию несколько напоминает структура «Жизни против смерти». Основное Драматическое Событие здесь, правда, попроще. Аптекарь по ошибке выдал больному лекарство, которое равносильно яду. Он спохватился двадцать минут спустя и, не зная ни фа-148
|милии больного, ни его адреса, в Короткий срок поднял на ноги весь город. В самый последний момент лекар- ство выбито из рук больного, уже раскрывшего рот, что- бы принять его.
Вот и вся история.
Многоступенчатой ракетой для поднятия фабулы в заоблачные выси служит довольно простой механизм изъятия элемента.
Конструкция его обнажилась в самом начале, когда взволновавшийся аптекарь, желая узнать фамилию больного, звонит врачу, выписавшему рецепт. Врач на операции. Аптекарь умоляет позвать его. Служащая уходит, аптекарь и мы, зрители, изнемогаем в томлении, а в это время рассеянный ассистент врача, повертев в руках лежавшую на столе телефонную трубку, задумчиво вешает ее на рычаг. Конечно, нелепость, конечно, аптекарь всего лишь набирает заново номер телефона — и прежнее положение восстановлено. Однако прошло несколько мгновений! Несколько волнительных мгновений!
Или дальше. Адрес больного узнали; и фильм готов вот-вот кончиться. Не тут-то было! Выясняется, что больной недавно переменил место жительства. Он переехал в другой конец города, и соседи не знают куда. Одному из них он, правда, оставил бумажку со своим адресом (снова возникает угроза окончания фильма)... но вот беда — бумажка эта затерялась (ну, разумеется!)...
За лекарством для больного приходила его дочь. Поскольку есть надежда, что она еще не добралась до дому, весьма почему-то отдаленному от аптеки, человеколюбивый градоправитель отдает приказ ловить в трамваях девочку с бантом и с бутылкой. Но, разумеется, когда бравый нижний чин влезает в трамвай с передней площадки, девочка, ехавшая без билета, слезает с задней и отправляется дальше пешком.
149
Учтя и это, градоначальник приказывает расширить область поисков. И, конечно, некий мальчик-доброжелатель предупреждает нашу героиню:
— Ты не ходи по этой улице, здесь всех таких, как ты, задерживают...
Тогда градоначальник решается на последнее средство (доступное, кстати говоря, с самого начала): он лично обращается по радио к Ахмеду Ибрагиму, проживающему в таком-то квартале, с призывом не употреблять лекарство, которое ему принесет дочь.
Что дальше? Само собой, Ахмед не слушает радио. Но радио слушает его жена, сегодня утром оставившая его и ушедшая к своим родителям. Теперь угадайте, что она делает, заслышав слова официального вступления: «Сейчас перед вами выступит...» Ну, конечно, она выключает приемник! Ребенок, вертящийся у ее ног, включает его, она снова выключает. Как долго продолжится эта игра? До тех пор, пока легкомысленная женщина не расслышит среди обрывков фраз имени своего мужа. Затем, открыв суть дела, она стремглав побежит по улице, потом наймет такси, но с автомобилем произойдет — что? Правильно: авария.
Жаль только, что на этом прерывается цепочка ОДС. Собственно, почему? На пути несчастной женщины могли возникнуть самые различные препятствия: скажем, пожар, или наводнение, или облава на проституток, или, например, лев, бежавший из ближайшего зоопарка, или еще что-нибудь — безразлично что, лишь бы остался в силе главный организационный принцип: завязать новый фабульный узелок раньше, чем развяжется предыдущий.
И вот результат. Кажется, будто бы и этот фильм и «Если парни всего мира...» об одном и том же — о человеческой солидарности перед лицом беды, угрожающей далеким, незнакомым и не имеющим к тебе никакого отношения людям.
150
Однако в роли «злодея, ведущего контр действие» в фильме «Если парни всего мира...» выступала разобщенность мира, его расколотость на границы, секторы, сферы влияния. Люди доброй воли, желающие помочь матросам далекого, затерянного в океане суденышка, учились устанавливать контакты вне этих границ и
сфер.
А в фильме «Жизнь против смерти»? Что тут выступает в роли злой силы конфликта?
А ничто! Точнее: нелепые случайности. Невезение. Говоря до конца определенно: рок.
И вот фильм, вымотавший нас, заставивший ерзать в кресле и жевать галстук, не сделал нас ни чуточку богаче, ни чуточку мудрее. Он ни о чем. Он беспредметен. Он бессюжетен в самом прямом и точном смысле этого слова. |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 355 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|