ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

МЕРТВЫЕ ПЕШКИ
22.04.2014, 17:49
Говоря о жестокой сочиненности фабульного движе­ния в этом фильме, мы упомянули о мертвых пешках. Что это такое? Шахматный композитор, избравший темой своего этюда неестественную, навязанную фигурам игру, рас­плачивается за это нелепой позицией, далекой от пози­ций нормально развивающихся партий. Такой компози­тор вынужден прибегать к услугам пешек, стоящих гуськом по три, по четыре и, значит, заранее обречен­ных на полную неподвижность. Их единственная цель — ограничить подвижность такой-то и такой-то фигуры, помешать сочиненной ситуации рассосаться в нормальную игру и тем самым сделать возможным и единственно должным красивое авторское решение. Такие же мертвые пешки вынужден пускать в ход драматург, когда показательный механизм разверты­вания ОДС угрожает разрешиться мирным, естествен­ным путем, совсем, по мнению драматурга, не показа­тельным. Мертвые пешки в драматургии — это дополнитель­ные, маленькие ОДС, служащие условием того, чтобы линия главного, большого ОДС развивалась в нужную сторону. Раньше зритель принимал эти мертвые пешки всерь­ез и очень огорчался: Ах, что б ее!.. Ну зачем она пошла направо, а не налево? Фу, какая нелепость! Если б он обождал ее ка-­ ких-нибудь полторы минуты!.. И надо ж так случиться! Этот подонок проходил по коридору и все подслушал! Сейчас к зрителю все чаще приходит соображение, что событие, ставшее возможным благодаря случайно­сти, художественно не доказано. 145 Скажем, драматурга заинтересовали некий паренек и некая девушка, познакомившиеся и полюбившие друг друга. Драматургу видится за всем этим тема доверия. Что ж, ради бога! Симпатии зрителя уже на его стороне. Но драматург презрительно отстраняется от реальных, обычных подробностей знакомства и сближения юноши и девушки. Он задается целью сочинить особые обстоя­тельства знакомства и сближения, обстоятельства, кото­рые в силу своей необыкновенности приобретают ред­кую поучительность. И драматург расставляет мертвые пешки на пути свободного движения фигур. Оказывается, во-первых, что паренек знакомится с девушкой по просьбе своего дружка, ее кавалера. Дру­жок не смог сегодня явиться на свидание и просит пе­редать девушке об этом. Это придает последующим по­ступкам паренька оттенок особого благородства, лишает их черт кавалернической заинтересованности. Оказывается, во-вторых, что девушка работает поч­тальоном и потеряла казенные деньги. Причем, если сегодня же, в день знакомства, она не сдаст до вечера требуемую сумму, ей грозят страшные кары вплоть до судебного разбирательства. Оказывается, в-третьих, что в собственной семье де­вушка искать помощи не может, так как крепко недо­любливает отчима, который кажется ей черствым, не­далеким человеком. И вот, так сказать, искомое, авторское решение по­зиции: наши герои должны за один вечер обежать всех знакомых, беря взаймы у кого сколько есть. Фильм этот называется «Увольнение на берег», и в рецензиях на него проскользнуло упоминание, что он «свободного построения». Действительно, его построение напоминает «шашлычные» композиции. Но это сходство внешнее и случайное. На самом деле сюжетное течение фильма оказывается несвободным, вымученным, навя­занным нашим героям. 146 И обратите внимание, как, закончив свой рассказ, драматург расчищает доску от ненужных уже мертвых |, пешек. Долой пешку № 3! — Отчим, как выяснилось, отлич­ный человек. Он рад прийти падчерице на помощь. Если б его вовремя известили о случившемся, ничего последующего не произошло бы. Долой пешку № 2! —Деньги, оказывается, давно уже найдены и спокойненько ждут владельца в ближайшем отделении милиции. И опять, стало быть, бегание по го­роду с высунутым языком досталось героям от непол­ноты информации. И долой, наконец, пешку № 1! — Девушка-то, как обнаружилось, не та. Она совсем не знакомая того друж­ка, который просил передать, что он не сможет прийти на свидание. Да, она ждала на условленном месте и зо­вут ее точно так же, и дружка ее зовут точно так же, но она не та. Разве не бывает? Сколько угодно. Больше того: настоящий ее дружок по ходу фильма уже успел проявить себя с самой нехорошей стороны. И значит, ничто не помешает нашему герою отныне встречаться с этой девушкой всерьез, «по-настоящему», «по-нор­мальному». Но как только восстановилось нормальное, не на­вязанное драматургом соотношение вещей, как он тот­час потерял интерес к происходящему. Едва мы, разме­тав случайности одного вечера, выбрались на чистую воду общих закономерностей, в тот же миг нам проси­яло с экрана красивое слово конец. Как видите, Особая Драматическая Ситуация соору­жена здесь не для того, чтобы лучше постигнуть внут­ренние закономерности жизненного материала. Совсем напротив: она помешала нам присмотреться к этому материалу. Навязав ему случайное, несущественное, она настолько деформировала его, что существенного мы так в нем и не успели рассмотреть. 147 Так мы сталкиваемся со спекуляцией фабулой, с продажей ее выше цены обслуживаемого ею сюжета. Приходится считаться с тем, что способность фабу­лы попугать и поволновать таит в себе немалое искуше­ние, мимо которого может пройти далеко не всякий ху­дожник. Способ нагнетания такого напряжения необычайно очевиден. Эйзенштейн в своих черновых записях про­водит такую аналогию: вот идет поезд — это нормаль­ная ситуация, никакого драматизма здесь нет; но вот мы узнали, что паровоз идет без машиниста — драма­тизм появился. Иначе говоря: нормальная ситуация лишается некоего элемента, без которого она не может существовать. («Так же начинает ходить человек», — пишет Эйзенштейн.) Когда равновесие готово восста­новиться, изымается другой элемент. И так далее. Арабский фильм «Жизнь против смерти», не так давно шедший в советском прокате, — на редкость бла­годарный пример злоупотреблений, связанных с таким способом нагнетания драматизма. Фильм этот — вовсе не ремесленная поделка. Он продолжает реалистиче­скую тенденцию в арабском кино. Он проникнут вни­манием к рядовым, будничным подробностям реальной жизни. Но в силу целого ряда причин даже самые про­грессивные художники арабской кинематографии счи­тают предельную остроту интриги обязательной чертой кинозрелища. Мы видели «Если парни всего мира...» — хороший, умный, человечный фильм, не шаблонный по своему построению. Каждый поворот его острой фабулы был обеспечен остротой его сюжета. Его композицию несколько напоминает структура «Жизни против смерти». Основное Драматическое Со­бытие здесь, правда, попроще. Аптекарь по ошибке вы­дал больному лекарство, которое равносильно яду. Он спохватился двадцать минут спустя и, не зная ни фа-148 |милии больного, ни его адреса, в Короткий срок поднял на ноги весь город. В самый последний момент лекар- ство выбито из рук больного, уже раскрывшего рот, что- бы принять его. Вот и вся история. Многоступенчатой ракетой для поднятия фабулы в заоблачные выси служит довольно простой механизм изъятия элемента. Конструкция его обнажилась в самом начале, когда взволновавшийся аптекарь, желая узнать фамилию больного, звонит врачу, выписавшему рецепт. Врач на операции. Аптекарь умоляет позвать его. Служащая уходит, аптекарь и мы, зрители, изнемогаем в томлении, а в это время рассеянный ассистент врача, повертев в руках лежавшую на столе телефонную трубку, задумчиво вешает ее на рычаг. Конечно, нелепость, конечно, аптекарь всего лишь набирает заново номер телефо­на — и прежнее положение восстановлено. Однако про­шло несколько мгновений! Несколько волнительных мгновений! Или дальше. Адрес больного узнали; и фильм готов вот-вот кончиться. Не тут-то было! Выясняется, что больной недавно переменил место жительства. Он пе­реехал в другой конец города, и соседи не знают куда. Одному из них он, правда, оставил бумажку со своим адресом (снова возникает угроза окончания фильма)... но вот беда — бумажка эта затерялась (ну, разу­меется!)... За лекарством для больного приходила его дочь. Поскольку есть надежда, что она еще не добралась до дому, весьма почему-то отдаленному от аптеки, чело­веколюбивый градоправитель отдает приказ ловить в трамваях девочку с бантом и с бутылкой. Но, разумеет­ся, когда бравый нижний чин влезает в трамвай с пе­редней площадки, девочка, ехавшая без билета, слеза­ет с задней и отправляется дальше пешком. 149 Учтя и это, градоначальник приказывает расширить область поисков. И, конечно, некий мальчик-доброжела­тель предупреждает нашу героиню: — Ты не ходи по этой улице, здесь всех таких, как ты, задерживают... Тогда градоначальник решается на последнее сред­ство (доступное, кстати говоря, с самого начала): он лично обращается по радио к Ахмеду Ибрагиму, про­живающему в таком-то квартале, с призывом не упот­реблять лекарство, которое ему принесет дочь. Что дальше? Само собой, Ахмед не слушает радио. Но радио слушает его жена, сегодня утром оставившая его и ушедшая к своим родителям. Теперь угадайте, что она делает, заслышав слова официального вступления: «Сейчас перед вами выступит...» Ну, конечно, она вы­ключает приемник! Ребенок, вертящийся у ее ног, вклю­чает его, она снова выключает. Как долго продолжится эта игра? До тех пор, пока легкомысленная женщина не расслышит среди обрывков фраз имени своего мужа. Затем, открыв суть дела, она стремглав побежит по улице, потом наймет такси, но с автомобилем произой­дет — что? Правильно: авария. Жаль только, что на этом прерывается цепочка ОДС. Собственно, почему? На пути несчастной женщи­ны могли возникнуть самые различные препятствия: скажем, пожар, или наводнение, или облава на прости­туток, или, например, лев, бежавший из ближайшего зоопарка, или еще что-нибудь — безразлично что, лишь бы остался в силе главный организационный принцип: завязать новый фабульный узелок раньше, чем развя­жется предыдущий. И вот результат. Кажется, будто бы и этот фильм и «Если парни всего мира...» об одном и том же — о чело­веческой солидарности перед лицом беды, угрожающей далеким, незнакомым и не имеющим к тебе никакого отношения людям. 150 Однако в роли «злодея, ведущего контр действие» в фильме «Если парни всего мира...» выступала разоб­щенность мира, его расколотость на границы, секторы, сферы влияния. Люди доброй воли, желающие помочь матросам далекого, затерянного в океане суденышка, учились устанавливать контакты вне этих границ и сфер. А в фильме «Жизнь против смерти»? Что тут высту­пает в роли злой силы конфликта? А ничто! Точнее: нелепые случайности. Невезение. Говоря до конца определенно: рок. И вот фильм, вымотавший нас, заставивший ерзать в кресле и жевать галстук, не сделал нас ни чуточку бо­гаче, ни чуточку мудрее. Он ни о чем. Он беспредметен. Он бессюжетен в самом прямом и точном смысле этого слова.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 355 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП