ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

МЕТОД СОПОСТАВЛЕНИЙ
22.04.2014, 17:44
Помните, С. Рачинский, ботаник и педагог, пожу­рил Льва Толстого за нестройность романа «Анна Каре­нина»? — Последняя часть произвела впечатление охлаж-­ дающее, не потому, чтобы она была слабее других (на­ против, она исполнена глубины и тонкости), но по коренному недостатку в построении всего романа. В нем развиваются рядом и развиваются великолепно две те­ мы, ничем не связанные. Автор этого сочувственно-огорчительного письма признается, как он обрадовался знакомству Левина с Анной: — Тут представляется случай связать все нити рас­- сказа и обеспечить за ним целостный финал. Толстой, как мы знаем, прошел мимо этой возмож­ности. Упустил. Не доглядел. Прислушаемся к его ответу: — Суждение Ваше об А. Карениной мне кажется неверно. Я горжусь, напротив, архитектурой — своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался. Связь постройке сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи *. В истории литературы это одно из первых, если не самое первое определение принципа внефабулъного единства произведения. Правда, пока что речь шла о прозе. Когда дело до­ходило до законов сцены, тут Лев Николаевич пользо­вался этим своим принципом куда скромнее. Что ж, на­шлись другие, кто и в драме пошел путем Толстого-прозаика. *Л. Толстой, Полное собрание сочинений, т, 62, Гослит­издат, М., 1953, стр. 377, 378. 39 Знаменательно, что уже на первом этапе творчества Островского формальные особенности его произведений толкали современников на глубоко идейные споры о его творчестве. В лагере славянофилов поэтика Островского в те годы вызывала только умиление. Рецензент «Москвитя­нина» с восторгом пел о первом акте комедии «Бедность не порок»: — ...без всяких особых сценических уловок, благода­ря простоте изображаемой жизни, автор успевает по­знакомить нас на этой маленькой арене почти со всеми лицами, участвующими в комедии, обозначить более или менее каждое из них, дать вам заметить относи­тельное положение их друг к другу, догадаться об уча­стии, которое суждено принять каждому из них в даль­нейшем течении комедии, наконец, завязать комедию...* Напротив, Чернышевский в «Современнике» подверг разносной критике все то, чем восхитился «Москвитя­нин». В первом акте той же комедии он нашел «немало нескладиц и несообразностей». Ему показались совер­шенно неестественными — «во вкусе трагедий Корнеля и Расина» — мотивировки появления как раз тех дей­ствующих лиц, которые нужны автору для экспозиции и завязки комедии **. Те же претензии Некрасов предъявил следующей пьесе Островского — «Не так живи, как хочется»: моло­дой драматург чересчур старается «угодить сценическим условиям — избежать длиннот», но расплачивается за это немотивированностью действия. — Желание это доводит его до торопливости и преуве­личенной сжатости и тем самым не достигает своей це­ли. Вследствие того же самого желания он, например, * «Москвитянин», 1854, № 5, стр. 4. ** Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений в 15-ти томах, т. 2, М., Гослитиздат, 1949, стр. 236. 60 в «Не так живи, как хочется» в половине 2-го акта сво­дит все свои действующие лица в комнате постоялого двора так неправдоподобно, хотя бы Скрибу впору, хоть и не так ловко, как бы француз сумел это сделать. Внутреннее чувство зрителя не может не смутиться при внезапной перемене возвращающегося Петра, и ника­кая, игра актера тут помочь не может. Отчего г. Остров­ский не захотел показать нам самую эту ночную сцену на Москве-реке, со всей ее фантастичной и грозной об­становкой. Сценические условия ему препятствовали; да бог с ними, с этими сценическими условиями! Последняя фраза могла бы стать эпиграфом ко все­му драматическому творчеству Чехова. Теперь откроем «Грозу», произведение более поздне­го периода. Отметим, что самоубийство Катерины одно­временно и фабульный и идейно-художественный исход вещи. Этот поступок главной героини вызван к жизни совокупностью поступков остальных действующих лиц. Муж Катерины, Варвара, Борис, Кудряш, Кабаниха и даже Дикой — все они, каждый на немного, подтолкнули героиню к волжской крутизне. И если, скажем, поступ­ки каждого из них изобразить вектором, приложенным в соответствующей точке, самоубийство Катерины явит- ся их общей результирующей. Но это все на наш, на сегодняшний взгляд. Схоластически настроенные современники, напро­тив, считали, что в «Грозе» все действие идет «вяло и медленно», загромождено «сценами и лицами совер­шенно ненужными». — На сцену беспрестанно входят ненужные лица, го­ворят вещи, не идущие к делу, и уходят, опять неизве- стно зачем и куда. Все декламации Кулигина, все вы- ходки Кудряша и Дикого, не говоря уже о полусумас- шедшей барыне и о разговорах городских жителей во время грозы, — могли бы быть выпущены безо всякого ущерба для сущности дела. 61 Пересказав эти весьма распространенные претензии, Добролюбов защищает драматурга от хулителей. Как же он это делает? Заводит разговоры о дедрама-тизации? О том, что законы сцены вообще пора сдать в архив? Называет драмы Островского антидрамами? Нет. Он называет их пьесами жизни. В форме их он видит точное соответствие их сути. В средствах Остров­ского он увидел желание отразить жизнь в более близ­ких, более свойственных ей формах. — ....Посторонние, недеятельные участники жизнен­ной драмы, по-видимому, занятые только своим делом каждый,— имеют часто одним своим существованием такое влияние на ход дела, что его ничем и отразить нельзя... В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных» лиц: без них мы не можем по­нять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы, что и случилось с большей частью критиков *. Так чисто формальные вопросы поэтики оказывают­ся полем битвы различных идейных платформ. То, что с позиций «Москвитянина» казалось несовер­шенством и чуть ли не распадом художественной фор­мы, то с позиций «Современника» воспринималось ша­гом вперед в художественном развитии человечества. Кулигин — может быть самый «случайный», самый «необязательный» персонаж «Грозы». Изобретатель-са­мородок, гибнущий в атмосфере «темного царства», он даже не встречается с Катериной. Его разговор с Бори­сом, его разговор с Диким — вот и вся его роль в проис­ходящем. Этакое одинокое колесико, вертящееся в сто­роне от остального, расчетливо слаженного фабульного механизма. И в то же время — как необходим этот образ! Не будь его, как много потеряла бы история Катерины. Он * Н. Добролюбов, Избранные философские произведения, т. 2, М., Гослолитиздат, 1948, стр. 472. 62 же время без него не вогнан в событийную канву, и в то нельзя обойтись. сопоставлении его Его необходимость постигается и с остальными участниками трагедии. Теперь раскроем «Чайку». Она, кстати, тоже обры­вается самоубийством. Кто толкнул Треплева к финаль­ному выстрелу? Нина Заречная, обманувшая его лю­бовь? Тригорин, обманувший Пину? Здесь уже есть на­тяжка. Тем более грех будет сказать, что Аркадина, или Сорин, или Маша, или Медведепко, или доктор Дорн вложили пистолет в руку незадачливого молодого пи­сателя. Не было этого! А может быть, было? Может быть, здесь такая же, не вогнанная в событие и все же нерасторжимая связь? Может быть, все постигается сопоставлением? Недогадливые современники твердили о «Чайке»: «лиричность... поэтичность... отсутствие эффектов...» Пьеса показалась им «бесхребетной», «бессюжетной» и даже «безыдейной». Она не могла не провалиться в Александринке, где играли именно событийную канву — играли то, чего не было. Для пьесы нужен был такой театр, где, не переоценивая лапидарного внешнего дей­ствия, смогли бы, сопоставив все эти разнородные судь­бы, сцены, слова, жесты, обнаружить их глубокое един­ство, где была бы ансамблевость, понимаемая как точ­ность сопоставлений. Разнообразные «симпатии, антипатии, связи, проти­воречия и вообще взаимоотношения людей» можно укладывать в событийную первооснову произведения как планочки на заборе: чтобы вершинки их образовали захватывающий и поучительный узор. Чехов берет зри­теля себе в подмастерья: он только поставляет зрителю эти самые планочки, а искомый, хотя и не очевидный на первый взгляд, узор зритель должен выстроить сам, связывая в единое целое эпизоды и судьбы героев, не соединенные фабулой. 63 Е. Добин, говоря о «Чайке», отмечает «блоки» или «звенья» пьесы, которые надо сопоставить, чтобы по­нять глубинный смысл происходящего. В. Хализев, со своей стороны, называет основным принципом построе­ния чеховских пьес принцип ассоциаций. Принцип этот сродни ассоциациям в поэзии. Зрители, ведомые дра­матургом, от сопоставления судеб героев идут к сопо­ставлению эпизодов произведения, от сопоставления сцен — к сопоставлению деталей, фраз. (При этом весьма к месту Хализев вспоминает высказывания Эйзенштей­на о законе монтажа: «один плюс один больше двух». В самом деле, опыт великого кинорежиссера дает нам немало примеров хотя бы того, как динамика сцены рождается из сопоставления статических, лишенных внешней динамики кадров.) И когда теперь А. Тарковский рассуждает о поэти­ческой логике фильма, противопоставляя ее логике со­бытийного развития сюжета, или когда М. Ромм вновь и вновь называет свой фильм картиной-размышлением и упоминает об особой драматургии мысли, противосто­ящей драматургии события, разве здесь не чувствуются своеобразные аспекты чеховского подхода к драматур­гии? Кинематограф еще не чувствует себя в состоянии полностью отказаться от услуг событийной организа­ции произведения. Однако все чаще и чаще рядом с традиционно со­бытийной логикой мы находим логику поэзии, рядом с драматургией событий — драматургию мысли. И тогда в фильме «Иваново детство» появляются четыре сна героя, не имеющие собственно связи с происходящим в картине, но несущие на себе основную тяжесть ее идейного и художественного заряда. И тогда девять разрозненных дней одного года органично сливаются в голове зрителя в цельную, гармоничную картину. И то­гда семь весьма самостоятельных, не зависимых друг 64 от друга, как бы автономных эпизодов «Сладкой жиз­ни», оправдывая расчеты автора, воспринимаются как семь аспектов предмета, семь ступеней постижения су­ти изображаемого.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 351 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП