Статистика
Онлайн всього: 5 Гостей: 5 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
МЕТОД СОПОСТАВЛЕНИЙ
| 22.04.2014, 17:44 |
Помните, С. Рачинский, ботаник и педагог, пожурил Льва Толстого за нестройность романа «Анна Каренина»?
— Последняя часть произвела впечатление охлаж-
дающее, не потому, чтобы она была слабее других (на
против, она исполнена глубины и тонкости), но по
коренному недостатку в построении всего романа. В нем
развиваются рядом и развиваются великолепно две те
мы, ничем не связанные.
Автор этого сочувственно-огорчительного письма признается, как он обрадовался знакомству Левина с Анной:
— Тут представляется случай связать все нити рас-
сказа и обеспечить за ним целостный финал.
Толстой, как мы знаем, прошел мимо этой возможности. Упустил. Не доглядел. Прислушаемся к его ответу:
— Суждение Ваше об А. Карениной мне кажется
неверно. Я горжусь, напротив, архитектурой — своды
сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об
этом я более всего старался. Связь постройке сделана не
на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на
внутренней связи *.
В истории литературы это одно из первых, если не самое первое определение принципа внефабулъного единства произведения.
Правда, пока что речь шла о прозе. Когда дело доходило до законов сцены, тут Лев Николаевич пользовался этим своим принципом куда скромнее. Что ж, нашлись другие, кто и в драме пошел путем Толстого-прозаика.
*Л. Толстой, Полное собрание сочинений, т, 62, Гослитиздат, М., 1953, стр. 377, 378.
39
Знаменательно, что уже на первом этапе творчества Островского формальные особенности его произведений толкали современников на глубоко идейные споры о его творчестве.
В лагере славянофилов поэтика Островского в те годы вызывала только умиление. Рецензент «Москвитянина» с восторгом пел о первом акте комедии «Бедность не порок»:
— ...без всяких особых сценических уловок, благодаря простоте изображаемой жизни, автор успевает познакомить нас на этой маленькой арене почти со всеми лицами, участвующими в комедии, обозначить более или менее каждое из них, дать вам заметить относительное положение их друг к другу, догадаться об участии, которое суждено принять каждому из них в дальнейшем течении комедии, наконец, завязать комедию...* Напротив, Чернышевский в «Современнике» подверг разносной критике все то, чем восхитился «Москвитянин». В первом акте той же комедии он нашел «немало нескладиц и несообразностей». Ему показались совершенно неестественными — «во вкусе трагедий Корнеля и Расина» — мотивировки появления как раз тех действующих лиц, которые нужны автору для экспозиции и завязки комедии **.
Те же претензии Некрасов предъявил следующей пьесе Островского — «Не так живи, как хочется»: молодой драматург чересчур старается «угодить сценическим условиям — избежать длиннот», но расплачивается за это немотивированностью действия.
— Желание это доводит его до торопливости и преувеличенной сжатости и тем самым не достигает своей цели. Вследствие того же самого желания он, например,
* «Москвитянин», 1854, № 5, стр. 4.
** Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений в 15-ти томах, т. 2, М., Гослитиздат, 1949, стр. 236.
60
в «Не так живи, как хочется» в половине 2-го акта сводит все свои действующие лица в комнате постоялого двора так неправдоподобно, хотя бы Скрибу впору, хоть и не так ловко, как бы француз сумел это сделать. Внутреннее чувство зрителя не может не смутиться при внезапной перемене возвращающегося Петра, и никакая, игра актера тут помочь не может. Отчего г. Островский не захотел показать нам самую эту ночную сцену на Москве-реке, со всей ее фантастичной и грозной обстановкой. Сценические условия ему препятствовали; да бог с ними, с этими сценическими условиями!
Последняя фраза могла бы стать эпиграфом ко всему драматическому творчеству Чехова.
Теперь откроем «Грозу», произведение более позднего периода. Отметим, что самоубийство Катерины одновременно и фабульный и идейно-художественный исход вещи. Этот поступок главной героини вызван к жизни совокупностью поступков остальных действующих лиц. Муж Катерины, Варвара, Борис, Кудряш, Кабаниха и даже Дикой — все они, каждый на немного, подтолкнули героиню к волжской крутизне. И если, скажем, поступки каждого из них изобразить вектором, приложенным в соответствующей точке, самоубийство Катерины явит- ся их общей результирующей.
Но это все на наш, на сегодняшний взгляд.
Схоластически настроенные современники, напротив, считали, что в «Грозе» все действие идет «вяло и медленно», загромождено «сценами и лицами совершенно ненужными».
— На сцену беспрестанно входят ненужные лица, говорят вещи, не идущие к делу, и уходят, опять неизве- стно зачем и куда. Все декламации Кулигина, все вы- ходки Кудряша и Дикого, не говоря уже о полусумас- шедшей барыне и о разговорах городских жителей во время грозы, — могли бы быть выпущены безо всякого ущерба для сущности дела.
61
Пересказав эти весьма распространенные претензии, Добролюбов защищает драматурга от хулителей.
Как же он это делает? Заводит разговоры о дедрама-тизации? О том, что законы сцены вообще пора сдать в архив? Называет драмы Островского антидрамами?
Нет. Он называет их пьесами жизни. В форме их он видит точное соответствие их сути. В средствах Островского он увидел желание отразить жизнь в более близких, более свойственных ей формах.
— ....Посторонние, недеятельные участники жизненной драмы, по-видимому, занятые только своим делом каждый,— имеют часто одним своим существованием такое влияние на ход дела, что его ничем и отразить нельзя... В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных» лиц: без них мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы, что и случилось с большей частью критиков *.
Так чисто формальные вопросы поэтики оказываются полем битвы различных идейных платформ.
То, что с позиций «Москвитянина» казалось несовершенством и чуть ли не распадом художественной формы, то с позиций «Современника» воспринималось шагом вперед в художественном развитии человечества. Кулигин — может быть самый «случайный», самый «необязательный» персонаж «Грозы». Изобретатель-самородок, гибнущий в атмосфере «темного царства», он даже не встречается с Катериной. Его разговор с Борисом, его разговор с Диким — вот и вся его роль в происходящем. Этакое одинокое колесико, вертящееся в стороне от остального, расчетливо слаженного фабульного механизма.
И в то же время — как необходим этот образ! Не будь его, как много потеряла бы история Катерины. Он
* Н. Добролюбов, Избранные философские
произведения, т. 2, М., Гослолитиздат, 1948, стр. 472.
62
же время без него
не вогнан в событийную канву, и в то нельзя обойтись.
сопоставлении его
Его необходимость постигается и с остальными участниками трагедии.
Теперь раскроем «Чайку». Она, кстати, тоже обрывается самоубийством. Кто толкнул Треплева к финальному выстрелу? Нина Заречная, обманувшая его любовь? Тригорин, обманувший Пину? Здесь уже есть натяжка. Тем более грех будет сказать, что Аркадина, или Сорин, или Маша, или Медведепко, или доктор Дорн вложили пистолет в руку незадачливого молодого писателя. Не было этого!
А может быть, было? Может быть, здесь такая же, не вогнанная в событие и все же нерасторжимая связь? Может быть, все постигается сопоставлением?
Недогадливые современники твердили о «Чайке»: «лиричность... поэтичность... отсутствие эффектов...» Пьеса показалась им «бесхребетной», «бессюжетной» и даже «безыдейной». Она не могла не провалиться в Александринке, где играли именно событийную канву — играли то, чего не было. Для пьесы нужен был такой театр, где, не переоценивая лапидарного внешнего действия, смогли бы, сопоставив все эти разнородные судьбы, сцены, слова, жесты, обнаружить их глубокое единство, где была бы ансамблевость, понимаемая как точность сопоставлений.
Разнообразные «симпатии, антипатии, связи, противоречия и вообще взаимоотношения людей» можно укладывать в событийную первооснову произведения как планочки на заборе: чтобы вершинки их образовали захватывающий и поучительный узор. Чехов берет зрителя себе в подмастерья: он только поставляет зрителю эти самые планочки, а искомый, хотя и не очевидный на первый взгляд, узор зритель должен выстроить сам, связывая в единое целое эпизоды и судьбы героев, не соединенные фабулой.
63
Е. Добин, говоря о «Чайке», отмечает «блоки» или «звенья» пьесы, которые надо сопоставить, чтобы понять глубинный смысл происходящего. В. Хализев, со своей стороны, называет основным принципом построения чеховских пьес принцип ассоциаций. Принцип этот сродни ассоциациям в поэзии. Зрители, ведомые драматургом, от сопоставления судеб героев идут к сопоставлению эпизодов произведения, от сопоставления сцен — к сопоставлению деталей, фраз. (При этом весьма к месту Хализев вспоминает высказывания Эйзенштейна о законе монтажа: «один плюс один больше двух». В самом деле, опыт великого кинорежиссера дает нам немало примеров хотя бы того, как динамика сцены рождается из сопоставления статических, лишенных внешней динамики кадров.)
И когда теперь А. Тарковский рассуждает о поэтической логике фильма, противопоставляя ее логике событийного развития сюжета, или когда М. Ромм вновь и вновь называет свой фильм картиной-размышлением и упоминает об особой драматургии мысли, противостоящей драматургии события, разве здесь не чувствуются своеобразные аспекты чеховского подхода к драматургии?
Кинематограф еще не чувствует себя в состоянии полностью отказаться от услуг событийной организации произведения.
Однако все чаще и чаще рядом с традиционно событийной логикой мы находим логику поэзии, рядом с драматургией событий — драматургию мысли. И тогда в фильме «Иваново детство» появляются четыре сна героя, не имеющие собственно связи с происходящим в картине, но несущие на себе основную тяжесть ее идейного и художественного заряда. И тогда девять разрозненных дней одного года органично сливаются в голове зрителя в цельную, гармоничную картину. И тогда семь весьма самостоятельных, не зависимых друг 64
от друга, как бы автономных эпизодов «Сладкой жизни», оправдывая расчеты автора, воспринимаются как семь аспектов предмета, семь ступеней постижения сути изображаемого. |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 351 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|