Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ДРУЗЬЯ-СОПЕРНИКИ
| 22.04.2014, 17:42 |
Завязка фильма «Сережа» такова: у Сережи появился новый папа. Соответствующие руководства по драматургии так прямо и объявляют об этом. Тогда, следовательно, кульминацией фильма надо назвать эпизод, в котором выясняется, что, уезжая в Холмогоры, папа и мама не хотят брать Сережу с собой. А следующий эпи-. зод, когда папа и мама все-таки берут Сережу, окажется, стало быть, развязкой.
Пусть так. Но, выявив такую простенькую, едва-едва намеченную фабульную линию, мы обнаруживаем, что совсем не здесь лежит центр тяжести фильма. Основная мысль картины, та самая, что выхлестнулась в неожиданный возглас-эпиграф: «Знаете, а у меня есть сердце!» — эта мысль раскрывается перед нами в серии ничем не связанных будто бы между собой, никак не предполагающих друг друга эпизодов, вовсе не вогнанных в линию «возвышения действия» от завязки до кульминации. Больше того, если подойти к этим основным, решающим для постижения фильма эпизодам с твердыми канонами фабульного механизма, мы увидим, что их следует отнести к экспозиции, необыкновенно затянувшейся, как и в ранее упоминавшихся примерах. Здесь экспозиция оказывается коренником в деле раз-
44
вертывания сюжета, а фабула выполняет роль пристяжной.
А. Гребнев, автор интересного сценария «Два воскресенья», упрощенного и огрубленного при постановке, любопытным путем заставил экспозиционный метод развертывания сюжета работать параллельно фабульному методу. Завязка и развязка его произведения как бы вынесены над поверхностью экспозиции. Сваями оказываются два воскресенья на фоне обыкновенных будничных дней. В одно из воскресений героиня, работница провинциальной сберегательной кассы, летит на самолете в Москву, осматривает столичные достопримечательности и заодно знакомится с приглянувшимся ей молодым человеком. В следующее воскресенье, когда она снова попадает в Москву, мы оказываемся свидетелями конца этой истории. Но мы рискуем ничего не понять в произведении, если без должного внимания отнесемся к будничной жизни нашей героини, собственно говоря — к экспозиционной части произведения, разделенного этими двумя воскресеньями на три неравных отрезка..
Взаимоотношения фабулы и экспозиции совсем не всегда так безоблачны, как это явствует со страниц наставлений по сценарному ремеслу. Любопытным случаем противоречия между фабулой и экспозицией стал фильм Шаброля «Милашки». Фабула здесь завязывается в первом же эпизоде: Сюзанну, одну из продавщиц маленького магазина, почтительно и застенчиво преследует некий молодой человек с явно романтическими намерениями. Тут же появляются и два других ухажера, нахалы и циники, интересующиеся больше подругой Сюзанны. Затем эта фабульная линия отходит на задний план и в пределах вполне традиционной, только необъятно затянувшейся экспозиции мы становимся свидетелями обыденных, ничем не примечательных будней наших героинь. Вот, час за часом, устало перекидываясь
45
словами, стоят они за прилавком. Вот, вырвавшись на перерыв и наспех закусив в какой-то харчевне, отправляются в зоопарк. Вот вечером, ища спасения от скуки, забредают в дешевенькое варьете и там среди выступающих встречают одну свою подружку. А вот отправляются поплавать в бассейне...
Здесь снова оживает забытая было интрига. Те двое циничных ухажеров грубо пристают к нашим героиням, и тогда им на помощь приходит все тот же застенчивый преследователь Сюзанны. Осадив хулиганов, он, как и полагается романтическому персонажу, наконец-то осмеливается заговорить с той, которую так часто безмолвно провожал по переулкам. А затем происходит вот что: молодой человек везет свою новую знакомую в загородный ресторанчик, угощает отличным ужином, веселит разными смешными историями, а затем ведет в лесок и душит. Не в объятиях, а так, в прямом смысле. Бросив бездыханное тело на голой земле, преступник (или больной?) скрывается, а зрителю полагается сделать вывод, возглашенный еще в первых кадрах эпиграфом из Лафонтена: «Не все ли равно, кто съест тебя, зверь или человек?» Ах, ах, ах, какая сложная, какая трудная, какая неприятная и скверная штука — жизнь. Остерегайтесь, остерегайтесь ее, милые, беззащитные девушки!
Экспозиция и фабула здесь говорят о разном и на разных языках. Язык экспозиции — точный, внятный, протокольно недвусмысленный, почти натуралистический язык неприкрашенных будней. Язык фабулы — игривый, с налетом таинственной многозначительности и кокетливых умолчаний. На этом противоречии держится весь фильм. Непродуманность, неконкретность авторской концепции толкнула художника на полубульварный фабульный ход, уместный, скорее, в открыто условных жанрах. Но эта условность и неконкретность концепции как щитом прикрыта экспозицией. Ее язык,
46
язык реальных обстоятельств, в какой-то мере скрадывает для зрителя нарочитость, надуманность, неубедительность фабульного всполоха. Больше того: эти реальные обстоятельства говорят нам о жизни героинь гораздо больше, чем притянутая, сочиненная событийная канва. Они могли бы, если б художник обратил свое внимание именно на их уяснение и осмысление, выявить истинные, а не вымышленные причины безотрадного существования милашек.
В основу фильма «Путь к причалу» лег сборник рассказов В. Конецкого. Фильм посвящен; как принято писать в рецензиях, героическим будням экипажа спасательного судна. Три четверти картины рассказывают, однако, о буднях в прямом смысле этого слова: об обычной, ничем не примечательной жизни нескольких человек из экипажа судна. Сведя воедино множество микроновеллок, авторы сценария В.Данелия и В.Конецкий понимали, что в этом калейдоскопе непридуманных, реальных обстоятельств зритель безошибочно откроет сущность отважных героев картины. Но вот наступает последняя четверть фильма. Налетает шторм. Четверо героев оказываются на потерявшем управление корабле, во власти разбушевавшейся стихии... Вот она, завязка! Вот оно, Особое Драматическое Событие, ломающее привычный уклад жизни. И все эти очень слабо поставленные сцены единоборства людей с океаном — только для того, чтобы впрямую, без недомолвок, как на пальцах, показать зрителю мужество и благородство этой четверки.
Совершенно прав был один из рецензентов, писавший, что фильм только выиграл бы, лишившись этой последней фабульной части.
Но тогда перед нами был бы и вовсе невиданный случай. Фильм, лишенный института завязки — развязки. Фильм, целиком состоящий из одной только экспозиции? Возможно ли это?
47
Почему бы и нет? Подобные случаи имели место в театральной драматургии. Мы упоминали о чеховских пьесах, лишенных самого понятия ОДС. Отдельные события чеховских пьес никогда не складываются в фабульную взаимосвязь, и занавес падает раньше, чем успеет разразиться завязка *.
Но подобные случаи уже имеют место и в кинематографической практике, пока, правда, всего лишь в виде исключения. Вспомним «Голый остров», целиком посвященный каждодневному, монотонному труду маленькой семьи на пустынном и скалистом островке. Напрасно мы стали бы искать здесь особой событийной организации происходящего. Фильм от начала до конца построен с осознанным отстранением от фабульного метода развертывания сюжета.
Сходный случай поджидает нас и в картине «Синяя тетрадь».
Создатели фильма вслед за автором повести Э. Казакевичем избрали предметом художественного исследования исторический эпизод, как будто нарочно лишенный событийных взрывов. Дни, проведенные Лениным и Зиновьевым в Разливе,— это пора канунов. Отступничество Зиновьева, Октябрьский переворот, суровые дни гражданской войны — все это будет позже. Нам показали первый этап, инкубационный, так сказать, период отношений героев. Фильм посвящен как бы расстановке сил перед столкновением. На протяжении всей картины герои только разговаривают о самых различных вещах и разговаривают как будто вполне мирно. Их единственное открытое столкновение в споре, чему мы стали свидетелями перед самым концом фильма, по сути дела, могло бы стать завязкой нового произведения с иным, фабульным методом развертывания сюжета. |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 304 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|