ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ДРУЗЬЯ-СОПЕРНИКИ
22.04.2014, 17:42
Завязка фильма «Сережа» такова: у Сережи появил­ся новый папа. Соответствующие руководства по дра­матургии так прямо и объявляют об этом. Тогда, следо­вательно, кульминацией фильма надо назвать эпизод, в котором выясняется, что, уезжая в Холмогоры, папа и мама не хотят брать Сережу с собой. А следующий эпи-. зод, когда папа и мама все-таки берут Сережу, окажет­ся, стало быть, развязкой. Пусть так. Но, выявив такую простенькую, едва-ед­ва намеченную фабульную линию, мы обнаруживаем, что совсем не здесь лежит центр тяжести фильма. Основ­ная мысль картины, та самая, что выхлестнулась в неожиданный возглас-эпиграф: «Знаете, а у меня есть сердце!» — эта мысль раскрывается перед нами в серии ничем не связанных будто бы между собой, никак не предполагающих друг друга эпизодов, вовсе не вогнан­ных в линию «возвышения действия» от завязки до кульминации. Больше того, если подойти к этим основ­ным, решающим для постижения фильма эпизодам с твердыми канонами фабульного механизма, мы увидим, что их следует отнести к экспозиции, необыкновенно затянувшейся, как и в ранее упоминавшихся примерах. Здесь экспозиция оказывается коренником в деле раз- 44 вертывания сюжета, а фабула выполняет роль при­стяжной. А. Гребнев, автор интересного сценария «Два воскре­сенья», упрощенного и огрубленного при постановке, любопытным путем заставил экспозиционный метод развертывания сюжета работать параллельно фабуль­ному методу. Завязка и развязка его произведения как бы вынесены над поверхностью экспозиции. Сваями оказываются два воскресенья на фоне обыкновенных будничных дней. В одно из воскресений героиня, работ­ница провинциальной сберегательной кассы, летит на самолете в Москву, осматривает столичные достопри­мечательности и заодно знакомится с приглянувшимся ей молодым человеком. В следующее воскресенье, когда она снова попадает в Москву, мы оказываемся свиде­телями конца этой истории. Но мы рискуем ничего не понять в произведении, если без должного внимания от­несемся к будничной жизни нашей героини, собственно говоря — к экспозиционной части произведения, разде­ленного этими двумя воскресеньями на три неравных отрезка.. Взаимоотношения фабулы и экспозиции совсем не всегда так безоблачны, как это явствует со страниц на­ставлений по сценарному ремеслу. Любопытным случа­ем противоречия между фабулой и экспозицией стал фильм Шаброля «Милашки». Фабула здесь завязывает­ся в первом же эпизоде: Сюзанну, одну из продавщиц маленького магазина, почтительно и застенчиво пресле­дует некий молодой человек с явно романтическими намерениями. Тут же появляются и два других ухаже­ра, нахалы и циники, интересующиеся больше подругой Сюзанны. Затем эта фабульная линия отходит на зад­ний план и в пределах вполне традиционной, только не­объятно затянувшейся экспозиции мы становимся сви­детелями обыденных, ничем не примечательных будней наших героинь. Вот, час за часом, устало перекидываясь 45 словами, стоят они за прилавком. Вот, вырвавшись на перерыв и наспех закусив в какой-то харчевне, отправ­ляются в зоопарк. Вот вечером, ища спасения от скуки, забредают в дешевенькое варьете и там среди высту­пающих встречают одну свою подружку. А вот отправ­ляются поплавать в бассейне... Здесь снова оживает забытая было интрига. Те двое циничных ухажеров грубо пристают к нашим героиням, и тогда им на помощь приходит все тот же застенчивый преследователь Сюзанны. Осадив хулиганов, он, как и полагается романтическому персонажу, наконец-то осмеливается заговорить с той, которую так часто без­молвно провожал по переулкам. А затем происходит вот что: молодой человек везет свою новую знакомую в загородный ресторанчик, угощает отличным ужином, веселит разными смешными историями, а затем ведет в лесок и душит. Не в объятиях, а так, в прямом смысле. Бросив бездыханное тело на голой земле, преступник (или больной?) скрывается, а зрителю полагается сде­лать вывод, возглашенный еще в первых кадрах эпи­графом из Лафонтена: «Не все ли равно, кто съест тебя, зверь или человек?» Ах, ах, ах, какая сложная, какая трудная, какая неприятная и скверная штука — жизнь. Остерегайтесь, остерегайтесь ее, милые, беззащитные девушки! Экспозиция и фабула здесь говорят о разном и на разных языках. Язык экспозиции — точный, внятный, протокольно недвусмысленный, почти натуралистиче­ский язык неприкрашенных будней. Язык фабулы — игривый, с налетом таинственной многозначительности и кокетливых умолчаний. На этом противоречии дер­жится весь фильм. Непродуманность, неконкретность авторской концепции толкнула художника на полубуль­варный фабульный ход, уместный, скорее, в открыто ус­ловных жанрах. Но эта условность и неконкретность концепции как щитом прикрыта экспозицией. Ее язык, 46 язык реальных обстоятельств, в какой-то мере скрады­вает для зрителя нарочитость, надуманность, неубеди­тельность фабульного всполоха. Больше того: эти ре­альные обстоятельства говорят нам о жизни героинь гораздо больше, чем притянутая, сочиненная событий­ная канва. Они могли бы, если б художник обратил свое внимание именно на их уяснение и осмысление, вы­явить истинные, а не вымышленные причины безотрад­ного существования милашек. В основу фильма «Путь к причалу» лег сборник рас­сказов В. Конецкого. Фильм посвящен; как принято пи­сать в рецензиях, героическим будням экипажа спаса­тельного судна. Три четверти картины рассказывают, однако, о буднях в прямом смысле этого слова: об обыч­ной, ничем не примечательной жизни нескольких чело­век из экипажа судна. Сведя воедино множество микро­новеллок, авторы сценария В.Данелия и В.Конецкий понимали, что в этом калейдоскопе непридуманных, ре­альных обстоятельств зритель безошибочно откроет сущность отважных героев картины. Но вот наступает последняя четверть фильма. Налетает шторм. Четверо героев оказываются на потерявшем управление кораб­ле, во власти разбушевавшейся стихии... Вот она, завяз­ка! Вот оно, Особое Драматическое Событие, ломающее привычный уклад жизни. И все эти очень слабо постав­ленные сцены единоборства людей с океаном — только для того, чтобы впрямую, без недомолвок, как на паль­цах, показать зрителю мужество и благородство этой четверки. Совершенно прав был один из рецензентов, писав­ший, что фильм только выиграл бы, лишившись этой последней фабульной части. Но тогда перед нами был бы и вовсе невиданный слу­чай. Фильм, лишенный института завязки — развязки. Фильм, целиком состоящий из одной только экспози­ции? Возможно ли это? 47 Почему бы и нет? Подобные случаи имели место в театральной драматургии. Мы упоминали о чеховских пьесах, лишенных самого понятия ОДС. Отдельные со­бытия чеховских пьес никогда не складываются в фа­бульную взаимосвязь, и занавес падает раньше, чем ус­пеет разразиться завязка *. Но подобные случаи уже имеют место и в кинемато­графической практике, пока, правда, всего лишь в виде исключения. Вспомним «Голый остров», целиком посвя­щенный каждодневному, монотонному труду малень­кой семьи на пустынном и скалистом островке. Напрас­но мы стали бы искать здесь особой событийной органи­зации происходящего. Фильм от начала до конца по­строен с осознанным отстранением от фабульного мето­да развертывания сюжета. Сходный случай поджидает нас и в картине «Синяя тетрадь». Создатели фильма вслед за автором повести Э. Каза­кевичем избрали предметом художественного исследова­ния исторический эпизод, как будто нарочно лишенный событийных взрывов. Дни, проведенные Лениным и Зиновьевым в Разливе,— это пора канунов. Отступни­чество Зиновьева, Октябрьский переворот, суровые дни гражданской войны — все это будет позже. Нам показа­ли первый этап, инкубационный, так сказать, период от­ношений героев. Фильм посвящен как бы расстановке сил перед столкновением. На протяжении всей картины герои только разговаривают о самых различных вещах и разговаривают как будто вполне мирно. Их единствен­ное открытое столкновение в споре, чему мы стали сви­детелями перед самым концом фильма, по сути дела, могло бы стать завязкой нового произведения с иным, фабульным методом развертывания сюжета.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 304 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП