Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ЕЩЕ ОДНА ЗОЛУШКА
| 22.04.2014, 17:21 |
В старину ее держали в прислугах.
И драматург и зритель терпели ее, понимая, что она — неизбежность. Сшибки страстей, эффектные хитросплетения интриги — вот что казалось им главным в драматическом произведении. Но прежде чем начать игру, надо расставить фигуры, не так ли? Прежде чем разразится ОДС, зритель должен хоть чуть-чуть понимать, кто чей брат и кто кому тетя. До той поры как сюжет взмоет в поднебесную высь и закружится в фабульных фигурах высшего пилотажа, ему надо хоть немножко пробежаться по грешной земле, выявить нормальный ход жизни героев, еще не сломленный завязкой.
В ту пору экспозицию не пускали дальше передней.
Помните, как начинается трагедия о царе Эдипе? К царю является жрец, посланец народа, и несколькими словами обрисовывает отчаянное положение, в котором находятся подданные:
Наш город, сам ты видишь, потрясен
Ужасной бурей и главы не в силах
Из бездны волн кровавых приподнять.
Зачахли в почве молодые всходы,
Зачах и скот, и дети умирают
В утробах матерей. Бог огненосец —
Смертельный мор — постиг и мучит город...
Жрец, собственно, пришел для того, чтобы выяснить, какие, выражаясь сегодняшним языком, меры помощи думает принять Эдип. Но прежде чем подойти к этому вопросу, он не только охарактеризует создавшееся положение, но и очертит в двух словах прошлую биографию царя, упомянет о случае с загадкой Сфинкса, назовет Эдипа спасителем народа. Древнегреческий зритель, весьма, как полагают, просвещенный в вопросах своей мифологии, не мог не знать всего этого. Но мудрый драматург считает необходимым вкратце сообщить
34
все те сведения, которые требуются, чтобы составить верное представление о последующем действии. Кстати, таких сведений и немного. Софоклу не приходит, разумеется, в голову занимать внимание зрителей упоминанием о каких-то, допустим, интимных привычках Эдипа, о его любимых и нелюбимых блюдах, о его обычном времяпрепровождении. Нет-нет, драматург рассказывает нам только то, что необходимо для последующего действия. И все. Остальное он обходит своим вниманием.
Экспозиция в данном случае откровенно бездейственна. Больше того, в драме она как бы убежище эпической манеры. В окружении показа событий, она — рассказ.
Примерно так же строится и экспозиция «Гамлета»: звучат трубы, выходит в сопровождении приближенных король Клавдий и держит торжественную речь. Из этой речи зритель постигает, что прежний король Дании недавно скончался, что жена прежнего короля выходит теперь замуж за короля нынешнего, что в Норвегии зашевелился юный Фортинбрас. Из последующего разговора мы к тому же составляем себе мнение о Лаэрте и Гамлете: чьи они дети, каково их положение при датском дворе, каковы их намерения.... И не успеет еще окончиться эпизод, как появится Горацио и объявит принцу о загадочной тени, приводя тем самым в действие весь затейливый механизм интриги. К делу, к делу! Зритель уже понял в общих чертах естественный, нормальный ход жизни героев. Пора теперь этот нормальный ход нарушить, взять на излом и с помощью ОДС вскрыть всю его ненормальность, всю противоестественность, все то, что до сих пор пряталось от нашего взгляда за личиной обычного.
Теперь обратимся к драматургии Чехова. Мы с удивлением обнаружим, что экспозиция, столь лапидарная у Софокла, несколько более детальная у Шекспира,
35
здесь вырастает чуть ли не в величину всего произведения. Нам вновь и вновь весьма подробно разъясняют взаимоотношения обитателей «Вишневого сада», вновь и вновь отмечают их склонности и привычки, их любовь к тому-то и нелюбовь к тому-то, их намерения, а также и обстоятельства, по которым эти намерения не могут осуществляться. И тщетно мы ждем Особого Драматического События. Занавес упадет раньше, чем оно разразится.. Нормальный ход жизни героев так и не будет нарушен...
Было от чего смутиться современникам. Было от чего объявить пьесы Чехова не драмами, а повестями, и самому автору направить упрек в непонимании разницы между драматическим и эпическим.
Кинематограф в свои буколические времена не скрывал презрения к экспозиции. Выше всего он ценил динамику, сплошь и рядом понимая под этим поверхностную динамику сшибок, гонок, преследований и перестрелок. Такого рода динамические произведения нуждались в предельно короткой экспозиции. И действительно, в те отдаленные времена упрек в затянутости экспозиции зачастую соседствовал с выводом о профессиональной непригодности данного сценариста. Чего, дескать, стоит драматург, если он не может сразу же, что называется с места в карьер,- соорудить стремительное фабульное движение, а уж потом, по ходу действия, подбрасывать необходимые сведения и подробности.
Теперь не то. Сегодня экспозицию меряют не минутами или метрами пленки, а конкретной мерой ее обусловленности сюжетом. Теперь, если это требуется, экспозиция может быть длинной или короткой, она может предшествовать завязке или следовать после нее, она может делиться завязкой на две части, она может даже переместиться во вторую половину произведения. Это не покажется святотатством. Теперь экспозиции все позволено.
36
И, надо сказать, даже в рамках правоверно-фабульного сюжета экспозиция иногда выказывает предерзкие претензии.
Вот, скажем, «Рокко и его братья». Столкновение Симоне и Рокко из-за женщины, дорогой им обоим, образовало событийную канву второй половины произведения. А первая? Тут мы становимся свидетелями того, как семейство Паронди приезжает в Милан, как устраивается с квартирой, как все братья ищут работу и как находят ее... Надя, вошедшая в жизнь семьи, тоже сначала, по воле автора, знакомится с Винченце, старшим из братьев, потом с Симоне, потом, еще позже, с Рокко, и каждую из этих встреч художник прослеживает внимательно и досконально. И мы не спрашиваем, к чему бы, собственно, такая обстоятельность? Удивленные на первых порах, мы затем с очевидностью постигаем, что такой сюжет нуждается именно в такой экспозиции.
Еще один пример из тех, что под рукой. «Перед потопом». История, в общем, криминальная. Несколько молодых людей, нуждаясь в крупной сумме для побега от безумия цивилизации на далекие тропические острова, отваживаются на грабеж, при этом совершают убийство, а потом, чтобы замести следы, расправляются с одним из членов шайки. Однако добрую половину экранного времени авторы отвели предыстории преступления. Это не подготовка, не выработка плана, это именно предыстория. Со скрупулезной тщательностью, не скупясь на подробности, нам показывают, как живут герои, как они проводят свои дни и вечера, воссоздают обстоятельства их знакомства, условия их воспитания, их отношения с родителями, друзьями, соседями. Перед нами развертывают апокалипсическую атмосферу жизни Франции в разгар корейской войны. Тема вещи была бы раскрыта неточно, не до конца, если б завязку фильма не предваряла необъятно затянувшаяся, занимающая почти три четверти фильма экспозиция.
37
Или вот — «Плата за страх». Этот драматический фильм о четырех парнях, ведущих по опасной дороге машины с нитроглицерином, всецело построен по формуле «ох, что-то сейчас произойдет». И однако его завязка предваряется длинной, подчеркнуто неторопливой экспозиционной частью, во время которой мы, зрители, уясняем себе отчаянное положение наших героев, без денег, без друзей пропадающих на чужбине, в одной из стран Южной Америки. В этих эпизодах как будто ничего не происходит: наши герои сидят в кафе, бродят по улицам, пытаются устроиться на работу — без всяких надежд на успех. Но не узнай мы всего этого так досконально, последующие фабульные перипетии значительно меньше сказали бы и нашему уму и нашему сердцу.
Наконец, точно так же, вразрез с рецептурой, но в связи с требованиями сюжета необъятно затянута экспозиционная часть фильма «Генерал делла Ровере».
Разные страны, различные художники, ничуть не сходные творческие привязанности...
Не значит ли все это, что существует некая закономерность, по которой нынешние, вполне фабулярные по сути своей фильмы испытывают необходимость в увеличении своей экспозиционной части? |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 365 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|