ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ЕЩЕ ОДНА ЗОЛУШКА
22.04.2014, 17:21
В старину ее держали в прислугах. И драматург и зритель терпели ее, понимая, что она — неизбежность. Сшибки страстей, эффектные хит­росплетения интриги — вот что казалось им главным в драматическом произведении. Но прежде чем начать иг­ру, надо расставить фигуры, не так ли? Прежде чем раз­разится ОДС, зритель должен хоть чуть-чуть понимать, кто чей брат и кто кому тетя. До той поры как сюжет взмоет в поднебесную высь и закружится в фабульных фигурах высшего пилотажа, ему надо хоть немножко пробежаться по грешной земле, выявить нормальный ход жизни героев, еще не сломленный завязкой. В ту пору экспозицию не пускали дальше передней. Помните, как начинается трагедия о царе Эдипе? К царю является жрец, посланец народа, и несколькими словами обрисовывает отчаянное положение, в котором находятся подданные: Наш город, сам ты видишь, потрясен Ужасной бурей и главы не в силах Из бездны волн кровавых приподнять. Зачахли в почве молодые всходы, Зачах и скот, и дети умирают В утробах матерей. Бог огненосец — Смертельный мор — постиг и мучит город... Жрец, собственно, пришел для того, чтобы выяснить, какие, выражаясь сегодняшним языком, меры помощи думает принять Эдип. Но прежде чем подойти к этому вопросу, он не только охарактеризует создавшееся по­ложение, но и очертит в двух словах прошлую биогра­фию царя, упомянет о случае с загадкой Сфинкса, на­зовет Эдипа спасителем народа. Древнегреческий зри­тель, весьма, как полагают, просвещенный в вопросах своей мифологии, не мог не знать всего этого. Но муд­рый драматург считает необходимым вкратце сообщить 34 все те сведения, которые требуются, чтобы составить верное представление о последующем действии. Кстати, таких сведений и немного. Софоклу не приходит, раз­умеется, в голову занимать внимание зрителей упоми­нанием о каких-то, допустим, интимных привычках Эдипа, о его любимых и нелюбимых блюдах, о его обыч­ном времяпрепровождении. Нет-нет, драматург расска­зывает нам только то, что необходимо для последующе­го действия. И все. Остальное он обходит своим внима­нием. Экспозиция в данном случае откровенно бездейст­венна. Больше того, в драме она как бы убежище эпи­ческой манеры. В окружении показа событий, она — рассказ. Примерно так же строится и экспозиция «Гамлета»: звучат трубы, выходит в сопровождении приближен­ных король Клавдий и держит торжественную речь. Из этой речи зритель постигает, что прежний король Дании недавно скончался, что жена прежнего короля выходит теперь замуж за короля нынешнего, что в Норвегии за­шевелился юный Фортинбрас. Из последующего разго­вора мы к тому же составляем себе мнение о Лаэрте и Гамлете: чьи они дети, каково их положение при дат­ском дворе, каковы их намерения.... И не успеет еще окончиться эпизод, как появится Горацио и объявит принцу о загадочной тени, приводя тем самым в дейст­вие весь затейливый механизм интриги. К делу, к делу! Зритель уже понял в общих чертах естественный, нор­мальный ход жизни героев. Пора теперь этот нормаль­ный ход нарушить, взять на излом и с помощью ОДС вскрыть всю его ненормальность, всю противоестествен­ность, все то, что до сих пор пряталось от нашего взгля­да за личиной обычного. Теперь обратимся к драматургии Чехова. Мы с удив­лением обнаружим, что экспозиция, столь лапидарная у Софокла, несколько более детальная у Шекспира, 35 здесь вырастает чуть ли не в величину всего произведе­ния. Нам вновь и вновь весьма подробно разъясняют взаимоотношения обитателей «Вишневого сада», вновь и вновь отмечают их склонности и привычки, их любовь к тому-то и нелюбовь к тому-то, их намерения, а также и обстоятельства, по которым эти намерения не могут осуществляться. И тщетно мы ждем Особого Драмати­ческого События. Занавес упадет раньше, чем оно раз­разится.. Нормальный ход жизни героев так и не будет нарушен... Было от чего смутиться современникам. Было от че­го объявить пьесы Чехова не драмами, а повестями, и самому автору направить упрек в непонимании разницы между драматическим и эпическим. Кинематограф в свои буколические времена не скры­вал презрения к экспозиции. Выше всего он ценил дина­мику, сплошь и рядом понимая под этим поверхност­ную динамику сшибок, гонок, преследований и пере­стрелок. Такого рода динамические произведения нужда­лись в предельно короткой экспозиции. И действительно, в те отдаленные времена упрек в затянутости экспози­ции зачастую соседствовал с выводом о профессиональ­ной непригодности данного сценариста. Чего, дескать, стоит драматург, если он не может сразу же, что назы­вается с места в карьер,- соорудить стремительное фа­бульное движение, а уж потом, по ходу действия, под­брасывать необходимые сведения и подробности. Теперь не то. Сегодня экспозицию меряют не мину­тами или метрами пленки, а конкретной мерой ее обус­ловленности сюжетом. Теперь, если это требуется, экспозиция может быть длинной или короткой, она мо­жет предшествовать завязке или следовать после нее, она может делиться завязкой на две части, она может даже переместиться во вторую половину произведения. Это не покажется святотатством. Теперь экспозиции все позволено. 36 И, надо сказать, даже в рамках правоверно-фабуль­ного сюжета экспозиция иногда выказывает предерзкие претензии. Вот, скажем, «Рокко и его братья». Столкновение Симоне и Рокко из-за женщины, дорогой им обоим, об­разовало событийную канву второй половины произве­дения. А первая? Тут мы становимся свидетелями того, как семейство Паронди приезжает в Милан, как устраи­вается с квартирой, как все братья ищут работу и как находят ее... Надя, вошедшая в жизнь семьи, тоже сна­чала, по воле автора, знакомится с Винченце, старшим из братьев, потом с Симоне, потом, еще позже, с Рокко, и каждую из этих встреч художник прослеживает вни­мательно и досконально. И мы не спрашиваем, к чему бы, собственно, такая обстоятельность? Удивленные на первых порах, мы затем с очевидностью постигаем, что такой сюжет нуждается именно в такой экспозиции. Еще один пример из тех, что под рукой. «Перед по­топом». История, в общем, криминальная. Несколько молодых людей, нуждаясь в крупной сумме для побега от безумия цивилизации на далекие тропические остро­ва, отваживаются на грабеж, при этом совершают убий­ство, а потом, чтобы замести следы, расправляются с одним из членов шайки. Однако добрую половину экранного времени авторы отвели предыстории преступ­ления. Это не подготовка, не выработка плана, это имен­но предыстория. Со скрупулезной тщательностью, не скупясь на подробности, нам показывают, как живут герои, как они проводят свои дни и вечера, воссоздают обстоятельства их знакомства, условия их воспитания, их отношения с родителями, друзьями, соседями. Перед нами развертывают апокалипсическую атмосферу жиз­ни Франции в разгар корейской войны. Тема вещи была бы раскрыта неточно, не до конца, если б завязку филь­ма не предваряла необъятно затянувшаяся, занимаю­щая почти три четверти фильма экспозиция. 37 Или вот — «Плата за страх». Этот драматический фильм о четырех парнях, ведущих по опасной дороге машины с нитроглицерином, всецело построен по фор­муле «ох, что-то сейчас произойдет». И однако его за­вязка предваряется длинной, подчеркнуто неторопли­вой экспозиционной частью, во время которой мы, зри­тели, уясняем себе отчаянное положение наших героев, без денег, без друзей пропадающих на чужбине, в одной из стран Южной Америки. В этих эпизодах как будто ничего не происходит: наши герои сидят в кафе, бродят по улицам, пытаются устроиться на работу — без всяких надежд на успех. Но не узнай мы всего этого так доско­нально, последующие фабульные перипетии значитель­но меньше сказали бы и нашему уму и нашему сердцу. Наконец, точно так же, вразрез с рецептурой, но в связи с требованиями сюжета необъятно затянута экспозиционная часть фильма «Генерал делла Ровере». Разные страны, различные художники, ничуть не сходные творческие привязанности... Не значит ли все это, что существует некая законо­мерность, по которой нынешние, вполне фабулярные по сути своей фильмы испытывают необходимость в уве­личении своей экспозиционной части?
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 365 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП