Статистика
Онлайн всього: 5 Гостей: 5 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ВТОРАЯ РУКА
| 22.04.2014, 16:47 |
Однажды случай занес меня на представление провинциального цирка. Там произошел забавный казус: я стал смотреть не на ту руку фокусника. Полагалось смотреть на его правую руку. Она была широким жестом преподнесена зрителям, и пальцы ее, скользя друг по дружке, разбрасывали по арене вторую или третью колоду карт. А я, замешкавшись, задержал свой взгляд на левой руке, бездеятельно висевшей вдоль тела. И я увидел, как большой и указательный пальцы мимолетным, едва приметным движением вынули что-то из потайного кармашка на поле пиджака. О том, что они вынули, я узнал секунду спустя, когда левая рука,
12
предоднесенная публике тем же гостеприимным же-стом вдруг из ничего, из воздуха явила нам ярко-зеленый бутон, тут же расцветший пестрым матерчатым букетом. Радуясь и огорчаясь своему открытию, я в продолжение всего номера следил за той рукой, которая оставалась в резерве. И верно: в самый торжественный Момент, когда зритель готовился аплодировать совершающемуся на его глазах чуду, повторялся один и тот же маневр: то, что несколько позже должно было явиться из воздуха, спокойно и буднично извлекалось из потайного кармана.
Чудо исчезло. Фокус перестал для меня существовать. Я уже не наслаждался тем, что меня обманывали. Я понял, как это делается. Я больше не видел в этом волшебства.
Это ощущение сродни просмотру старых картин, не так ли? Мы все время видим ту, вторую руку, которая ускользала от неискушенного взора современников. Мы все время ощущаем, как это сделано. И в результате — чудо развенчано. Перед нами — полотно экрана. Стены декорации. Знакомое лицо актера. Расчетливо скроенный сюжет.
Первые кинозрители, даже взрослые, выдержанные мужчины, с воплем шарахались из зала, увидав на экране движущийся паровоз. Смешно, конечно. Но вспомните, как вы сами — в пять, в семь, в десять лет — впервые попадали в кинотеатр. Вспомните, как захватило вас все, что происходило на громадном четырехугольнике беленого полотна. Вспомните, сколько раз вы вскрикивали и подавались назад, когда из глубины экрана мгновенно вылетал автомобиль.
Прошли годы, и ныне, чтобы пробудить у нас ту же степень сопереживания, мастера кино вынуждены прикладывать немало сил и сноровки. Что ж, они добиваются своего, но эти достижения тоже подвластны времени. Когда семь лет назад мы смотрели «Летят
13
журавли», режиссерское и операторское мастерством его создателей казалось нам головокружительным. Пересмотрите этот фильм сегодня. Вы увидите, что он прост, так сказать «нормален», и что где-то в нем уже проступают швы. Можно с полным правом предсказать ту же участь любому из сегодняшних головокружительных фильмов, будь то «Я — Куба» или, допустим, «Тени забытых предков».
Невозможность остановиться на достигнутом как проклятие тяготеет над кинематографистами. Они вынуждены, именно вынуждены, каждый день, каждый час утончать, совершенствовать свои средства и приемы. Это касается и актеров, и режиссеров, и операторов, и художников. Это касается, разумеется, и сценаристов. То, что вчера зритель благополучно и даже с успехом «кристаллизировал», сегодня он может обойти своим вниманием.
Сейчас, когда я пишу эти строки, мой годовалый сын сидит в соседней комнате и, приоткрыв рот, смотрит на мерцающий экран телевизора. Он, конечно, еще не разбирается в этой мешанине белых и черных пятен. Ему бы только ухватить контуры знакомых предметов. Азбуки кино он не знает, и я не умею ему объяснить, что вот, мол, когда один дядя повернулся к нам лицом и стал медленно поднимать руку с револьвером, а потом на том же самом месте появился другой дядя, стоящий вполоборота у окна и беспечно помешивающий ложечкой в стакане,— это означает, что первый дядя целится во второго.
Но он и сам поймет все это, и поймет очень скоро, в том возрасте, когда я, мы, наше поколение, знали о кинотеатрах только понаслышке. А спустя тридцать-сорок лет, с высоты наиновейших завоеваний киноискусства, не обзовет ли он унылым старьем те фильмы, от которых сегодня восторженно замирает моя душа?
Обязательно обзовет. В этом все дело. |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 347 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|