ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Особенности течения «кубизм»
14.04.2014, 16:36
КУБИЗМ – первое течение в изобразительном искусстве ХХ в., располагающее строгой хронологией и подробным прижизненным описанием, демонстрируя тем самым программный методологизм и сугубо рефлексивные установки относительно понимания сути художественного творчества. Кубизм явился одним из самых философски артикулированных течений сферы «геометризм». По утверждению идеологов кубизма, реальность, которую видит человек вокруг себя и то, как он видит самого себя - есть лишь видимость, тогда как подлинная структура бытия сугубо геометрична. Вещи реальности представляют собой нечто вроде структурных элементов, имеющих кубическую форму.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -1010- ТЕМА 47. ГЕОМЕТРИЗМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА XX ВЕКА Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм» Практика кубизма представляла собой специфическое моделирование когнитивного процесса, основанного на базисном для кубизма принципе «отрицания наивного реализма», предполагающего отказ художника от опоры на визуальное восприятие и визуализацию предметного мира. Данный принцип лег в основу провозглашенной кубизмом программы «борьбы со зрением», т.е. борьбы с некритическим принятием феноменологии видеоряда в качестве основы художественного изображения. По формулировке А. Глеза и Ж. Метценже, «глаз умеет заинтересовать и соблазнить разум своими заблуждениями», но в основе этого соблазна – не что иное, как обман зрения, кажимость. Согласно рефлексивной самооценке художников-кубистов, «для нас линии, поверхности и объемы – не что иное, как чувственное явление той ноуменальной основы, что не представлена внешним видом объекта». В конце концов кубизм на его зрелой фазе развития пришел к идее пластического моделирования основы мира, т.е. его подлинного лица, не скрытого за феноменологическим рядом. В своей эволюции кубизм осуществил радикальный поворот от критики объекта как такового к критике неадекватного (субъективного) его понимания. Критический пафос зрелого кубизма направлен не против реальности как субъективной иллюзии, а против субъективности в художественной визуализации реальности. Хронологически и логически выделяется несколько этапов кристаллизации и развития кубизма. К событиям, так или иначе подготовившим почву для возникновения кубизма, относится посмертная выставка Ж. Сёра, состоявшаяся в 1905 г., выставка творений художников-фовистов, прошедшая в 1906 г., а также выставка негритянского искусства, случившаяся в 1906 г. Во многом предопределила возникновение кубизма состоявшаяся в 1907 г. ретроспективная выставка произведений Поля Сезанна, которая показала, что в своих последних работах («Сад в Сен-Лов», 1905; «Гора СентВиктуар», 1905) мастер вплотную подошел к кубизму, что он оказался в преддверии открытия данного течения «геометризма», и лишь смерть прервала творческие искания художника. Эта выставка оказала огромное воздействие на творчество «отцов-основателей» течения художников Пабло Пикассо и Жоржа Брака, которые постарались довести сезанновские принципы до кульминации, до критического слома. Решающим для кубизма, который тогда еще не имел названия, стало лето 1907 г., время, когда Пабло Пикассо закончил произведение «Авиньонские девицы». Именно данное живописное творение обозначило рубеж не только в творчестве этого великого художника, но и в деле кристаллизации течения «кубизм» как сферы изобразительного искусства ХХ в. «геометризм». Кубизм зародился без манифеста. В 1908 г. группа друзей, в которую, помимо Пабло Пикассо и Жоржа Брака, входили испанский художник Хуан Грис и французские поэты Макс Жакоб, Гийом Аполлинер и Андре Салмон, собравшись в мастерской «Бато-Лавуар» («Плавучая прачечная»), выработала основы кубизма. Согласно программным  -1011- ТЕМА 47. ГЕОМЕТРИЗМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА XX ВЕКА Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм» заявлениям Хуана Гриса - в самой своей основе кубизм есть не что иное, как «новый способ представления вещей реальности». Обычно в процессе эволюции кубизма выделяют два временных и содержательных периода, именуя их «аналитический кубизм» и «синтетический кубизм». На этапе аналитического кубизма, охватывающем время 1909-1912 гг., художники-кубисты стремились к созданию произведений, визуализирующих в кубистических формах не видимость и кажимость мира, но структурные элементы его сущности. В период синтетического кубизма (1913-1914) художники создавали произведения, визуализирующие не разрозненные элементы мира сущностей, а общую структуру Мироздания. В это время они пытались интегрировать предварительно выделенные ими (цветовые и графические) отдельности в некую единую композиционную целостность. Рубежом между аналитическим кубизмом и синтетическим кубизмом стал 1912 г. В это время художники в состав кубистических произведений впервые ввели коллаж. Именно коллаж открыл перед художникамикубистами возможность создавать живописные общности, не отказываясь при этом от моделирования кубистических ячеек бытия. В коллажной технике произведений кубизма обычно выделяют papiers colles (бумажные наклейки на бумажной же основе) и собственно коллаж – живописное полотно с включенными в него плоскими наклейками из разнообразных материалов – обоев, газет, клеенки, тканей, фанеры. Такие заимствования из мира окружающих вещей Ж. Брак назвал «фактами». В 1911 г., помимо кубистов, входивших в группу «Бато-Лавуар», иначе называемую «бандой Пикассо», в парижском пригороде Пюто по инициативе Марселя Дюшана сложился еще один достаточно творчески мощный кружок художников-кубистов. К участию в его деятельности были приглашены Альбер Глёз, Жан Метценже, Хуан Грис, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, русский скульптор Александр Архипенко, а также чешский художник Франтишек Купка. Члены группы «Пюто» стремились теоретически обосновать кубизм и вывести из него необходимые для производства новых кубистических произведений следствия. В октябре 1912 г. они провели групповую выставку «Золотое сечение», замыслив ее как широкую манифестацию, охватывающую самые разные тенденции в кубизме. В 1912 г. вышла в свет концептуальная монография художников А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме», а также критическая работа А. Сальмона «Молодая живопись современности». В 1913 г. Г. Аполлинер опубликовал книгу «Художники-кубисты». Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления: Пабло Пикассо (1881-1973). «Авиньонские девицы» (1907), «Портрет Амбруаза Воллара» (1909-1910), «Три музыканта» (1921), «Герника» (1937). Жорж Брак (1882-1963). «Новый замок в ла Рош Гюйон» (1909), «Композиция с тузами» (1913).  -1012- ТЕМА 47. ГЕОМЕТРИЗМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА XX ВЕКА Лекция 153. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «геометризм» Хуан Грис (1887-1927). «Скрипка и чернильница» (1913), «Натюрморт перед открытым окном: площадь Равиньян» (1915). Жан Метценже (1883-1956). «Велосипедные гонки» (1914). Жюль Фернан Анри Леже (1881-1955). «Контраст форм» (1913), «Акробаты (Попугаи)» (1933). Жак Липшиц (1891-1973). «Сидящая женщина» (1916).
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 458 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП