Статистика
Онлайн всього: 12 Гостей: 12 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Художественное направление «дадаизм»
| 14.04.2014, 16:27 |
ДАДАИЗМ (фр. dadaisme, от dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет) – течение сферы изобразительного искусства «эпатизм», которое возникло практически одновременно в США и Швейцарии и распространилось в Европе в 1915-1923 гг. Для творческой практики дадаизма, появившегося на свет в результате Первой мировой войны, характерна переоценка художественных достижений всей предшествующей истории изобразительного искусства. Художники-дадаисты собственных последовательных программ деятельности не создали, да и не стремились создать, ибо они вообще высказывались против творения каких-либо программ, заявляя, что единственная программа дадаизма – не иметь программ. О целях и задачах дадаизма говорилось лишь, что необходимо противопоставить эпатаж ужасам жизни, высказать неуважение «унизительной современности», доказать право на «собственный фантастический мир». В основе содержания произведений дадаизма нет связи с никакими политическими или социальными проблемами.
-998-
ТЕМА 45. ЭПАТИЗМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА XX В.
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
Еще не имея названия, дадаизм начался в Нью-Йорке с приездом в США в 1915 г. французских художников Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа. Космополитическая атмосфера нью-йоркского авангарда предоставила художникам благодатную почву для их страстного желания ниспровержения основ традиционного искусства. Эпатажные новшества М. Дюшан и Ф. Пикабиа распространяли через журнал «291», издаваемый группой Штиглица. Мощным представлением нью-йоркского движения дадаизма стала выставка в Большой центральной галерее (1917). Когда Пикабиа, а затем Дюшан в мае 1921 г. покинули Нью-Йорк, дадаистский период в искусстве США был закончен. Окончательное оформление европейского дадаизма произошло 5 февраля 1916 г. в швейцарском Цюрихе на улице Шпигельгассе в маленьком артистическом клубе-кабаре, который вначале назывался «Кабаре Вольтера», а после был переименован в «Дада». Именно Цюрих в период Первой мировой войны стал прибежищем для стекавшихся сюда со всей Европы творческих личностей, не пожелавших выступить в качестве «пушечного мяса» в ужасной людской бойне. Среди них были швейцарец Рихард Гюльзенбек, немец Хуго Балль, румыны Тристан Тцара и Марсель Янко, а также эльзасец Ханс Арп. Объединившись, эти молодые ниспровергатели художественных основ организовали клуб, цель которого состояла в том, чтобы «напомнить всем, что существуют независимые люди, которые стоят над войной и живут другими интересами». Именно в клубе «Дада» было провозглашено новое направление искусства под названием «дадаизм» и принято решение издавать свой собственный журнал. Здесь же периодически устраивались дадаистские концерты, выставки, штурмсуаре. Из Цюриха дадаизм распространился среди деятелей искусства Германии в таких городах, как Берлин, Кёльн и Ганновер, а также во Франции (Париж). Организатором берлинской группы дадаизма стал Рихард Гюльзенбек, приехавший в Германию в 1917 г. В группу входили художники Георг Грос и Ханна Хох, а также поэты Рауль Хаусман и Франц Юнг. В полный голос берлинская группа дадаизма заявила о себе в 1918 г. С связи с войной и поражением в ней Германии, берлинский дадаизм приобрел политическую направленность. В июне 1918 г. большая выставка в Берлине собрала произведения нескольких ветвей дадаизма, однако вскоре течение здесь распалось. В Кёльне дадаизм был порожден творческой деятельностью двух художников – Ханса Арпа и Макса Эрнста. Ориентированный в сторону коммунистического движения, кёльнский дадаизм заявил о себе в 1920 г. эпатажно шумной выставкой в кафе «Винтер», которая буквально взбудоражила местную общественность. В результате вмешательства полиции кёльнская группа дадаизма была распущена. Становление дадаизма в Ганновере, произошедшее в 1918 г., прежде всего, обязано эпатажному творчеству Курта Швиттерса.
-999-
ТЕМА 45. ЭПАТИЗМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА XX В.
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
Главным для парижского движения «дадаизм» стало то, что оно объединило как французских художников, так и выходцев из американской, швейцарской и немецкой групп дадаизма. В Париже дадаизм зародился в 1919 г. с момента приезда во Францию художника Франсиса Пикабиа. Просуществовав некоторое время как целостность, парижский дадаизм вскоре разделился на два противоборствующих лагеря. Один из них, возглавляемый Тристаном Тцара, остался верен провозглашенным еще в Цюрихе художественным целям. Творческая деятельность представителей другого лагеря, возглавляемого Андре Бретоном, привела к эволюции дадаизма в сюрреализм. Дадаизм как течение сферы «эпатизм» распался в 1922 г. Важную роль в этом деле сыграл так называемый «Парижский конгресс», организованный А. Бретоном. Вскоре после завершения работы «Конгресса», в соответствии с установившейся во Франции оригинальной традицией, студенты Парижской художественной школы утопили в Сене сделанную ими скульптуру художественное олицетворение дадаизма. Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления: Марсель Дюшан (1887-1968). «Велосипедное колесо» (1913), «Велосипедное колесо» (1964), «Мона Лиза с усами» (1919). Курт Швиттерс (1887-1948). «Мерцкартина 21 В» (1920), «Мерцизм» (1925). Франсис Пикабиа (собст. Франсис Мартинес де Пикабиа, 1879-1953). «Удни, или Танец» (1913), «Catax» (1929). Ханс (Жан) Арп (1886-1966). «Часы» (1924), «Метаморфоза (РаковинаЛебедь-Равновесие-Ты)» (1935). |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 355 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|