Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Бельгийское ювелирное искусство конца XIX – начала ХХ вв.
| 14.04.2014, 15:02 |
К бельгийским мастерам, занимавшимся ювелирным искусством, помимо Филиппа Вольферса, относятся А. арь де Велде, Бушардон, А.Вевер, Р.Лалик. Бельгийские ювелиры стиля «модерн» обращались в своих произведениях, прежде всего, к теме Природы, в частности, к изображению животных и растений. Среди растений наибольшей популярностью пользовались ирисы, являвшиеся излюбленным цветком в декоративноприкладном искусстве этого времени, а также имеющие с ними сходство орхидеи. Также широко были распространены вьюнки вследствие их вьющихся стеблей, ведь извивающиеся, змеевидные линии, называемые «ударом бича», были одной из отличительных черт искусства модерна, в целом отрицавшего линии прямые. Помимо витиеватых линий, активно использовались вытянутые формы, что свидетельствует о тенденции расконечивания, о стремлении к потере вещественности, свойственной не только произведениям модерна, но и произведениям ареаромантизма вообще.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-963-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекция 145. Стиль «модерн» в декоративно-прикладном искусстве к.XIX – н. ХХ вв.
Среди животных наиболее популярными были птицы, ведь именно они способны вознестись над земным, тяжелым, плотным, конечным в иные легкие сферы; а также змеи, основу важности которых составляла извивающаяся линия их тела; и насекомые, среди которых излюбленными были стрекозы. Видимо, для модерна были наиболее значимы те представители животного мира, которые способны связать несколько сфер: птицы – землю и воздух, а часто и воду (лебедь); змеи –землю и подземный мир; насекомые — землю, воздух, а также макро- и микромир. В пользу этой тенденции свидетельствует и наличие животных-химер, объединяющих в себе несколько природ, к которым, в частности, можно отнести летучих мышей — существ, соединяющих в себе птиц и зверей, а зачастую и человека, так как морды многих из них напоминают очертания человеческих лиц. Летучие же мыши очень близки монстрам, чудовищам, которые также имели место в модерне, как и в готике, что говорит о близости этих двух стилей. Часто природные формы, к которым обращались мастера модерна, выступали как аллегории; например, лебедь – аллегория цивилизации, монстр – варварства, летучая мышь – ночи, бабочка - дня. В бельгийском ювелирном искусстве ведущую партию играла работа с металлом, а не с камнем. Также именно в бельгийском ювелирном искусстве была востребована помимо металла конголезская слоновая кость, применявшаяся еще в эпоху Средних веков. Связь даже на уровне художественного материала со Средневековьем свидетельствует о родственности стиля «модерн» искусству того времени, а, следовательно, и о принадлежности модерна к ареаромантизму. Преимущественное использование ковки, а не литья в ювелирном искусстве, так как именно она позволяет достичь неповторимости линий, а также увеличивает значимость человека в процессе создания произведения, позволяет ему наиболее активно действовать, по сравнению с применением литья; действовать в процессе расконечивания. На смену использования драгоценных металлов и драгоценных камней во время модерна пришло увлечение полудрагоценными камнями: опалами, аметистами и др., и серебром, а не золотом. Новшество это принадлежит Р.Лалику, за которым следовал и Филипп Вольферс, уделявший внимание серебру и бижутерии. Но Вольферс также, в отличие от многих ювелиров ар нуво, много работ выполнил и с применением драгоценных камней. Искусство модерна широко использовало сочетание материалов в одном произведении, причем не только таких, как, например, металл и камень, но и металлы разных сортов; при этом также сочетались в одном произведении и разные методы работы с одним материалом. Так, помимо ковки и гравировки, при создании произведения могла использоваться и инкрустация, причем металл инкрустировался как камнями, так и эмалью. Драгоценные камни в оправе из золота позволяют провести параллель с искусством Востока и Византии, что также является одной из отличительных
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-964-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекция 145. Стиль «модерн» в декоративно-прикладном искусстве к.XIX – н. ХХ вв.
черт модерна. С другой стороны, цвет серебра, особенно черненого, использование тусклых цветов камней отсылают к искусству Средневековья. Анализ произведения «День и Ночь» Ф.Вольферса. «День и ночь» пряжка для пояса, размеры которой 9*12,5 см, 1897 г. Пряжка выполнена из серебра, в работе применена гравировка, золочение, произведение инкрустировано аметистами. Пряжка представляет собой единение двух существ: летучей мыши и бабочки, при этом черно-серая мышь символизирует ночь, а бабочка с большими золотыми и маленькими коричневыми крыльями – день. То есть уже в первом приближении можно говорить о метаморфичности как качестве, свойственном произведениям модерна, которая представлена как оборачивание дня ночью и, наоборот, ночи днем. При создании «Дня и ночи» с его кажущейся на первый взгляд амбивалентностью был заложен предрекаемый исход борьбы двух сил: ночь все более превалирует вследствие стирания позолоты с темно-серебряных крыльев бабочки. Золото, которое могло ассоциироваться с рассветом, цветом возрождения солнца, с течением времени обращается в свою противоположность – в цвет заката, сумеречного зарева. Динамичность оборачивания света тьмой и наоборот обусловлена тем, что мышь и бабочка суть едины в центре, их фигуры как бы перетекают друг в друга, за счет чего образуется двуединое существо: «бабочко-мышь». Динамичность обусловлена не только возможностью взаимооборачивания, но и неясностью ситуации: с одной стороны мышь замыкает бабочку, с другой — выпускает на свободу. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 274 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|