Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Специфика творчества П.Пюви де Шаванна
| 14.04.2014, 14:08 |
Художественные традиции Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898). Лионская художественная школа: соединение следующих элементов: доминанта рисунка (в традиции Энгра), мотивы искусства эпохи Кватроченто, мистическая символика. Ведущий представитель этой школы Поль Шенавар начал в конце 1840-х годов работу над росписями парижского Пантеона, темой которых была «моральная история человечества» основывался на идеях Огюста Конта. Аллегория – доминирующий прием, усложняющий восприятие произведения. Традиция Предвозрождения и Раннего Возрождения: спокойная монументальность, величие; принципы настенной росписи (фрески): Джотто, Андреа Мантенья. Античное искусство: Древнегреческая вазопись, рельефы, помпейские росписи. Живопись Н.Пуссена 1620-1630-х гг. Характеристика метода произведений П.Пюви де Шаванна. Композиции монументального типа. Техника фрески была уже забыта и вместо этого – большие панно, писанные на холсте и точно рассчитанные по размерам стены и очертанию проемов. Полотна, вмонтированные в стену, были по традиции аллегоричны; мифологические, библейские и исторические сюжеты с аллегорическим подтекстом. Аллегоричность. Иносказание. Но главным образом символизм заключается не в аллегорическом содержании, а в организующей активности формы, которая конструирует новый мир, «параллельным природе» (выражение художника). Живопись как визуализация, символическое явление всеобщих понятий, кристаллизация идей, чувственно-явленная сущность. П. Пюви де Шаванн: «Для всех ясных идей существует пластический эквивалент, но идеи обычно являются нам в туманной и запутанной форме, значит важно, прежде всего высвободить их, держать перед внутренним взором во всей ясности.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -938-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекция 140. Направление «символизм» в живописи к.XIX – н. ХХ вв.
Произведение рождается из своего рода смутной эмоции, в которой оно пребывает, как организм в зародыше. Эту мысль, которая кроется в эмоции, я постоянно обдумываю, прокручиваю в голове, пока она не прояснится и не предстанет перед моим взором во всей чистоте. Тогда я ищу зрелище, которое станет ее тончайшим переводом… Если хотите, это и есть символизм». П. Пюви де Шаванн специально оговаривал, что не признает наличие сущности вне произведения, сущность явлена в произведении. Название не несет содержательной нагрузки. П. Пюви де Шаванн легко переименовывал отдельные аллегорические фигуры, целые композиционные периоды в совершенно иной тематический контекст. Сюжеты определены вечными занятиями человека: сбор плодов, рыбная ловля, изготовление орудий, строительство жилищ, кормление и воспитание детей. Предельная типизация особенного. Метод П. Пюви де Шаванна: эскизы с натуры – стилизация и обобщение – обведение плотным контуром – калькирование – распределение эскизов на холсте (определение места фигуры в целом) – холст свернут в рулон и раскрывался по частям. Математическая выверенность. Основные понятия в его суждениях об искусстве: «видение», «порядок», «организация», «логика», «синтез». Гладкая матовая поверхность, достигаемая техникой пастели по холсту. Имитация фрески. Краска накладывалась тонкими гладкими слоями. Использование серо-голубых, синих тонов – сумеречная атмосфера, наполненная перламутровыми переливами. Четкий силуэт, особое значение контура. Линия – главный формообразующий элемент. Пластическая проясненность, статуарность персонажей и всех остальных элементов изображения: статуарность воздушной и морской среды. Очень часто камень становится элементом пейзажа, символически характеризующим персонаж. Зачастую П. Пюви де Шаванн повторял одни и те же позы, группы, сцены в разных произведениях. Т.е. вырабатывался канон, где, как в иконописи, каждая поза становится репрезентантом-символом определенного состояния. Одинаковая четкость передних и фоновых планов. Изображенное пространство лишено световоздушной среды. Доминанта спокойствия. Пюви де Шаванн писал: «Публика ошибается, воображая себе художника существом страстным, с болезненно вибрирующей душой. Напротив, если он уравновешен, значит, наделен божественным даром». Персонажи пребывают в состоянии бездейственной отрешенности, на грани сознательного бытия и безотчетного повиновения импульсам природы. (Например: «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами» 18841889). Плоскостность, множественность (самостоятельность отдельных элементов), графичность – формальные признаки. Принцип настенных росписей, в которых ничто не нарушает плоскость, нет иллюзорных прорывов. Композиция подчиняется плоскости стены, растягивается по горизонтали.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -939-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекция 140. Направление «символизм» в живописи к.XIX – н. ХХ вв.
Глубина пространства расчленяется на ряд параллельных плановкулис. Контуры фигур обобщены, нет деталей. Многие картины Пюви де Шаванна связаны с тематикой античности: «Игры во славу родины», «Видение античности. Символ формы», «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами». Эталон человека, живущего в гармонически слитом целом с природой. Характерные черты классического искусства сочетаются с принципом нарушения законов этого искусства: движение обрывается в странной незавершенности; четко прочерченные абрисы фигур не совпадают с анатомической правильностью; многие позы сложны, изломаны, остановлены вдруг, окаменелые, превращенные в камень. В гармонию вводится элемент диссонанса. При всей простроенности композиции, мир сохраняет качества хрупкости и неустойчивости. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 323 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|