Статистика
Онлайн всього: 17 Гостей: 17 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Специфика творчества П.Гогена
| 14.04.2014, 14:04 |
Конец 1870-х – первая половина 1880-х гг. – импрессионизм. Наиболее значимым среди субъект-языков импрессионизма для П.Гогена был язык произведений К.Писсарро. Жанровая определенность – пейзаж и бытовые сцены. Во второй половине 1880-х гг. в своем развитии художественный язык П.Гогена отходит от импрессионизма. Актуальным становится разрабатывающийся в эти годы символизм. В объект-язык произведений П.Гогена входит искусство Индии, Явы, Камбоджи, Японии, а также античное искусство эпохи архаики и первобытное искусство. Репрезентант: «Натюрморт с тремя щенками» (1888). Приемы использования локальных цветов, четких контуров, фиксирующих границы отдельных элементов композиции; отказ от использования прямой перспективы; плоскостность; иероглифо-символическая концепция значений художественных знаков; представление о неизменности сути явления; лаконизм живописных средств; произведение искусства как явление сверхчувственного. 1888 г. – Арльский период, отмеченный совместной работой с В.Ван Гогом и характеризующийся разработкой знакового потенциала цвета в живописи, в частности, красного цвета. «Кафе в Арле» (1888) – репрезентант данного периода творчества П.Гогена. Композиция построена на основе взаимодействия дополнительных красного и зеленого цветов. Каждый план четко отделен от другого темным контуром. Эти линии – многократно повторенные границы искусственного, игрового создания пространства инобытия, потустороннего мира. Связующие горизонтальные линии дыма окутывают персонажей атмосферой жара полусна, грез, ирреальности, опьянения, созерцательности и мечтательности. 1889-1890 гг. – Бретанский (Понт-Авенский) период. Бретань – это край на севере Франции, оторванный от общего культурного движения, замкнутый в своем мире, еще сохранивший раннехристианские памятники. В Понт-Авене П.Гоген обращается к традиционной средневековой перегородчатой эмали и, переосмысляя основной принцип этой техники, применяет его в живописи. Картина «Прекрасная Анжела» (1889) построена на основе аналогии двух персонажей - идола и женщины, представленных в одинаковой позе, с подобными ликами. В Понт-Авенский период в художественный язык произведений П.Гогена входит традиция витражного искусства, а также искусства средневековой перегородчатой эмали, на основе которой был сформирован стиль «клуазонизм», характеризующийся лаконичными силуэтными
Всеобщая история искусства. Курс лекций -929-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма
линиями; использованием локальных цветов, крупных цветовых пятен как заполнений пространства контурных силуэтов; плоскостным наложением планов, обнажением двухмерности холста. Витражное искусство, вошедшее в язык картин П.Гогена, ввело такое значение цветовых знаков, как материализация световых потоков, воплощения сверхчувственной энергии. Возрождение религиозного сюжета является фактом, выделяющим произведения П.Гогена в общем процессе живописного развития искусства рубежа XIX-XX вв. Религиозная тематика в бретанский период была поддержана созданием серии картин «Желтый Христос», «Голгофа», «Христос в Гефсиманском саду». 1891-1893 гг. – первый таитянский период. Произведения первого таитянского периода характеризуются визуализацией концепции Таити как идеализированного мира, концентрирующего в себе представления о земном рае, где человек максимально един с природой. В произведениях данного периода П.Гоген моделирует первозданный мир, существующий в вечности. Характерно обращение к сюжетам идиллических сцен жизни таитян («Таитянские пасторали», 1893); местной мифологии. В произведении «Дух мертвых бодрствует» (1892) разрабатывается тема вечности духовного мира, пребывающего зримо и незримо в пространстве человеческого бытия, которое способно в ходе медитативного погружения, войти в инобытие в своем каждодневном земном существовании. Тема принятия плодов природы и уподобления человеческой природы первоестеству окружающего божественного природного пространства заявлена и в произведении «Женщина, держащая плод/Куда ты идешь?». 1895-1903 гг. – второй таитянский период в творчестве П.Гогена, на который приходится особенно интенсивное развитие идеи культурного синтеза запада и востока, лишь намеченное в первый период. Формируется новое мировоззрение П.Гогена, основывающееся на синтезе двух противоположных культур. Произведения П.Гогена, по замыслу художника, выполняют пророческую, миссионерскую функцию очищения человечества силами представления, явления ему истинного образца человеческого взаимоотношения с абсолютным началом. Общая характеристика художественного языка Гогена в этот период: обращение к общечеловеческим вечным темам, в трактовке которых Гоген объединяет запад и восток; синтез культур визуализируется наиболее конкретно в произведениях христианской тематики; синтезирование восточного и западного начал в трактовке христианского сюжета этническими образами таитян; синтезирование плоскостного наложения планов и перспективного уменьшения; обобщение на уровнях живописной формы (лаконичность силуэта), цвета (работа локальными красками), линии (единый контур). Репрезентант – картина «Рождество/Младенец/Be Be» (1896). Своеобразным обобщением идейной программы всех произведений П.Гогена выступает картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», созданная в 1897-1898 гг. и задуманная как проповедь и завет человечеству.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -930-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма
Цветовая символика произведения «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» демонстрирует визуальное понятие вечного мгновения просвета смысла человеческой жизни в тотальной бесконечности бытия. Композиционная формула лемнискаты является организатором каждого отдельного знака целостного речевого сообщения, которое изрекается произведением. Первочеловек становится узлом вселенной, связывающим в единое целое противоположности волн рождения и смерти, восхода и заката. Взаимооборачивание глубины далей и плоскости переднего плана земного бытия связывает две вечности – вечность горнего мира, из которого произошло выдвижение на передний план жизни, и вечность, к которой они обращены. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 269 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|