Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Художественный язык произведений П.Сезанна
| 14.04.2014, 14:04 |
В развитии художественного языка произведений Поля Сезанна (18391906) можно вычленить несколько этапов. Начало 1860-х гг. – период «ученического» классицизма в традициях Ж.-О.-Д.Энгра и Н.Пуссена. Репрезентантом выступают аллегорические произведения цикла «Четыре сезона»: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», которые самим Сезанном были подписаны «Энгр» и датированы 1811 г. Классицистическая явленность божественного содержания времени года в антропоморфном женском облике четырех ипостасей богини природы с
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-925-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма
соблюдением формальных признаков плоскостности, линейности сочетается с вытянутыми пропорциями человеческих фигур, вертикальным форматом произведений. Произведения, созданные П.Сезанном в середине и конце 1860-х гг., могут быть отнесены к стилю «романтизм» они отмечены, равно как и первый период, приемами копирования и прямого подражания. Наиболее востребованным в это время выступает объект-язык произведений Э.Длакруа, П.Веронезе, Эль Греко. Своеобразным переходным этапом творчества П.Сезанна стало обращение к темам и сюжетам произведений Эдуарда Мане и воссоздание, хотя и в измененном ключе таких картин, как «Завтрак на траве» (1870-1871 гг.). «Современная/Новая Олимпия» (1870; 1872-73 гг.). Репрезентантом произведения, подводящего итог переходноромантическому и преимпрессионистическому периоду творчества П.Сезанна выступает «Натюрморт с черными часами» (1870 г.). Предметы, слагающие изображение, следующие: раковина, кофейная пара, хрустальная ваза, лимон, каминные часы, ваза на часах, стол, скатерть, зеркало, керамическая чернильница, черное пустое пространство каминного проема. Ключевые предметы натюрморта - раковина и часы. Извивы зубчатого верхнего края раковины делают ее изображение проводником в пространство черноты за ним. Красным зевом открывается раковина черноте, которая входит в пространство стола и выводит в пространство черноты. Раковина раскрывается – своей щелью впускает черноту бесконечного в себя и одновременно становится проводником в иное. Раковина является знаком вслушивания в ритм Вселенной. Значение такого знака, как часы, формируется за счет отсутствия стрелок на циферблате, отсутствия цифр. Синтезируя, мы можем сказать, что часы не показывают конкретное время, более того, «часы показывают вечность». Часы используются не как показатель текущего момента, а как камертон, настраивающий на вечность, строящий ось бытия для каждого человека. Правая часть пространства уравнивается с чернотой вечности за раковиной слева. Хрустальная ваза формирует границу между правой и левой частями композиции – благодаря этой оси части уравниваются, а благодаря прозрачности материала вазы взаимоотражаются. Граница многогранна и прозрачна, что также указывает на относительное равенство и взаимодополняемость часов и раковины для целостности представленной картины мира. Скатерть характеризуется четкостью ритма складок, определенной последовательностью вертикалей складок и единой прерывистой линией горизонтальных складок. Данные знаки формируют особую плотность, тяжесть покрова, что в свою очередь выводит на устойчивость бытия, картина которого здесь представлена. В изображении многими специальными живописными приемами соотносятся два зияния вечности – и они уравновешиваются. Вслушивание в ритмы бытия демонстрирует раковина, часы показывают и тот ответ, который получает действие этого вслушивания, и временнэю характеристику той ситуацию, в которой возможно раскрытие пространства бесконечности.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -926-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма
Ответ таков: нет предельности времени, нет прибора, фиксирующего вечность времени, кроме самого произведения искусства. Симметрия соотношений через аналогию обнаруживает гармоническое равновесие бытия. Изображенные предметы вещают о вечности. Идея вслушивания в вечность, не ограниченную суетой бега времени, но пребывающую всегда. Вслушаться в нее, вкусить/испить ее, ступить за грань явленности к раскрытию ее сущности предлагается зрителю. И во многом этот тезис станет определяющим для всего последующего творчества Сезанна, вступающего в свой метод живописи этим произведением. 1872-1876 гг. – импрессионистический период творчества П.Сезанна. Меняется жанровая определенность, что свидетельствует об изменении приоритетной области репрезентирования Абсолюта через предельное понятие «природа», явленного жанровой детерминантой пейзажа. Образцом картин данного периода выступает «Дом повешенного в Овере-сюр-Уаз» (1873г.). Этим произведением открывается серия пейзажей П.Сезанна, в которых создается архитектура пейзажа. Пространство архитектонично, изучаются взаимоотношения между планами и объемами. Специфической особенностью изображения дома здесь, является одновременное представление его с нескольких точек зрения, что станет отличительной чертой изображения большинства предметов в картинах П.Сезанна, и что затем войдет в объект-язык кубизма. Многоаспектность видения, аналитический характер картины мира, разлагающий явление на составные элементы специфичны для этого произведения. В 1876-1877 гг. происходит отход от импрессионизма, в котором Сезанн совершает художественное движение синтезирования ареаклассицистической программы классицизма XVII в. и XIX в. с ареаклассицизмом импрессионизма. Конец 1870-х-1888 гг. – зрелый период творчества, когда полновесно утверждается особое пространственное мышление в произведениях П.Сезанна. Основные пространственно-плоскостные элементы – цветовые плоскости прямоугольных очертаний, положенные вплотную друг к другу. Так выстраивается геометрия мира. Композиционной силой обладает не столько форма, сколько цветоформа. Одновременность разных точек зрения на предмет репрезентирует бытие не в отдельном частном аспекте, а во всей полноте. Законы прямой перспективы нарушены в живописном моделировании: дальние предметы приподнимаются и увеличиваются; линия горизонта завышена, планы строятся по вертикальному принципу сверху вниз, организуя движение нисхождения. Пространство делится на три плана: дальний (в натюрмортах это стена, к которой придвинут стол; в пейзажах – небо и гора); срединный (натюрморты - поверхность стола с лежащими предметами, пейзажи – долина с домами); ближний (натюрморты - обрез стола, пейзаж – стволы/ветви сосен). Прямые линии изгибаются в пространстве; цветные планы качаются, объемы наклоняются, что, в соответствии с доказательствами науки конца XIX в., является истиной, обычно нарушаемой условностями человеческого зрения; произведения
Всеобщая история искусства. Курс лекций -927-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма
Сезанна выстроены в соответствии с законами особой точности видения. Равновесие представленной картины мира создается в единстве со зрительским действием. И это равновесие может быть противоположно пластическому равновесию; более того, истинное равновесие может возникать только лишь благодаря такой деформации. Смысл натюрмортов П.Сезанна: изображение Вселенной в ее неподвижности, приближающей изображение к качеству вечности. Вселенная предстает в виде стола и предметов – это поверхность земли и элементы живой природы, но жизненность в них лишена качества преходящести и суетности. Натюрморт – компоновка, расставление, организация, композиция, установление порядка распределения вещей, обнаружение внутренней уравновешенности, системности вещей. Общая характеристика портретов Сезанна: симметричность, спокойствие, статика модели, сочетаемая с внутренней напряженностью. Душевное напряжение вызывает телесный покой, сосредоточенность. Жанр пейзажа развивает концепцию дома – как модели устойчивого бытия – энергия небес, разливаясь по скатам крыш, покрывает собой прямоугольное основание земного человеческого бытия. Например, в картине «Гарданн» (1885) гора организована жилыми постройками – от колокольни в вершине и вниз – треугольниками и прямоугольниками домов, лепящих горний склон. Позднее тему гармонии горнего и дольнего как покрываемого горним решает серия работ «Гора Сен Виктуар». Поздний период творчества – 1890-е-1906 гг., в которые продолжается разработка пространственной модели бытия на узком поле избранных объектов художественного материала и ведется работа над одним, главным произведением этого времени – полотном «Большие купальщицы» (18981906). Художественный язык данного произведения представляет актуальный для позднего периода творчества ход синтезирования принципов романтизма и классицизма, определивших два ранних периода творчества П.Сезанна и теперь составивших единство художественной программы произведений мастера на границе XIX-XX вв. Четко обозначена геометрия композиционной организации – композиционная формула треугольных очертаний. В композиции господствует строгая зеркальная симметрия, законам которой подчинены все персонажи. Все планы объединяются большими деревьями, образующими свод над водой. Стволы деревьев организуют фигуры, выпрямляют их, дают связку берега ближнего и берега дальнего. Остов дерева соотносится с остовом тел, визуализируя основание, ось человеческой жизни. Человеческие фигуры с вытянутыми пропорциями встраиваются в эту пирамидальную конструкцию. Героини-купальщицы тип Человека, погружающегося в пространство природы, в воды тотальности природного бытия. Плавание встраивает человека в гармонию бытия, устремленность составляет смысл и обнажает истину человеческого бытия. Фигуры постепенно выпрямляются, поднимаются, руководимые деревьями, постепенно разворачиваются к противоположному берегу. Фигуры обнаруживают тягу ввысь. Прорыв в финале открывает устроенность бытия.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -928-
ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.
Лекчия 138. Субъект-языковая специфика постимпрессионизма
Последняя картина П.Сезанна «Большие купальщицы» демонстрирует гармонию диктатной и энтузиазной концепций религиозности. Диктат Абсолютной энергии руководит человеком и определяет возникновение в нем естественного религиозного порыва встроиться в гармонию со-бытия с божественным Природным началом, вчувствоваться в мировой Порядок. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 286 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|