Статистика
Онлайн всього: 11 Гостей: 11 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Неоклассицизм в архитектуре рубежа XIX-ХХ вв.
| 14.04.2014, 11:52 |
Неоклассицизм распространился в основном в Германии и в Австрии, поскольку на протяжении развития архитектуры XIX в. классицистические традиции были особенно сильны именно в этих странах. В памятниках неоклассицизма использована купольная и ордерная система, восстановлена система классицизма. Дата постройки Францем фон Штуком собственной виллы в Мюнхене – 1898 г. - считается датой зарождения неоклассицизма как общеевропейского направления архитектуры. Здание характеризует лаконичный объем, использование дорического ордера в портике на главном фасаде. Портик организует выход всего архитектурного объема на плоскость фасада, и фасад является ключевым формирующим модулем для всего здания. В соответствии с ним находятся все другие стороны здания. Все внутренние помещения организованы в соответствии с доминантой принципа прямоугольных объемов. Помещения построены в зеркальном отражении друг друга относительно центральной оси – раскрываясь по обе стороны центрального прохода, идущего от входа к холлу и далее – между приемной и музыкальным салоном в скульптурную мастерскую. Скульптурная мастерская также имеет в качестве продолжения выход на террасу прямоугольных очертаний, далее – к внутреннему дворику, организованному по прямоугольной схеме. В целом, весь ансамбль помещений виллы Штука выстроен как нанизывание объемов прямоугольных очертаний в соответствии с продвижением по центральной оси. Ось задана скамьей за
Всеобщая история искусства. Курс лекций -902-
Лекция 133. Стилевое пространство «ареаклассицизм» в архитектуре конца XIX – начала XX вв.: архитектура Австрии, Германии, Шотландии
МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ.
оградой, скульптурой стреляющей амазонки (копье – ось), входом, окном на балконе, коридором внутри. Симметрия господствует во всех элементах постройки: две дороги, ведущие к центральному входу с двух сторон, по две колонны дорического ордера с каждой стороны. Симметрия, задающая модель упорядоченного, устойчивого бытия также поддерживается использованием именно дорического ордера. Каннелюры, расширение колонн превращают устои в векторы энергетического нисхождения, истекания вниз. Симметричное взаимоотражение присутствует в отношении портика, выходящего на улицу и террасы, выходящей в дворик – то есть присутствуют вводящая галерея и выводящая в сад. Симметрия подчеркнута и движением к центру двух рельефных процессий по сторонам от центральной части фасада здания. Прямые углы, прямые линии определяют доминанту всех векторов, задаваемых архитектурными формами. Например, окна расчленены на прямоугольные части и представляют собой сетку. Кроме того, помимо прямоугольников, образованных собственно архитектурными линиями, введены также орнаментальные прямоугольники и квадраты желтого цвета на светло-сером фоне здания. Во многом здание выстроено в соответствии с принципами античных храмовых сооружений: применение ордера, использование рельефов и скульптур на крыше здания, трехчастная структура фасада здания напоминает пропилеи/ вход. Практически каждый ключевой элемент экстерьера и интерьера скульптурно оформлен, что задает тему соответствия человеческой фигуре, придает зданию линию соразмерности человеку, а также модель проживания здания эталонным человеком, который представлен в фигурах богов и героев – персонажей скульптур. В оформлении виллы Штука использован только один орнаментальный элемент – в ограждении – мотив прямоугольника, пересеченного по диагонали, вертикали, горизонтали. Данная фигура моделирует огранивание всех возможных направлений, идущих из «точки сотворения», задание им границы, полагающей предел их устремленности. Экстерьер, а также общая композиционная схема плана здания отличаются геометрической ясностью, цельностью. Единство стиля характеризует как экстерьер, так и интерьер здания. Однако единство не означает тождества, напротив, наблюдается определенный контраст в общей атмосфере, рождаемой экстерьером и интерьером. Если экстерьер выстроен в полном соответствии с законами классицизма, то интерьер представляет собой вплавление совершенно противоположного содержания в границы классицистических объемов и геометрических фигур, определяющих помещения. Интерьер виллы Штук определяется такими понятиями, как погруженный в полумрак, таинственный, мистический, пронизанный тайными связями и отношениями отдельных предметов и декоративных деталей, символически указующий на скрытые пространственные зоны,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -903-
Лекция 133. Стилевое пространство «ареаклассицизм» в архитектуре конца XIX – начала XX вв.: архитектура Австрии, Германии, Шотландии
МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ.
существующие за представленными объектами и через проводниковую функцию выбранных мастером всего ансамбля объектов. Интерьер организован как посредническая пропускная среда, наиболее располагающая к переходу от объективно зримого материального пространства к инобытию. Главный инструмент реализации трансформирующего качества интерьерной среды – это ее творческий характер, ибо все помещения виллы подготавливают к включению в сотворчество (музыкальное, скульптурное, живописное) и непосредственно творчество. Прямоугольные объемы не держат собственных границ, но переходят друг в друга. В Германии были выпущены ряд альбомов, посвященных этой вилле, т.е. она была воспринята как образец жилой архитектуры, как эталон архитектурного современного памятника в целом. Подобная архитектура также обосновывала преимущество разумной организации сферы каждодневного бытия как храмового пространства для построения отношений между человеческим и абсолютным началом. В Австрии неоклассицизм представлен таким репрезентативным сооружением, как здание Сецессиона в Вене (1899 г.). Архитектор - Йозеф Ольбрих. Классическая традиция прослеживается здесь в симметричном компактном объеме здания, в регулярной внутренней планировке (см. план). Принципы ясности, четкой разложимости здания на составные и относительно самостоятельные элементы соблюдается. Золоченый ажурный шар над главным входом соотносится с купольным завершением, типичным для эпохи классицизма. В то же время, золотой орнамент, вводимый в верхних частях стен и в венчающей прозрачной золотой купольной конструкции, обнаруживает присутствие в здании противоположной тенденции. Постепенный подъем глаза к верхним частям архитектурной формы приводит к буквальному растворению формы, потери ею собственной определенности, наоборот, приобретению качества мерцания, свечения, растворения в воздухе. И традиционная купольная система трансформируется здесь, приобретая качества не плотности и осязаемости, купол не покрывает здание своей распространяющейся энергией, но напротив, обеспечивает зданию воздушность, растворение плоскости и устойчивости, полет. Не случайно это здание – выставочный зал для произведений искусства модерна, и оно оформлено было одним из крупнейших представителей венского модерна Густавом Климтом, в произведениях которого доминирует тенденция ареаромантизма. Таким образом, произведения архитектуры рубежа XIX-XX вв., использующие знаки художественного языка ареаклассицизма, демонстрируют непременное диалектическое единство со знаками объектязыка ареаромантизма, что говорит о безусловной идейной целостности архитектуры модерна. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 300 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|