Статистика
Онлайн всього: 12 Гостей: 12 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Модерн Испании
| 14.04.2014, 11:51 |
Пластицизм в архитектуре модерна наиболее полно представлен произведениями испанского модерна. В 1890-е гг. в Барселоне возникло направление «Каталонский модерн», к которому принадлежали: Антонио Гауди-и-Корнет, Луис Доменеч-и-Монатанар, Х.Пуиг-и-Кадафальк.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -896-
Лекция 132. Стилевое пространство «ареаромантизм» в аритектуре конца XIX – начала XX вв.: архитектура Франции, Бельгии, Испании, Швейцарии
МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ.
Художественные традиции каталонского «модернизмо»: народное искусство Каталонии, готика, арабское зодчество мавританского стиля «мудехар», испанское барокко «чурригуэра». Архитектура каталонского модерна биоморфна и «органична»; характеризуется повышенной экспрессивностью, активным применением цвета. Наиболее яркими представителями модерна в творчестве А.Гауди являются: Дом Баттло, Дом Мила, парк Гуэль, а также собор Святого Семейства (Саграда Фамилья) в Барселоне. Возрождая идейную программу готического зодчества в конца XIX – начале XX вв., А.Гауди также ввел некоторые новые элементы: двойную кривую и разветвленную древовидную опору. В канон формы сооружения входят параболы и гиперболы, дуги и спирали. Архитектурная форма подчиняется органическим принципам, строится в единстве принципов геометрии, анатомии, ботаники, зоологии. Основной строительный материал, как и в готике, – камень, который терял свойства своей определенности и материальности и становился живым и пластичным материалом, приходил в движение. Строительный процесс велся без точных чертежей, что свидетельствует о пластической и органической концепции естественно создающегося организма. Природа - импульс к пониманию более сложной геометрии, которая закладывается в основу строительства здания, поскольку присутствует в уже построенном и каждый день строящемся на наших глазах мироздании. Если здание мыслится как живой организм, то оно, во-первых, воссоздает средневековый архитектурный принцип уподобления тела здания телу эталонного человека. Во-вторых, подвижность структуры, материи, кожи, мускулов, нервов этого тела воплощает эталонную схему поведения этого человека, которого моделирует здание – человека, ни на минуту не пребывающего замкнутым в себе, постоянно находящимся в состоянии подвижности, которая не допускает доминирования костной материи. Напротив, все устойчивое в этом эталонном человеке преодолевает себя, постоянно разрушается, переходит в иное, претерпевает метаморфозы, тем самым изобличая приоритет внутренних нефизических движущих сил. Жилые дома, созданные А.Гауди, реализуют новую концепцию религиозного пространства, актуального для культуры рубежа веков. Это религиозность, непосредственно не связанная с соборным культом. Подобным образом функционально ориентированные здания разрабатывают концепцию преображения чувственного мира, мира кажущейся повседневности, трансформации обыденности в чудесное, метаморфозы окружающей действительности в явление скрытой сущности. Отсюда и возникает новая концепция жилого дома (Дом Баттло), в котором каждая форма подчиняется законам природной организации, и люди уподобляются живущим в этом живом органическом конструкте, уподобляются птицам живущим на ветвях деревьев, в дуплах, в стволах, уподобляются природным организмам, что напоминает им о собственном природном происхождении, о сложной геометрии форм своего тела, ни один элемент которого не строится на прямой линии, и о еще более сложной геометрии душевного мира, все
Всеобщая история искусства. Курс лекций -897-
Лекция 132. Стилевое пространство «ареаромантизм» в аритектуре конца XIX – начала XX вв.: архитектура Франции, Бельгии, Испании, Швейцарии
МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ.
время стремящегося за пределы тела. В этом заключается уникальная концепция жилой архитектуры, созданной модерном, когда каждый элемент здания, созданного, казалось бы, для организации быта, разрушает этот быт, но при этом не разрушает человека, напротив, здание построено по законам самого человеческого тела, и здание настраивает человека на умение преобразовывать мир, видеть его чудесный скрытый облик, видеть материальное явление как символ иного мира. Собор Саграда Фамилья (1883 г. – по настоящее время) – здание культовой направленности в ее традиционном представлении. Доминирующей художественной традицией выступает готика. План собора представляет собой латинский крест. Храм пятинефный, трансепт – трехнефный - использована классическая структура готического собора. Согласно проекту, облик здания определяется восемнадцатибашенной конструкцией. Башенная конструкция представляет столпы, на которых держится христианство (башни – символы апостолов, евангелистов, Христа, Девы Марии) – столпы-ориентиры, задающие движение ввысь. Тот факт, что по своим функциям башни представляют собой колокольни – восходящие конструкции, заполненные музыкой, указывает на преимущественно духовный характер изображенной материи, ее способность к преодолению своей определенности. Башни наполнены колокольным звоном, который не материален, растворяет камень. На это же работает пористая структура башен. Барселона – город, имеющий выход к морю, и ветра достаточно сильны, пористая структура башен, их расположение были специально спроектированы А.Гауди для создания особой звуковой системы ветров, пение ветра, пение небесных сфер вторгается в собор и архитектурное пространство становится реальным местом встречи пения верующих и пения самой природы. Башни, а вместе с ними и весь собор начинают действовать как музыкальный инструмент, музыкальный инструмент Вселенной. Башни своей скалистой, горной зримой конструкцией, своей каменной природой визуализируют горний мир, Небесный Иерусалим на земле. Линии, пересекающие башни, – не горизонтальны, а диагональны – не прерывают единого восходящего движения. Отличие от того горнего мира, который воссоздан в готических храмах, заключается в напряженности, экзальтированности, экспрессивности этого подъема. Та модель мироотношения, которую представляют башни, визуализирована более отчетливо в дополнительной башенной конструкции кипариса на фасаде Рождества. Экстраполяция позволяет заключить, что каждая башня – кипарис, символизирующий одновременно мировое древо и духовное горение. Священная история указывает на факт соединения двух данных символов в единое целое – это горящий куст, через который Господь явился Моисею. Следовательно, горящее древо есть знамение говорящего с человеком Господа, а также одновременно и символ человеческого духа, способного прочитать это знамение, способное говорить с Господом в ответ. В соборе Саграда Фамилья выстраиваемая аналогия между отдельной
Всеобщая история искусства. Курс лекций -898-
Лекция 132. Стилевое пространство «ареаромантизм» в аритектуре конца XIX – начала XX вв.: архитектура Франции, Бельгии, Испании, Швейцарии
МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ.
«башней»-кипарисом и башенно-горней природой всего собора позволяет представить все здание как горящее древо вечной жизни духа, символизирующее осуществляющийся диалог человека и Господа. Собору присуща нетрадиционная ориентация по сторонам света: к востоку обращен фасад трансепта. Пластическая концепция модерна представляет здание в единстве архитектурных и скульптурных элементов. Архитектура, решенная как скульптура, демонстрирует анимационный статус мироздания, а скульптура, решенная как архитектура, представляет включенность человеческого начала в качестве строителя в здание вселенной. Восточный фасад, скульптурно представляющий Рождество Христово, связан с природным явлением встающего, рождающегося солнца – здесь начинается освещение, здесь зарождается христианская жизнь – т.е. зданием оформляется вход солнца, вход света. Тем самым весь христианский мир встраивается в единый Закон жизни Природы, обнаруживает свою взаимозависимость от сил, управляющих космическим пространством. Над сценой Рождества Христова на фасаде представлена сцена Коронации Девы Марии, что визуализирует восхождение от рождества к вознесению, аналогичное восходящему движению солнца. Западный фасад, представляющий Страсти Христовы, соответствует закату, заходу солнца; здание церкви моделирует час заката как момент единства человеческого и природного перехода в мир иной. Данными приемами организованного взаимодействия архитектурного памятника и места его расположения подчеркивается целостность модели мироздания, единство законов мира человеческого и мира божественного. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 296 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|