Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Характеристика метода импрессионизма
| 14.04.2014, 10:26 |
Метод “пленэра” (франц. plein air – “чистый, вольный, открытый воздух”) – этюд писался от начала и до конца непосредственно “на натуре”. Но полного разрыва с мастерской не было: Моне заканчивал в мастерской работы из серий «Руанский собор» и «Лондонские туманы». Подобным образом действовал и Писсарро.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-879-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 129. Живопись направления «импрессионизм»
Ведущим жанром импрессионистов был пейзаж: на первом этапе – сельский, затем – городской. Тема движения в целом была чрезвычайно актуальна для импрессионистов: преимущественно движения природных стихий – неба, воды рек, ветра, колышащихся деревьев. Внимание к меняющемуся состоянию света, цвета, воздуха. Внимание к Солнцу. Солнце постоянно находится в движении. Фрагментарность, демонстративная случайность мотива, преходящего момента, как бы выхваченного из потока жизни, попытки “остановить мгновение”. В работах импрессионистов отсутствует четко выраженный сюжет – в аспекте повествовательности, рассказовости, есть лишь некий мотив. Например: «Бал в Муллен де ла Галет» О.Ренуара, «Бульвар Капуцинок» К.Моне. Названия произведений импрессионистов намеренно обыденные, подчеркивают мнимую незначительность обыденных событий, указывают на то, что великое присутствует в малом. Умение видеть истинный сюжет. Главный сюжет – проблема отношений человека и мира заявлена в произведениях импрессионистов. Но выбирается иной материал. Кроме того, Истинный Сюжет разворачивается на плоскости холста – во взаимоотношении цветов, фигур, мазков цвета, композиционном построении произведения. «Случайный» характер композиции, отсутствие выделенного центра и асимметрия. Своеобразная кадровость композиционного построения. Воздушная перспектива без линейной перспективы. “Серийность” этюдов, последовательно фиксирующих отдельные состояния природы. Например: “Стога”, “Соборы” К. Моне. Серии произведений импрессионистов 1880-90-х гг. выставлялись у Дюран-Рюэля в отдельных залах, и картины развешивались там по заранее намеченным самим художником схемам. Каждый пейзаж тем самым включается в единый ансамбль. Серия – новый феномен пейзажного жанра, подчеркивавший специфику метода импрессионизма. У Писсарро был такой метод работы: начинал несколько полотен на натуре с различными эффектами освещения и атмосферы, а затем работал над ними всеми одновременно уже в мастерской. Интерес к тем областям Франции (Руан, побережье Нормандии), Англии, которые позволяли в одном мотиве в короткий период времени увидеть смену светоцветовых эффектов. В то же время, особенностью серий является наличие единого и неизменного, постоянного стержня. И мастера импрессионизма (Моне, Писсарро) противопоставляли изменчивости природы неизменность архитектуры (Руанский собор Моне, городские пейзажи Писсарро). Интерес к темам снега и тумана обусловлен тем, что это те ситуации, когда единство небесного и земного пространств становится очевидным, когда становится наблюдаемой и материальной та пелена, которая окутывает весь мир. Один из законов физики, на которые ссылались импрессионисты –
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-880-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 129. Живопись направления «импрессионизм»
природа не терпит пустоты; мир заполнен мельчайшими атомами, движениями волн света. Метод работы Клода Моне – лодка-мастерская, творчество в движении по реке. Мастерская художника как динамичное пространство, движение которого находится в зависимости от совместных действий человека и природы. Лодка дает также точку зрения с воды. Прием рефлекса – все взаимосвязано, взаимоотражается в мире: на предмете рефлексы окружения, на окружении – рефлексы предмета. Цвет как результат взаимного отражения всех элементов бытия. Импрессионизмом была решена важная философская проблема, впервые сформулированная в эпоху античности – каким образом в одном предмете, одном фрагменте мироздания во всей полноте может содержаться вся целостность мироздания. Концепция, подразумевающая, что все содержится во всем, а значит, и в каждом особенном, визуализировалась в импрессионистическом методе. Цвет стал решением этой проблемы. Цветом связывались все формы, все предметы, изображенные на полотне. Техника рефлексов прежде всего выстраивает отношения объектов между собой. Тем самым моделируется единство мироздания, данное через единичный фрагмент бытия. Но все многоцветие мира обретает целостный облик лишь в результате коммуникации речевого импульса, идущего от глаза художника/зрителя, и речевого высказывания, посылаемого произведением. Целостность мироздания складывается только совместной коммуникации зрителя и произведения. Мир создан из множества цветов, но «я» понимаю его благодаря коммуникации с произведением как гармоническое целое. Более того, именно произведение и раскрывает мир как гармонию целого. И внимание к самому произведению, концентрация внимания зрителя и художника на самой плоскости, поверхности холста говорит о том, что это целое образуется только в процессе художественного творчества, и сотворчества со зрителем. Особое внимание к технике исполнения, искусности создания работ. В результате, именно творчество и сотворчество являются главным объектом моделирования в произведениях импрессионистов. Аналитический метод импрессионизма материализуется в технике живописи мелкими мазками. Все многообразие явлений бесконечно и безостановочно меняющегося мира обретает целостность, единство только в глазу художника, а через его творение – и в глазу зрителя. Человек, таким образом, мыслится единственным, способным осознать и увидеть единство мира за множеством сменяющих друг друга мгновений. И достигается это прежде всего посредством цвета. Цвет – это материализованный свет. Разложение цветов. Использование раздельных мазков ярких красок, главным образом основных цветов – красного, синего, желтого. Картины написаны чистым цветом, используется оптическая смесь цветов. Тени (ранее в искусстве – традиционно серые), снег (традиционно белый), туман (традиционно серый)
Всеобщая история искусства. Курс лекций -881-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 129. Живопись направления «импрессионизм»
становятся цветными. Небо окрашивает деревья в синий цвет, и они приобретают качество голубого – божественного. Для импрессионизма актуально обращение к теме света, теме Солнца, благодаря этому художественному приему (рефлекса, метод писания работ на воздухе) и соответствующим сюжетам (отдыхающие у воды, в лесу и пр.) актуализируется тема освещения сущности, просвета сущности, освещения сути явлений. Тематика отдыхающих у водоемов и самих водоемов, источников воды обусловлена тем, что вода наиболее ярко демонстрирует взаимоотражаемость земного и небесного, совершающегося через воду, с которой соприкасается человек. Человек купается в воде, также в воде «купается» и солнце, и по аналогии выстраивается модель погружения, купания в лучах солнца. Человеческое и божественное соприкасаются. Божественное моделируется освещающим человеческое бытие. Мастера импрессионизма своим методом пленэра говорят о том, что мир земной существует лишь тогда, когда он находится в диалоге с миром Божественным, когда он освещен, осенен божественным светом. Мастера выходят на воздух, чтобы творить. В определенном смысле это священнодействие – они выбирают то пространство, которое, согласно данной религиозной позиции, наиболее концентрированно демонстрирует момент слияния человеческого и божественного. Земной мир освещен светом Божества – Солнца, его творящей энергией, которая проецируется на творящую деятельность мастеров, работающих на природе. Разочарование в существующем институте христианской церкви приводит человека второй половины XIX в. к возвращению к первоначальным идеям христианства, материализованным в культуре средневековья, среди памятников которых он продолжал существовать. Возможно, этим объясняется и наличие темы соборов в творчестве К.Моне. Та концепция света, которую исповедуют мастера импрессионизма, родственна пониманию света в эпоху средних веков – в Византии, в эпоху готики, свет как воплощение божественного начала. Позиция выхода на природу также имеет прообраз молитвы – диалога с Божеством, материализованного принципами духовной деятельности, предложенного святым Франциском Ассизским. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 293 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|