Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Специфика творчества представителя преимпрессионизма Камиля Коро
| 14.04.2014, 10:24 |
Камиль Коро (1796 - 1875) начинал свое творчество в начале 1820-х гг. Ранний этап творчества Коро ознаменован следованием классическим нормам. Учителя Коро – Мишалон и Бертен – считали, что высоким искусством может быть только пейзаж исторический с сюжетом из античности или мифологии. Коро в своем творчестве постепенно отходит от такого типа пейзажа. Коро как художник-преимпрессионист занимает необычное положение в истории искусства. С одной стороны, у него академическое образование, которое с неизбежностью заковывает в рамки, ограничивает, образовывает. С другой стороны, выражение прорывается, смещает изобразительную тенденцию классицизма XIX в. Логика развития искусства не позволяет господствовать одной тенденции. Цветовая гамма произведений строится на градациях одного и того же цвета («валёры», которые Коро считал главным приемом в живописи). Этот прием позволяет создавать плавный переход от формы к фону, соответственно, растворять фигуру в фоне, придавать единую цветность – светонасыщенность композиции, всему миру – модель взаимопроникновения и взаимообусловленности всех элементов мира. («Замок Пьерфон»). Светоцветовое единство, связывающее фигуру с окружающим ее пространством. Живописный принцип валёров – тонких полутонов, которые обеспечивают единство изображаемого, взаимосвязанность мира, человека и мира. Мифологические персонажи в лесах, изображенных Коро подобны нимфам и музам в произведениях Мане – божественное явлено в природных формах и персонифицируются в античных персонажах, здесь – в этой среде обнажается истинная человеческая сущность.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-873-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро
Репрезентантами являются картины «Воспоминание о Мортефонтене», «Купание Дианы». В работах Коро в 1860-е гг. сформировался тип пейзажа-мечты: т.е. пейзаж на грани единичной конкретики воспроизведения реальности и иллюзии. Существует около тридцати произведений Коро с названием «Воспоминание о …(чем-либо)». На бытовом уровне в его пейзажах видишь изображение деревьев, травы, людей. На идеальном уровне, обращаясь к тому, что выражено, можно сделать предположение, что здесь представлен некий религиозный обряд, священнодействие. Коро изображает не просто природу и людей, а некие мифические сцены. Вера в чудеса, присутствие божественных, сверхчувственных персонажей в природном мире, в земном пространстве актуальна для мировоззрения Коро. Известно, что Коро предпочитал изображать неустойчивые, переходные состояния природы – вечер, утро, дождь, порыв ветра. Природа предстает в произведениях Коро как свечение Абсолюта, пейзаж – как возможность в конкретном мгновении увидеть Вечность. Не-оконтуренность, растворенность деревьев в серебристой дымке возможно трактовать как не-ограниченность; бесконечное, которое находит воплощение в конечном. Работу Коро отличает некая этюдность, что не соответствует академическим канонам живописи. Коро практически во всех своих пейзажах оставляет впечатление незаконченности. Учитывая академическое образование художника, мы не имеем права делать выводы о том, что он чего-то «не умел». Значит, ему это было необходимо для выражения своей идеи: о «не-ограниченности» мира, о возможном (с помощью веры в чудесное) движении к бесконечности, о возможном взаимопроникновении чувственного и сверхчувственного миров. И произведение искусства – тот уникальный единственный мир, который дает возможность сделать действительно существующее, но очевидное, не видимое всем взаимопроникновение явным и зримым. В работах Коро как преимпрессиониста есть эффекты прозрачности воздуха, фиксация изменчивости света и цвета на предмете, что позже возьмут за основу импрессионисты. Наполнение пейзажа светом и воздухом. Много раз пишет Шартрский собор, соборы Венеции. В 1850-60-е гг. Коро обращается к темам «обыденной» природы. Произведения: «Воз сена», «Бурная погода. Берег Па-де-Кале», «Порыв ветра». «Жница с серпом» (1857), «Мастерская живописца» (1865-1870). Художественные традиции: - классицизм; классицистическая концепция пейзажа, трактующая явления природы как мифологемы, как естественные и наиболее незамутненные ипостаси божественных сущностей, как природное пространство мифа.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-874-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро
- традиция внимательного отношения к явлениям природы пантеистическое мироотношение мастеров эпохи Возрождения (близость концепции Леонардо да Винчи). рококо (искусство Фрагонара, Ватто). Пересечение с художественными приемами Ватто происходит, в частности, в единстве серебристо-жемчужной цветовой гаммы. Картина мира произведений К.Коро: Мир, построенный в художественном пространстве произведений Коро – это мир, бытующий на хрупкой грани реальности и иллюзии, и через это прозрачное качество проявляющий идеальное состояние взаимопроникаемости миров. Мир на грани реализуется через соединение принципов реалистического и исторического пейзажа. Реализация этой концепции прозрачной грани бытия реального и идеального достигается рядом способов: сюжетный уровень. а) использование пересечений временных пространств прошлого и настоящего; б) прямое использование мифологических сцен и персонажей в обстоятельствах реалистической природы: «Купание Дианы», «Орфей, ведущий», «Гомер» и т.п. В данных случаях специфическое новое качество сюжета строится за счет приема неполного использования мифа в каноне иконографии, применение мифа как намека, использование мифа не как цепи условностей и событий, но как знака, раскрывающего новые миры. Например, может вводиться не сюжет, но персонаж. Миф без мифологических границ определенности, миф, не связанный традиционностью прошлого, но распространяющий качество мифологичности на настоящее; в) изображение неустойчивых, переходных состояний природы – вечер, утро, дождь, порыв ветра. Особенно трепетно он относился к рассветам. Утро всегда ассоциируется с восстановлением сил, утро - время обретения ума и ясности. Утро в истории человечества – это рай; г) сюжет мгновения, неуловимого события, остановленного и не остановленного одновременно в его ускользающем качестве. Шеллинг: «Искусство, запечатлевая сущность в ее мгновенности, представляет ее в жизненной извечности». Преимпрессионистический язык: а) язык позволяет соединять в картине реалистический и мифологический уровни прочтения через вычленение нескольких уровней изображения. На бытовом уровне в его пейзажах видишь изображение деревьев, травы, каких-то людей. На идеальном уровне, обращаясь к тому, что выражено, можно сделать предположение, что здесь представлен некий религиозный обряд, священнодействие. Коро изображает не просто природу и людей, а некие мифические сцены.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-875-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро
б. романтическая концепция представлять в виде природы свечение Абсолюта, видения Вечности в конкретном мгновении также входит в конепцию преимпрессионизма. Живописные приемы. а) преимпрессионистический язык имеет важным составляющим элементом технику, востребованную затем импрессионистами. Это – техника раздельного мазка, уподобляющая законченные произведения эскизам. Данное качество придает всей работе искомое свойство незавершенности, неупокоенности, бесконечного становления, в котором пребывает мир, все время приоткрывающий иные истинные миры взору, поднимающему завесу над тайной бытия. Не-оконтуренность, растворенность деревьев в серебристой дымке возможно трактовать как не-ограниченность; бесконечное, которое находит воплощение в конечном. Коро: «Меня упрекают за неясность очертаний, да расплывчатость тонов в моих картинах. Но ведь лик природы всегда плывущий, всегда меняющийся, вся природа зыблется и сами мы словно плывем. И в этом есть тайная сущность жизни»; б) жемчужная цветовая гамма. Использование бликов белого цвета. Данные приемы создают эффекты прозрачности воздуха, фиксацию изменчивости света и цвета на предмете, что позже возьмут за основу импрессионисты; в) прием многослойного тонального решения – валёров – в создании художественного пространства. Это строит взаимоперетечение миров, постепенный переход одного в другое и Единосущность этих сфер. Единство колорита. Цветовая гамма произведений строится на градациях одного и того же цвета («валёры», которые Коро считал главным приемом в живописи). Стилевое пространство. Стилевое пространство произведений Коро не однородно, как в отношении его художественного наследия в целом, так и в отношении каждого отдельного произведения. Одновременно соприсутствуют тенденции ареаклассицизма и ареаромантизма. Принципиальна взаимооборачиваемость двух коммуникативных ходов. Можно провести параллели тонкой грани бытия и тонкой грани бытования самих картин между двумя стилевыми пространствами. «Купание Дианы» (1873-1874 гг.) – картина, репрезентирующая творчество К.Коро в наибольшей полноте. Размеры картины: 1 м 62 см х 0.81 м. Колышащиеся деревья справа и слева своими ветвями обрамляющие верхнюю часть композиции. Листва погружает в размытую дымку проступающее, виднеющееся за деревьями небо. Облетающая листва, формирующая столпы кружащихся лепестковлистьев вокруг главной героини. Вокруг женского тела возникает дымка. Кроме того, особенно высветлена земля под ногами героини. Прозрачная вода, в которую смотрится героиня, создает сюжет отражения, обнаруживающего неодномерность бытия.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -876-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро
Вода занимает передний план, соответственно, есть ориентация зрителя на совершение действия, подобного действию героини. Едва-едва пробивающийся несильный свет неожиданно по мере приближения к переднему плану обретает концентрат световой насыщенности – белое тело героини, которая выступает из полумрака и даже мрака (за счет созданного эффекта контраста) окружающего пространства. Характер совершаемого героиней действия: самолюбование, поза, демонстрация. Слитность и единый тон объединяют композицию. Отсутствие внимания к деталям является характерной особенностью художественного языка Коро. На дальнем плане – две полурастворяющиеся в пейзаже полупрозрачные женские фигуры – полуодетые и полураздетые, в прозрачных одеждах, написанных размытыми очертаниями белого цвета. Большинство элементов, участвующих в организации художественного целого, определяются понятиями, фиксирующими переходные состояния, грань материализации и дематериализации. Богиня Диана обнажается здесь, погружаясь в саму себя. Диана – богиня лесов, богиня природы, свободы в природе, природного качества свободы. И она становится кристаллизацией лесной сущности самого того же божественного начала, которое проявляется и в лесе, и в Диане, потому что лес – это и есть Диана, а Диана – это лес. Сопряжение с мифом об Афродите здесь (классицистические традиции «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли; сама связь с водным пространством) указывает на такой аспект сюжета, как рождение. На наших глазах происходит рождение природы в ее мифологически антропоморфном качестве совершенной природы человеческой плоти. И в действии любования Дианы собой представлено удовольствие самой природы качеством своего проявившегося воплощения, обнажения своей божественной сути, своего душевного живого свойства. «Не то, что мните вы, природа, - не слепок, не бездушный лик, / В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.» И вот эта последовательная выкристаллизация душевного, божественного начала из того, что кажется обычным лесом происходит, рождается на наших глазах, также смотрящих в корень ситуации, прозревающий, как в воду глядим мы, т.е. видим вдруг, что происходит. Две героини на среднем плане в пространстве лесного массива – это ступени-предвестники, стадии, предвещающие появление богини. Будучи объединенными с ней женским качеством, они тем не менее противоположны в ней по тому рассеянному свету, которым окутаны, по тому растворенному и слитому естеству с природой. Это дриады – души деревьев. Они подобны ветвям в своем переплетении с лесными ветвями, в гибкости своей и в тяге к деревьям, ко всему природному, которую демонстрируют. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 321 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|