Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Ранний период творчества Э.Мане
| 14.04.2014, 10:01 |
Репрезентант раннего периода творчества – картина «Любитель абсента» 1858-1859 гг. (117х103см). Конструктивными элементами, слагающими работу, являются человеческая фигура (вертикальная ось), ниша, стена, составляющие своеобразную раму картины. Человек задрапирован в плащ – он визуально «без рук». В целом, всей фигуре человека свойственна характеристика закрытости, отстраненности, он уходит в свой кокон, будучи здесь, он одновременно вне этого пространства: тело закрыто плащом, на глаза надвинут цилиндр. Человек и стоящий рядом бокал
Всеобщая история искусства. Курс лекций -867-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане
абсента – самостоятельны. Следовательно, по этому признаку между ними проводится аналогия, они сопоставляются, человек – сосуд, наполовину наполненный абсентом, наполовину – солнечным бликом. (Этот прием – бокал, наполненный светом, использовал в своем произведении «Бокал вина» Ян Вермеер). Вино понимается как способ проникновения в сферы бесконечного, как возможность выхода за пределы отчаяния человеческой конечности. Персонаж произведения «Любитель абсента» делает шаг: одновременное стояние и движение – традиционный для иконографии мирового искусства шаг в вечность. Растворение земной плоти человека, производимое вином, здесь представлено в тени на стене: свет, с которым соприкасается человек благодаря абсенту, дает тень его фигуре, фигура приобретает аспект бесплотности. Более того, цветовое решение фигуры и фона таково, что она сама растворяется в темноте бесконечности. Что показательно, тень лишена четких ориентиров: в ней нельзя различить цилиндр, голову, шею, плечи и т.п. Для данного произведения, равно как и для большинства других произведений Э.Мане раннего и зрелого периодов творчества, характерно использование темного фона. Этот прием встречается в таких работах, как «Мальчик со шпагой» (1861), «Мальчик с вишнями» (1859), «Гитарреро» (1860), «Уличная певица» (1862), «Лола из Валенсии» (1862), «Лежащая женщина в испанском костюме» (1862), «Мужчина в костюме махо» (1862), «Портрет родителей» (1860), «Христос и ангелы», «Мертвый тореро» (1864). По контрасту с темным фоном, фигура человека, как правило, составляющего ось произведения, - освещена. В результате, создается эффект выхода человеческой фигуры из тьмы на свет. Например: «Уличная певица» (1862) (В этом произведении впервые появляется одна из постоянных героинь произведений Мане – натурщица Викторина Мёран.) - героиня выходит из полумрака дома, находится «на пороге» дома, более того, в доме видна лестница, она спускается сюда. Источник света в произведениях Мане нигде не локализован, идет непосредственно от зрителя, от художника – от человека перед холстом и в результате, сама человеческая фигура моделируется наполненным этим светом (например: свечение фигуры в картине «Викторина Мёран в костюме эспада», 1862). Фигуру светом наполняет само стояние на границе между освещенным и темным пространством. Соответственно, человеческое бытие моделируется как нахождение на грани между светом жизни и мраком смерти, между небытием и бытием. Человек в жизни выходит на свет, но темнота окружает его – та темнота, в которую он неизбежно должен вернуться. Традиция выделения человеческой фигуры, светящейся во мраке, восходит к Рембрандту и Гойе. Эта традиция позволяет говорить, что наиболее освещенные фрагменты тел наполнены духовным светом, духовностью.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -868-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане
Темнота фона у Мане может приобретать аспект пустоты – в произведении «Мальчик-флейтист» (1866 г.). Здесь использован тот же прием контраста света и тени, но наоборот: темная фигура мальчика на светлом фоне. Фон здесь репрезентирует вечное свечение окружающей человеческую жизнь бесконечности, и жизнь человека здесь моделирована как мелодия мальчика-флейтиста. Для усиления контраста, для того чтобы подчеркнуть оппозицию предельности фигуры и беспредельности фона, Мане использует контур – обводит фигуру черной линией. Ранний период творчества Мане связан с так называемой «испанской тематикой». Балетная труппа королевского театра Мадрида давала свои представления в Париже. Актеры позировали Мане в его мастерской. В 1861 г. произведение Мане «Гитарреро» имело большой успех в Салоне (при Наполеоне III была мода на все испанское). Репрезентантом этого тематического блока творчества Мане можно назвать произведение «Лола из Валенсии». |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 291 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|