Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Творчество Гюстава Курбе (1819-1877)
| 14.04.2014, 09:58 |
Одновременно с живописью Курбе занимался философией, изучая французских и немецких философов. Социалистические, демократические, республиканские идеи были чрезвычайно актуальны для Курбе. «Дробильщики камней», 1850 г. Согласно идее этого произведения, суть жизни персонажей представлена в углу холста – где изображен маленький кусочек неба, который обречены видеть погруженные в каждодневный тяжелый труд. После революции 1848 г. Курбе в Орнани создает бытовые сцены, связанные с конкретикой данного места: вводятся портреты жителей, происходящие в городе события. Повседневность героизируется, возводится в рамки эпических событий. Курбе резко выступал против академической историкомифологической живописи. Особенностью живописи Курбе является плоскостность: фигуры как бы выступают из картины, фризообразность свойственна композициям произведений. Причем форма не опирается ни на перспективу, ни на геометрию, она определяется прежде всего колоритом и светом, которые создают объем. Гамма работ Курбе почти монохромна, построена на полутонах. Укрупнение масштабов картины – одно из средств монументализации. Композиция многих картин Курбе такова, что ставит зрителя, в соответствии с реалистическим заразительным замыслом автора, буквально рядом с изображенным событием. «Похороны в Орнани» (1849 г., 6,65х3,14 м, Париж, Лувр) монументальная картина на современный сюжет (демонстрацией своих принципов называл эту картину Курбе). Курбе понимал себя как творца монументальных полотен. «Историческая сцена одного погребения» - так назвал эту картину позднее Курбе. Курбе изображает в этой большой композиции (47 фигур в натуральную величину) погребение, на котором присутствует все орнанское общество во главе с мэром. Каждый портрет здесь – тип того или иного места в обществе, того или иного социального статуса: священники, гробовщики, плакальщики. Здесь соединяются групповой портрет, изображение обычаев и нравов конкретного места. При этом в этой композиции использованы традиции изображения «Положения во гроб», на фоне неба изображено распятие – на кресте, который держит служка. Присутствующие образуют широкий круг у еще пустой могилы. Они расположены двумя группами: справа – родственники покойного, среди которых можно узнать всех членов семьи Курбе, слева – духовные лица и носильщики, поддерживающие гроб.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -862-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 126. Живопись направления «реализм». Творчество Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле
Композиция строго фризообразна, в центре слегка отступают фигуры от переднего плана и приближаются к нему справа и слева – волнообразность свойственна как нижней линии, организующей фигуры, так и верхней. Фигуры стоят близко друг к другу и при индивидуальности черт единообразны, подчинены общему ритму. Доминируют черные и белые тона. Манера письма сама по себе тяжеловесна. Движений почти нет – все застыли в своих традиционно скорбных позах. Показательно, что пейзаж, представленный плоскими горами, раскрывается также в значении предельности, предела, положенного человеческой жизни, предела, в котором находятся все персонажи. Похороны раскрываются не трагедией, а церемонией, на которой практически никто не переживает случившегося, а лишь присутствует и совершает то, что от него требуется. Выражения лиц и позы соответствуют происходящему. Но это соответствие именно церемониального характера. Показателен тот факт, что собственно умерший не занимает никакого места в работе, погребения непосредственно также не происходит, но значительно на передний план вынесено собрание присутствующих. Люди все причастны погребению: представлены в ипостасях носильщиков, священников, служек, гробовщиков, плакальщиц. У края могилы стоит размышляющий о смерти. Композиция с двух сторон стягивается к центру. Образуется несколько полукругов около могилы, ритм ямы повторяется в фигурах персонажей, чернота которых сродни черноте земли. Курбе писал в отношении ряда персонажей на картине «Мастерская», что они живут для смерти. Это понятие можно распространить и на героев данного произведения. «Похороны в Орнани» Курбе называл «похоронами романтизма» - в определенном смысле здесь есть полемика с решением темы смерти в работах романтизма. Так, на переднем плане у могилы лежит череп, что отсылает к картине Э.Делакруа «Гамлет и могильщики», но если для романтического героя смерть – объект размышлений, драматического осознания тленности жизни, то в этом реалистическом произведении смерть решается подчеркнуто буднично и рутинно, не сама смерть как переход в мир иной, обретение бессмертия, но смерть физическая, смерть как могила, у края которой становится каждый, за счет приема масштабности, который использует Курбе. Изображена смерть, обращенная в церемонию живых, живые, а не мертвые здесь главные персонажи, живые, забывающие о смерти как обретении вечности (единственное, что в небесах – распятие – иное представление о смерти; персонаж, который держит распятие – смотрит на зрителя; такие персонажи расставлены по картине и являются единственными выходами из этого церемониала), и сама жизнь живых представлена здесь как истинная смерть, живых, не видящих света жизни. Курбе создал в 1850-е гг. несколько открыто программных произведений. Например: «Ателье/Мастерская художника» 1855 г., 3,95х5,96. 33 персонажа изображены в натуральную величину, большинство персонажей представляют портретные изображения. Это произведение
Всеобщая история искусства. Курс лекций -863-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 126. Живопись направления «реализм». Творчество Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле
можно назвать итогом философских исканий и размышлений Курбе. Полное название произведения – «Мастерская художника. Реалистическая аллегория, характеризующая 7 лет моей творческой жизни». Можно выделить 3 группы персонажей: в центре Курбе (автопортрет художника) пишет пейзаж (ФраншКонте), за его спиной – обнаженная женщина (не натурщица, но муза, обнаженность – знак, указывающий на то, что это – аллегорическое изображение Истины). На картину смотрит маленький мальчик – знак эталонного естественного зрителя. По замыслу Курбе эта сцена – символ его реалистического искусства. Вторая группа персонажей представлена портретными изображениями друзей художника-Курбе, которые являются символами определенных направлений в области искусства и науки. Бодлер изображен читающим – олицетворение Поэзии; Шанфлери – Прозы, Прудон – Социальной Философии; Промайе – Музыки, Макс Бушо – Реалистической Поэзии и пр. Соответственно, вся эта группа являет собой содержание понятия «Художник». Третья группа персонажей и атрибутов расположена слева: например, широкополая шляпа, кинжал, гитара – символы романтической поэзии; череп, лежащий на газете – пресса («кладбище идей» - выражение Прудона); «Охота» - сидящий браконьер; «Нищенство» - женщина в лохмотьях, которая кормит грудью ребенка; иудаизм – пожилой еврей; католицизм – священник; торговля – перекупщик старья, тряпья; театр – веселящийся паяц; безработный; проститутка. Данная группа персонажей может быть охарактеризована как «Художественный материал» произведений реализма. Центральная зона представляет собой процесс художественного творчества: художника в процессе создания произведения, музу, идеального зрителя, в качестве которого представлен ребенок, внимательно наблюдающий за процессом творчества; в качестве продукта-произведения представлен пейзажа. Т.е. ни один из представленных персонажей в действительности не является непосредственной моделью, художник и не смотрит ни на одного из многочисленных персонажей; этих персонажей и нет здесь непосредственно, в мастерской (здесь соединяются реальность и аллегория – «…реальная аллегория»), эти герои - то основание, на котором строит художник-реалист свою позицию. В этом окружении, в помещении, заполненном представителями общества – как в лучших, так и худших проявлениях, художник пишет природное пространство, совершенно свободное от антропоморфных фигур. Персонажи объективно являются тем окружением, в котором происходит проникновение в истину, которая раскрывается божественной формой в ее непосредственной чистоте, подобной обнаженности музы-истины, подобно незамутненности восприятия ребенка – в природной форме. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 344 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|