Статистика
Онлайн всього: 2 Гостей: 2 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Периодизация творчества Фердинанд-Эжен-Виктора Делакруа (1798-1863). Характеристика этапов творчества
| 14.04.2014, 09:47 |
Основные творческие этапы: 1) 1822-1831 гг.: литература видится как вербальная модель для изобразительного творчества. Единство литературных идей Данте (спуститься в ад человеческого греха, чтобы подняться в рай через очищение), Шекспира (тема тленности человека, вопроса грани между бытием и небытием), Мильтона (искушение человека дьяволом, Сатана, как разрушительная сила, постоянно рядом с человеком и ставящая человека постоянно в состояние выбора), Гете (тема сделки с дьяволом, продажа души, человек, продавший душу дьяволу). Актуальна тема тотальной греховности человечества, человек плывет в море греховности, адовы волны омывают человека («Ладья Данте»), греховность становится причиной гибели («Смерть Сарданапала»), всеобщей гибели, разрушения человека, разрушения государств («Свобода, ведущая народ»), но есть всегда момент осознания гибельности своего положения, осознания, не способного изменить ситуацию, но отрефлектировать, отстраниться, прозреть смысл происходящего. Концепция Делакруа – Дьявол близок человеку и искушает его постоянно, управляет его судьбой (тема Фауста), человек готов продать душу дьяволу. Данные годы - время актуальности идей произведения «Плот «Медузы» Жерико: высказывается сходная идейная программа. Актуальна тема самоуничтожения, человека наедине с собой, со своим греховным плаванием. 2) 1832 – путешествие в Марокко. Тема Востока получает новое звучание: человеческое достоинство, созерцательность, душевный покой и гармония. Образец произведений данного мироотношения - «Алжирские женщины». Основа для осмысления, нового постижения античности. 3) 1838-1847 – начало росписей в библиотеке Бурбонского дворца: «Орфей» - классицистическая концепция. 4) 1848 – 1850-е – картины на новозаветные сюжеты страстей: «Положение во гроб». 5) 1855-1861 – росписи в Капелле Ангелов церкви Сен Сюльпис, тема божественного возмездия. «Борьба Иакова с ангелом». «Резня на Хиосе», 1824, Лувр. В основе сюжета – реальные события освободительной войны против турецких поработителей в Греции в 1821 г. Турки уничтожили на острове Хиос 25.000 человек, уведя в рабство женщин и детей. Действие сосредоточено на переднем плане. Композиция во многом соблюдает пирамидальность своего устройства. На переднем плане – неподвижные фигуры. Т.е. изображена не резня в действии, а ее последствия. Резня бушует на дальнем плане – в центре композиции, на среднем плане также присутствуют активные действия (похищение гречанки), но к переднему плану все как бы успокаивается: здесь царит либо вечный покой
Всеобщая история искусства. Курс лекций -828-
Лекция 120. Живопись стиля «романтизм» в Западной Европе 1830-1850-х гг. Творчество Э.Делакура
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В.
смерти (мертвые персонажи), либо взгляд большинства живых персонажей устремлен в небеса – не сопротивление, но взывание к божественному свидетельству творящейся несправедливости, обретение покоя в выходе за пределы кровавой сцены. В колористическом отношении использовано сопоставление, оптическая смесь красного и зеленого, контуры тел обрисовывают красные тени, как бы омывая их кровью. «Греция на развалинах Миссолунги», 1826 г. Можно провести параллели между этим произведением и картиной «Свобода, ведущая народ». В обоих произведениях представлен женский персонаж, шествующий по развалинам. Эти параллели между «Грецией на развалинах» и «Свободой на баррикадах» позволяют содержательно сблизить развалины и баррикады, т.е. баррикады как символ пагубных разрушений. Качества аллегории государства можно распространить и на Свободу, приобретающую черты Франции (флаг). Наконец, одиночество фигуры Греции не столь очевидно в решении фигуры Свободы, но при более глубоком рассмотрении становится гораздо более трагическим, поскольку это одиночество среди толпы идущих мимо. «Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр. Это произведение имело название «28 июля», потом приобрело наименование «Свобода, ведущая народ на баррикады». В подготовительном рисунке наличествует противостояние, борьба с властями, в окончательном варианте – лишь движение восставших. В обратную сторону развернутая композиция «Плота «Медузы» Жерико составляет основу композиции данного произведения. Соответственно, это тоже движение людей на плоту жизни, только «море» здесь более конкретизировано: персонифицировано городом, социумом. По сравнению с подготовительным рисунком Делакруа меняется фигура ведущего: до этого был политический деятель – один из вождей восстания, в окончательном варианте – аллегория свободы, символ. Традиция Давида – через античные приемы/персонажей героизируется современность. Известен некий эпизод революционных событий, очевидцем которого якобы был Делакруа: на его глазах погиб юноша, и умирая сказал: «Если я умру, запомните, меня зовут Арколь». Гибели Арколя Делакруа посвятил большой рисунок. Но в окончательном варианте подобная узкая документальность отступает на дальний план и теряет свою актуальность. Введение фигуры Свободы мифологизирует событие. Изображена сфера человеческого потока, дымовая завеса за спинами идущих на зрителя людей и другой берег Сены с изображением зданий, а также башен собора Парижской Богоматери. Небо в дыму. В процессии можно выделить несколько стадий, репрезентированных отдельными персонажами и группами персонажей. На переднем плане, впереди процессии, «передовым», «ведущим» элементом выступают трупы: тела погибших и являются своеобразной баррикадой, по которой идут, преодолевая их как препятствие, живые. Они – первая шеренга иллюзорного движения. Мертвые обворованы: сняты штаны, сапоги, что говорит о
Всеобщая история искусства. Курс лекций -829-
Лекция 120. Живопись стиля «романтизм» в Западной Европе 1830-1850-х гг. Творчество Э.Делакура
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В.
непочтительном отношении к ним. Следующая «шеренга» образована тремя персонажами – мужчиной у ног Свободы, смотрящим на нее, самой шагающей Свободой, «Гаврошем». Эта триада образует пирамидальную композицию, содержа самую высокую точку людского потока. В Героине сочетаются атрибуты современности (головной убор, платье, трехцветный флаг, штык) и вневременности: обнаженность (знак божественных одежд, а также чистоты, истинности той идеи, которой вдохновляются шествующие свыше), скульптурные формы, уподобляющие женскую фигуру статуе. Далее – персонаж в цилиндре, за ним – герои с саблями наголо, яростно устремленные вперед. Революция здесь предстает как наиболее наглядный момент истории, раскрывающий движущие силы человечества. Революция – это обнажение грехов человеческих, ситуация, когда человеческие пороки выходят на передний план: это ступание по трупам людей; это воровство; неуважение к мертвым; разбой; оружие в руках детей – убийство как программа воспитания подрастающего поколения, воспитание убийц. И тот факт, что ребенок с пистолетом в каждой руке идет во главе движения, является знаком будущего кровопролития, которое придет на смену событиям революции, будущее-убийца идет во главе процессии. Главный грех – желание убивать других людей, ненависть. Противника здесь нет, т.е. ожесточенность и ненависть, стремление к уничтожению, приводящее к самоуничтожению понимается как качество, объективно присущее человеку и, более того, двигающее человечество. Композиция картины «Свобода, ведущая народ» и картины Жерико «Плот «Медузы»: диаметрально развернута: движение не от переднего плана к дальнему, а от дальнего к переднему, не по восходящей диагонали из нижнего левого в правый верхний угол, а по нисходящей диагонали из левого верхнего в правый нижний. Сходство содержится и в единстве паруса/ткани в руках машущих на бочке и флага в руках стоящей выше всех Свободы: всякий раз это знак спасения. Сходство можно усмотреть и в характере персонажей переднего плана, выходящего на зрителя, – изображение мертвых распластанных, выходящих за пределы холста тел. Но если в картине Жерико они выступали точкой отсчета движения, тем необходимым заразительным элементом, провоцирующим перешагнуть за смерть, шагнуть в надежду, пойти по крестному пути мук человеческой плоти, обрести спасение, то здесь мертвые тела являются предметом устремления толпы, движущейся на них. Соответственно, переступание через смерть не происходит, наоборот, явлено движение к смерти: на переднем плане представлено то, к чему придут идущие. Следует отметить, что решение ладьи, движущейся по морю бурь человеческой греховности, было не только взято из картины Жерико, но и было актуально для самого Делакруа: «Ладья Данте» - самое первое произведение (а также «Кораблекрушение Дон Жуана», «Христос в море Галилейском»).
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-830-
Лекция 120. Живопись стиля «романтизм» в Западной Европе 1830-1850-х гг. Творчество Э.Делакура
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В.
Выстраивается следующая двойственная картина: идущим дан божественный вдохновитель, но они не видят его и идут мимо (единственный смотрящий скорее вдохновлен не призывом богини Свободы, но ее женским воплощением, он не следует за ней, но взглядом и позой своей останавливает ее движение, проявляя к ней интерес скорее как к полуобнаженной женщине, т.е. здесь, как вообще вокруг Свободы представлено извращение той идеи, которую она несет, оборачивание истинных ценностей ложными, всюду царит преступление, преступание через божественные заповеди «не укради», «не убий»). И таким образом божественный призыв, вдохновляющий праведными идеями свободы, равенства и братства, оказывается не услышанным. Подобно нарушенным заповедям, нарушаются и составляющие этого призыва: каждый за себя в этом движении (нарушение братства), не свободен от своих личных помыслов (нарушение принципа свободы). И финалом этого движения становится смерть. Показательно, что из группы мертвых на переднем плане вырастает вектор движения другой направленности – по доскам баррикад (на одной из которых Делакруа ставит свое имя и фамилию, на другой – 1830 г.) – за дымовую завесу – к пространству другого берега, где находится Собор Парижской Богоматери. Тем самым обозначается альтернатива гибельному пути, составляющему основное движение человечества, ведущее к тупику смерти. Но эта смерть не для зрителя, но для идущих содержит в себе возможность выхода – через неприятие, через создание эффекта «дойти до края». Картина построена в соответствии с диагональю демонстрации: демонстрируются разрушительные последствия и то, как поступать не должно, что заставляет задуматься зрителя. «Смерть Сарданапала», 1827-28 гг. Это произведение дважды повторялось Делакруа. Композиция во многом подобна композиции произведения «Свобода, ведущая народ»: действие выстраивается по такой же нисходящей диагонали. Провести параллели необходимо также и с общим источником этого замысла: «Плотом «Медузы» Т.Жерико. Фигура женского персонажа, лежащая ничком на постели, раскинув руки, подобна мертвому на плоту, которого Жерико писал с Делакруа. Это тоже своеобразный плот, влекомый к гибели. Но здесь роль кормчего выполняет фигура Сарданапала, возвышающегося над всем этим буйством в стоически спокойно созерцательной позе. Эта фигура подобна фигуре на плоту у Жерико; в произведении Жерико фигура старца задает иной вектор движения: не безусловного и неутомимого устремления к спасению, к парусу на горизонте, но отстранения и рационального выхода за пределы вечного двигателя человеческой жизни. В произведении Делакруа эта модель отстранения оказывается во главе угла, во главе всей пирамиды из тел людей, коней, драгоценностей. Все эти элементы, наполняющие картину, есть предметы роскоши, средоточие богатства и власти, владения всевозможными ценностями материального мира.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-831-
Лекция 120. Живопись стиля «романтизм» в Западной Европе 1830-1850-х гг. Творчество Э.Делакура
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В.
Этот сюжет был взят из произведения Дж.Г.Байрона, у которого есть классицистическая трагедия об ассирийском деспоте Сарданапале, последнем царе Ниневии, который повелел сжечь себя на костре, когда мидяне завладели его столицей. Сарданапал возложил на костер все свои несметные сокровища: «познав усладу всевозможных и диковинных наслаждений, царь принял смерть с подобающим ему достоинством», заключает Атеней. Существует такой индийский обряд, с которым познакомился Делакруа, – в случае смерти мужа в жертву приносят женвдов, которые восходят на костер жертвоприношения. Вся композиция в целом здесь подчиняется некоторому визуальному понятию жертвенного костра, на который восходят все, и в жертву момента стоического отречения приносится все то, что и привело жизнь к разрушению. Исследователями указывается идейная близость мировоззрения Делакруа и художественных текстов маркиза де Сада. Философия де Сада основана на двух тезисах: «жизнь есть поиск наслаждения» и «наслаждение пропорционально разрушению жизни». Особенно наглядно данные тезисы в свернутом виде явлены в сцене на переднем плане, где происходит убийство женщины: разрушение наслаждения. Момент разрушения предметов наслаждения приносит Сарданапалу миг возвышения и успокоенности. И это не просто миг один из многих, а единственно возможный – последний миг, минута перед смертью, мгновение, становящееся вечностью. Представлен процесс обретения истинных ценностей в разрушающем огне смерти. Смерть, причем мученическая, понимается как наказание, бич Божий за грехи человеческие. Одними из главных грехов предстают жажда телесных наслаждений, стремление к богатству, удовлетворение сладострастия, а также человеческая склонность к взаимному истреблению. Эта тема решалась в «Смерти Сарданапала». Наказание обретается внутри самого человека, как и грех. Для произведений позднего периода творчества Э.Делакруа характерно соединение романтической и классицистической линий: в росписях в залах Бурбонского дворца и капеллы Ангелов в церкви Сен Сюльпис. В цикле росписей капеллы Ангелов представлена борьба ангельской силы с человеком и с дьяволом. Это равная борьба и победоносная борьба как возмездие, наказание за презрение божественных ценностей, низвержение человеческое становится в этом цикле основой для низвержения дьявольского. Ангельская сила выполняет функцию всевидящего ока Бога, посылающего эту силу для очистительной борьбы с Дьяволом в его не Ангельское войско, здесь разворачивается в своей функции уничтожения темных сил. Показательны изменения, которые претерпевает концепция Делакруа в последний период: если в раннем творчестве человек в одиночестве погрязал в море своей греховности, своих искушений, то теперь ему является божественная сила, получает развитие тема божественного возмездия за грехи. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 402 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|