Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Модель эталонного человека в произведениях романтизма
| 14.04.2014, 09:28 |
Во главу угла романтизмом был поставлен человек разочаровавшийся в жизни земной, и прежде всего – в общественных идеалах. Разочарование разрасталось до «космического пессимизма»: принимало универсальный характер, сопровождалось настроениями безнадежности отчаяния, «мировой скорби». Во многом возродились настроения барочной эпохи: мир казался неустойчивым, находящимся в состоянии внутреннего хаоса или же идущим вперед непостижимыми путями. Но если все возможные источники истинного познания были сконцентрированы исключительно во внутреннем мире человека, то какая же роль отводилась миру окружающей действительности? Он представлялся враждебным природе человека, и главное – его свободе. Всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса у романтиков полярно противопоставлялась тяга к «бесконечному», к идеалам абсолютным. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Стремление преобразования действительности было важной
Всеобщая история искусства. Курс лекций -820-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 118. Живопись стиля «романтизм» в Западной Европе. 1810-1820-Х гг.
особенностью романтического миросозерцания. В сознании создавался идеальный мир, идеальным же действием человека по отношению к миру реальному была замена его на мир идеальный. Поскольку это было невозможно, то складывалось представление о существующем раздвоении миров – отсюда возникает понятие романтического двоемирия. Идеал романтиками ищется в религии, искусстве, мире природы, жизни экзотических народов, истории, фольклоре, т.е. в тех областях, которые принципиально непохожи на повседневность, наполненную разумом и здравым смыслом. Философия Ф.Шеллинга рассматривала весь мир, природу и человека как вечное творчество. Причем творчество – как акт бесконечный, и отсюда – культ бесконечного. Творчество реализует фантазии относительно идеального мира – оно создает этот мир, дает ему возможность реального существования. Искусство способно создать идеальный мир, поэтому оно – более реально, ибо являет собой сокровенную суть, глубинный смысл и высшую ценность мира, а потому и высшую реальность. В раннем романтизме идеал еще не противопоставлен действительности, но располагается в будущем, возможное постоянно впереди действительности. Главный интерес романтиков относился к невоплощенному. Для них важнее еще не родившееся или стоящее на пороге рождения, лишенное строгих форм, очертаний, находящееся в становлении, творимое или еще не сотворенное. Как правило, в качестве объекта изображения предстает мир, наделенный качествами хрупкости, неуловимости: Критерием красоты в романтической эстетике была категория нового. Талант художника для романтиков – в умении уловить новое в человеческом мире; первоисточником поэзии является всё необычайное, странное, неизведанное. С этим сочетался особый интерес к чудесам, к волшебству. Главное внимание романтики уделяли внутреннему миру героев, а не событиям, происходящим в их жизни. Героев обуревают поистине нечеловеческие страсти, дух возвышается на мирской суетой настолько, что оказывается способен пусть не перевернуть этот мир, но лицезреть мир идеальный. Человек представляется в романтизме как вселенная, микрокосмос (именно поэтому для романтиков и были привлекательны идеалы Возрождения). Особый интерес проявлялся и к изображению сильных и ярких чувств, грандиозных страстей, тайным движениям души, сокрытой, «ночной» её стороне (и отсюда – темы ночи в литературе романтизма), тяга к интуитивному и бессознательному. Столь же характерно для романтизма повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального.Типична глобализация единой страсти, владеющей героем. Творческая личность понимается как активная, деятельная, преобразовывающая действительность. Вводится понятие «гений» как определяющее личность художника. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 284 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|