Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Модель эталонного человека в скульптуре романтизма XIX в.
| 13.04.2014, 22:08 |
Сюжетный уровень художественного материала строится привлечением актуально-исторического материала. Определяющими становятся те сюжетные ходы, которые демонстрируют героическое качество личности, потенциальную способность к поступкам, обнаруживающим высочайшие духовные силы героя: принимающего смерть со всей смелостью, возводящего свой глас к божественным сферам в поисках установления справедливости, попирающего конечность смерти и выходящего в бессмертие. Важным аспектом решения этой проблематики становится тема божественного вдохновения, возводящего человека в этом энтузиазном устремлении. Актуально-историческая тематика повышает степень заразительности для зрителя, тем самым вдохновляемого на подобные героические порывы. Типичные черты романтического героя: устремленность в иное, порывистость, действие исходя из духовных сил собственного «Я», способность преодолевать любые границы, подчинение себя внутренней силе, бросающий вызов внешней силе. Герой произведений скульптуры романтизма зачастую находится на границе жизни и смерти, сам раскрывая себя на этой границе. Показательно, что в современности находится герой, способный стать эталоном, вдохновляющим свое время на движение вперед. «Ариадна на пантере». Автор – И.Г.Даннекер. 1812-1814. Мрамор, высота 146 см. Франкфурт-на-Майне, Либигхаус. Это произведение автор называл главным в своем творчестве. Даннекер в 1803 г. сделал глиняную скульптуру, а потом заказал мраморный блок из Каррары. Одновременно изготовил первую гипсовую модель в формате 1:1. Согласно мифу, Ариадна, дочь критского царя, дала Тесею клубок пряжи, с помощью которого греческий герой мог снова найти путь из лабиринта после победы над Минотавром. Но после совместного бегства он оставил девушку в одиночестве на острове Наксос, принадлежащему Дионису. Дионис взял Ариадну в жены. Со времен античности Ариадна чаще всего изображалась в тот момент, когда ее находит Дионис. Даннекер в своей работе не воспользовался ни одним из мифических описаний. Он изобразил Ариадну скачущей на пантере. Она, обнаженная, лежит на посвященном Дионису звере, глядя через левое плечо. Правой рукой она опирается о голову животного, а левой придерживает ногу, согнутую в колене. Контур создает единство человеческой и животной фигур, охватывает всю композицию. Так, правая нога Ариадны параллельна лапе пантеры. Ариадна изображена устремленной вперед – по направлению движения пантеры; голова пантеры направлена в другую сторону – к зрителю. Ариадна обнажена, ее одеяние покрывает пантеру, выступая своеобразным покрывалом, на котором возлежит героиня. Устремленность Ариадны определяет напряженность
Всеобщая история искусства. Курс лекций -804-
ТЕМА 36. СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 115. Скульптура стиля «романтизм» в XIX в.
позы, общее состояние – готовность, нетерпения, ожидания того, что предстоит героине. Пантера также находится в подобном состоянии, она подняла морду, оскалившись, она чует нечто, приближающееся к движущейся паре. Т.е. скульптурная группа моделирует устремленность вовне. Согласно мифу, можно предположить, что Ариадна находится в состоянии предчувствия встречи с Дионисом и устремления к этой встрече. Идеалообразование в романтизме (равно, как и в классицизме) велось с привлечением фигуры Наполеона как эталонного персонажа изобразительного искусства. Для романтизма актуальность данного персонажа, ставшего святым Нового времени, определялась чудесным преображением из простого человека в правителя миром. Наполеон выступил символом безграничных возможностей человеческого существа, как в мире чувственном, так и в мире сверхчувственном: решение темы бессмертия и воскресения Наполеона с привлечением христианской иконографии. «Памятник маршалу Нею». Автор – Ф.Рюд. 1852-1853 гг. Бронза. Ней изображен в военном мундире современной эпохи, а не в античном костюме. За счет этого элемента произведение приобретает качество современной заразительности. В современности находится герой, способный стать эталоном, вдохновляющим свое время на движение вперед. Памятник поставлен на площади Обсерватории, где маршал Ней был расстрелян в 1815 г., причем он сам отдал команду расстрела, поскольку солдаты не решались поднять на него оружие. Если Фальконе – скульптор XVIII в. – говорил, что в распоряжении скульптора «всего одно мгновение», потому он должен сконцентрироваться в памятнике на одной наиболее характерной и важной черте. То теперь, в скульптуре романтизма XIX в. ключевой стала идея движения, продления мгновения в вечности, тема развития, борьбы, изменчивости. Рюд в данном памятнике решает эту задачу при помощи приема одновременного использования ряда разновременных жестов и поз. В этом памятнике Ней изображен в момент своей последней команды, он отдает приказ отдать залп, тем самым начиная собственный расстрел. Его правая рука высокой поднята со шпагой вверх, и шпага продолжает руку элементом, возвышающим всю фигуру. Это – знак того, что сам этот поступок обнаруживает высочайшие духовные силы героя, принимающего смерть со всей смелостью. Идет на смерть как в атаку. Типично романтический герой, устремленный в иное, не признающий иной силы, кроме силы собственного «Я», способной преодолевать любые границы, силы, бросающей вызов смерти. Герой находится на границе жизни и смерти, но нет и намека на обреченность. Он сам раскрывает себя на этой границе, подобно тому, как раскрываются его ножны. Левая рука продолжается в ножнах, правая – в шпаге, быстрота связки между этими двумя действиями – выниманием шпаги и ее взмыванием ввысь подчеркнута здесь мощным восходящим движением, представленным линией ленты-перевязи, проходящей через грудь персонажа и умозрительно связывающей ножны и шпагу. Также эта линия поддерживается расположением треуголки маршала, линией поворота головы, линией правого эполета, кистью, свисающей с рукояти шпаги. Эти линейные параллели, задающие доминанту диагонали в
Всеобщая история искусства. Курс лекций -805-
ТЕМА 36. СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 115. Скульптура стиля «романтизм» в XIX в.
построении этой фигуры, подчеркивают единство устремленности, единство порыва, распространяющегося на все существо изображенного, содержащегося не только в отдельных частях тела, но пронизывающих собой всего героя. Основание фигуре маршала составляет лежащая между его ног пушка. Полукруглая форма пушки прерывает устойчивую линию основания, на котором стоит фигура маршала, тем самым еще раз указывая на переходность и зыбкость его положения. Не случайно, что левая нога героя наполовину находится в воздухе, он ступает только носком, а пятка парит в воздухе. Рот раскрыт, что относит зрителя к представлению о совершаемом звуке – отдаваемом приказе, крике, издаваемом героем, тем самым увеличивается время проживания скульптурой. Звук – явление процессуальное, тем самым процессуальным, временно протяженным становится и характер разворачиваемого действия. «Наполеон, обретший бессмертие». Автор – Ф.Рюд. 1845-1847 гг. Бронза, высота 251,5 см. Фиксин-ле-Дижон, Парк Нуаро. Произведение относится к позднему этапу творчества Рюда. Заказчиком этого произведения выступил бывший командир гренадеров с о.Эльба, Нуазо. Памятник предназначался для имения Нуазо в Фиксин-ле-Дижон. Вначале проектом было предусмотрено изображение мертвого императора с живым орлом. [Орел в сценах на античные сюжеты символизировал Зевса. В эпоху Римской империи орел украшал штандарты непобедимых легионов.] Окончательная модель представляет молодого Наполеона, который с закрытыми глазами с лавровым венком на голове поднимается из-под смертного покрова, и у его ног лежит мертвый орел [мертвый орел свидетельствует, что время могущества и славы истекло]. «Воскресение» Наполеона, представленное в этом памятнике, с одной стороны, обозначала актуальную для 1847 г. проблему необходимости смены власти, что и произошло в результате революции 1848 г., свергшей монархию. С другой стороны, демонстрирует актуальность фигуры Наполеона для мировоззрения XIX в., человека, ставшего своего рода святым Нового времени, ибо в изображении воскресающего Наполеона использованы черты иконографии воскресения Христа (восстание из склепа, идея вечной молодости). Святость Наполеона определялась исключительно его феноменальными заслугами, определялась чудесным преображением его из простого человека в правителя миром, он являлся символом безграничных возможностей человеческого существа, как в мире чувственном, так и в мире сверхчувственном, что и демонстрировал этот памятник. И в этом аспекте памятник Наполеону превосходил задачи индивидуального портрета, ибо востребовал общечеловеческие проблемы. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 332 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|