Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Специфика религиозного содержания скульптуры романтизма в Западной Европе в XIX в.
| 13.04.2014, 22:07 |
Скульптура ареаромантизма репрезентирует такую модель мироотношения, согласно которой человеческое начало находится в движении, символизирующем устремление к преодолению собственной предельности, конечности. Динамика, которую сообщает скульптуре стиль «романтизм», является знаком такого эталонного действия человека, при котором он стремится выйти за пределы границы данной ему телесной оболочки, выйти в сферы инобытия. В скульптуре романтизма XIX в. ключевой стала идея движения, продления мгновения в вечности, тема развития, борьбы, изменчивости. романтизм – стиль, определивший направление развития скульптуры Франции в эпоху революционных событий, постоянных перемен, которые превращали каждого человека в творца истории и полагали мир неустойчивым образованием, пребывающим в постоянном становлении. Энтузиазный характер религиозности, определяющей преимущество душевной восходящей энергетики конечного к бесконечному, характеризует произведения скульптуры романтизма. Выступление добровольцев в 1792 г. (Марсельеза). Автор – Ф.Рюд. 1833-1836 гг. Рельеф, высота 1270 см. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. Находится на правом цоколе восточной стороны монумента. Сюжет связан с историческими событиями 1792 г., а именно – с выступлением армии добровольцев из Марселя 5 июля 1792 г., двинувшихся, чтобы защитить революцию от сил реставрации. Во время своего марша через всю Францию они пели песню, сочиненную Клодом Руже де Лиллем в Страсбурге 26 апреля, которую они называли «Марсельеза» и которая в 1879 г. стала государственным гимном Франции. Именно под этим названием рельеф Рюда и стал известен миру. Одни персонажи одеты в античные доспехи, другие - обнажены. Ведет их закованная в панцирь крылатая Беллона, богиня войны, летящая над их головами. Революционный пафос единым порывом объединяет всю группу персонажей, которые в этом порыве обретают крылья; крылья богини окрыляют их всех. Действие доминирует в композиции, преисполненной бурного движения. Здесь действует принцип
Всеобщая история искусства. Курс лекций -802-
ТЕМА 36. СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 115. Скульптура стиля «романтизм» в XIX в.
динамического равновесия скульптурных масс. С летящей богиней персонажи связаны жестами и взглядами. Масса фигур представляет единое человеческое целое, не несколько отдельных персонажей, но единство: как одно человеческое существо. Меч персонажа продолжается рукой молодого юноши, которого за плечо обнимает бородатый мужчина, и правая рука мужчины становится продолжением руки юноши. Правая рука мужчины выходит в верхний регистр композиции. Одновременно богиня и руководит людьми, и человеческие фигуры выступают в качестве ее основания. Так, частично орнамент крыльев богини воссоздают «перья» штыков копий, поднимающихся веером из группы. Параллель человеческого и божественного уровней этого движения-полета прослеживается и в такой закономерности: если человеческий ярус прорывается вертикальными элементами, выходящими на уровень поющей богини, то в верхнем ярусе имеются горизонтальные элементы: меч, правая рука, одеяние, ноги, ножны вытягивают верхнюю часть композиции по горизонтали. Тем самым богиня не просто парит, но собственно способствует осуществлению движения процессии. Примечательно, что первоначально на богине были иные одеяния, лишь туника, и лицо было более женственное. Изменение одежды на кольчугу и придание лицу мужественного выражения в результате также работает на создание подобия в персонажах верхнего и нижнего регистров. Также следует отметить отличия, сделанные Рюдом в отношении центрального персонажа нижнего регистра. В эскизе это безбородый молодой мужчина в шлеме, поднявший над головой меч, который он возносит к летящей богине. В окончательном варианте это зрелый бородатый мужчина, и в его правой руке не меч, но шлем. С одной стороны, это жест «снимания шляпы» перед истинной божественной руководительницей движения. С другой стороны, этот жест без меча становится в большей степени жестом-указанием на верхнюю сферу, куда он направляет взгляды и помыслы окружающих его персонажей. И зрелость, приданная этому персонажу в окончательном варианте, во многом тогда может быть определена как знак его мудрости. И наконец, лишение в окончательном варианте этого персонажа меча указывает на то, что не человеческий, но божественный меч – оружие восставших, поскольку своей указующей силой этот жест становится единым целым с мечом в руке богини. Снятый и перевернутый шлем открыт для верхней сферы; вместе с ним и вся нижняя часть становится своеобразным сосудом-чашей (параллель чаши и шлема очень сильна в военных текстах, песнях) для входящей в нее божественной воли, которая одерживает здесь триумф. Во главе движения-полета находится изображение птицы-орла. Подобная же птица сидит на шлеме богини. Рот богини раскрыт, это она поет Марсельезу, песня приобретает характер ритуального действия, война приобретает священный характер. Группа направляется умозрительно к входу в триумфальную арку, соответственно, их движение близко к своей триумфальной, победной кульминации. Можно провести аналогию между этим скульптурным
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-803-
ТЕМА 36. СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 115. Скульптура стиля «романтизм» в XIX в.
произведением и картиной Делакруа «Свобода, ведущая народ», которая была создана ранее, в 1830 г. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 341 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|