Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Своеобразие живописи рококо в творчестве Антуана Ватто
| 13.04.2014, 20:57 |
Крупнейшей фигурой в изобразительном искусстве Франции первой половины XVIII в. стал Антуан Ватто. Художник был рубенсистом, но сопоставление его живописных творений с произведениями других мастеров этого направления показывает, что насколько их творчество было своеобразным завершающим этапом искусства XVII в., настолько произведения Ватто открыли новую эпоху французской живописи. Базируя свое творчество на барочном художественном наследии, гению Ватто удалось преобразить характерную для барокко возвышенную экзальтацию и величественную героизацию обыденного в рокайльный жанр оригинальных «галантных празднеств». Антуан Ватто явился родоначальником светлого богатого колорита, характерного для французской живописи XVIII в., основа которого была заимствована художником у Рубенса и венецианских мастеров, но дальнейшее развитие принадлежало только ему. Ватто внес в произведения живописи и новую психологическую ноту: в своих творениях он преимущественно визуализировал мир поэтических эмоций и настроений.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-736-
ТЕМА 34. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII В. Лекция 102. Французская живопись XVIII в. стиля «рококо»
Картина Антуана Ватто «Капризница» (1720) - это изображение лирической сцены, почти бессюжетной, однако полной глубокого эмоционального подтекста рокайльно эротического характера. Представлены кавалер и дама, которые, отдалившись от других пар, прогуливающихся в парке, общаются с помощью случайных поворотов головы и едва наметившихся жестов. Живописная элегия построена не на демонстрации события или активного действия, а на едва уловимых для визуального явления оттенках поведения, на общей поэтической атмосфере и визуально явленном музыкальном ритме. Все буквально пронизано недоговоренностью и незавершенностью, надеждой и разочарованием. Данное произведение есть не столько изображение, сколько выражение «счастливого мига», который одновременно и удивительно близок, и страшно далек, феерически игрив и мистически серьезен. В мире этой картины все вещное и телесное парадоксальным образом обретает духовное значение, порождая ощущение воздушной легкости и эфемерности происходящего с ее героями. Тончайшие нюансы сокровенных чувств и мыслей персонажей творения представлены такими же мимолетными и неуловимыми, как капризное мерцание под солнцем складок шелковых платьев, грациозный шелест листвы деревьев и травы, интимное парение облаков. Человеческое и природное объединены эмоциональностью настроения Мироздания. Значение творчества Ватто выходит далеко за рамки французского искусства того времени, когда художник жил и творил. Однако в деле развития истории живописи Франции роль мастера огромна. Во-первых, именно Ватто осуществил переход от стиля «барокко» к стилю «рококо», живописные принципы которого сам и разработал. Во-вторых, мастер в своих произведениях сумел визуализировать суть тончайшей душевной жизни людей. В-третьих, посредством светских «галантных» сюжетов художник явил возможность наглядно сакрального отношения человеческой души с божественным Духом (Живописные произведения «Гамма любви» (1717) и «Вывеска лавки Жерсена» (1721). Творческая деятельность художников Никола Ланкре и Жака де Лажу позволяет проследить воздействие живописных традиций так называемой «школы Ватто» на характер живописных произведений, создаваемых французскими мастерами во второй четверти XVIII в. Картина Никола Ланкре «Концерт в парке» (1738) показывает, что художник, безусловно, внимательно изучил созданный Ватто жанр «галантных празднеств», освоил колористические решения своего учителя и заимствовал даже персонажей из его картин. Можно сказать, что Ланкре закрепил этим произведением основной принцип стиля «рококо», разработанный Ватто - изящный, прихотливый декоративизм, подчиняющий себе и тему картины, и ее композиционную логику. Однако если персонажи творений Ватто объединены друг с другом и с природой главным образом душевными и духовными связями, то у Ланкре композиция картины основана исключительно на декоративных началах: на взаимодействии
Всеобщая история искусства. Курс лекций -737-
ТЕМА 34. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII В. Лекция 102. Французская живопись XVIII в. стиля «рококо»
цветовых пятен, на ритме созвучных движений иллюзорных вещей изображения. Картина Жака де Лажу «Сцена в парке» (1740) выделяется среди других произведений художников школы Ватто, являясь представителем нового для этого периода французской живописи жанра - фантастического архитектурного пейзажа. Воображенные здания художник наглядно явил в парке, словно списанном с картин Ватто. Сам же парк Лажу населил персонажами, явно напоминающими участников галантных празднеств своего учителя. Одни фигуры непосредственно перенесены сюда из конкретных картин Ватто, другие - стилизованы под героев произведений мастера. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 297 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|