Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Светская архитектура неоклассицизма во Франции
| 13.04.2014, 20:24 |
В период развития неоклассицизма во Франции центральной фигурой национального зодчества был Жак-Анж Габриель, олицетворивший своим творчеством официальный стиль общественной архитектуры страны. Художественная традиция эпохи «большого стиля» Короля-Солнца обогатилась в произведениях мастера, создавшего свой особый «стиль Габриель», архитектурными элементами стиля «классицизм Ренессанса» и особенно мотивами сооружений Андреа Палладио. Образцом «стиля Габриель» можно считать возведенное по проекту зодчего здание Военной школы (1751-1773) в Париже, воспитательного учреждения для молодых дворян. Сооружение, обращенное главным фасадом к Марсову полю, композиционно закреплено мощно выступающим антаблементом среднего доминирующего павильона. Его купольное завершение с часами над квадратным в плане объемом и оформленные фронтонами окна новационно оживляют французскую архитектурную традицию XVII столетия. В отличие от дворовой стороны, двухэтажная лоджия которой обрамлена ризалитами, главный фасад лишен какого-либо подчеркивания углов. Средний портик
Всеобщая история искусства. Курс лекций -709-
МОДУЛЬ № 7. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII В. Лекция 97. Неоклассицизм в архитектуре Франции XVIII в.
здания, выдержанный в палладианской традиции, оригинально переходит в нишу за счет ступенчатого расположения коринфских колонн. Можно сказать, что здесь четырехколонный портик с фронтоном как бы наложен на равный ему по высоте, но более широкий портик с аттиком. Одновременно богато декорированная центральная часть сооружения четко выделяется на фоне подчеркнуто гладких стен. В отчетливо математизированной структуре парижской Военной школы ощущается явное изменение подходов к архитектурным традициям прошлых веков. В 40-60-е гг. XVIII в. во Франции на развитие общественного хоромного строительства в стиле «классицизм» оказали сильное влияние так называемые «римские стипендиаты». Группа молодых и талантливых архитекторов, прошедших обучение в Италии, создала своими зданиями некий противовес «стилю Габриель», опиравшемуся главным образом на традиции французского классицизма XVII столетия. Получив от Академии архитектуры «Гран при», а иногда и благодаря особой протекции покровителей, «римские стипендиаты» энергично занимались во Французской Академии в Риме изучением античных зданий, а также произведений зодчества Микеланджело и Бернини. Незадолго до своего возвращения во Францию «римские стипендиаты» совместными усилиями разработали оригинальный «греческий стиль», представлявший собой своеобразную смесь из элементов стилей античного классицизма, «классицизма Ренессанса» и барокко. Именно «греческий стиль» стал своего рода платформой для французского неоклассицизма. Театр Комеди Франсез (1779-1782) в Париже, возведенный архитекторами Шарлем де Вайи и Мари-Жозефом Пейром (ныне Театр Одеон) — один из наиболее крупных хоромных проектов «римских стипендиатов», призванных подчеркнуть многократно возросшую роль театра в эпоху Просвещения. По своему социоцентрическому значению эта постройка сопоставлялась современниками с космоцентрической архитектурой церкви св. Женевьевы. Овальная форма плана зрительного зала закрыта снаружи прямоугольной оболочкой. Благодаря строгой рустовке и монументальности необычно выступающего портика из тосканских колонн под высоким аттиком широкий фасад театра приобрел лаконичный и выразительный архитектурный облик. В противоположность строгой фасадной композиции внутренние помещения здания своим роскошным оформлением свидетельствовали о воздействии на творчество зодчих барочной выразительности построек Бернини. Хирургическая школа (1769-1774) в Париже архитектора Жака Гондуэна является доказательством высокого значения, которое придавали «римские стипендиаты» архитектуре общественных зданий. Главный объем Хирургической школы размещен позади парадного двора. Граница между зданием и улицей отмечена несколькими рядами ионических колонн, несущих сплошной антаблемент и высокий аттик,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -710-
МОДУЛЬ № 7. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII В. Лекция 97. Неоклассицизм в архитектуре Франции XVIII в.
заключающий в себе целый этаж. В композицию сооружения гармонично вписаны ворота в виде триумфальной арки. Расположенный над ними рельеф аттика изображает богиню Минерву, а также Людовика XV, окруженного больными и отдающего распоряжение о строительстве Хирургической школы. Весь двор здания с жесткой классицистической монотонностью окружает напоминающая античный перистиль колоннада, резко выделяющаяся на гладкой поверхности стен и контрастирующая с окнами с полукруглыми завершениями. В центре колоннада переходит в коринфский портик, который отмечает вход в анатомический зал и тем самым превращает учебное заведение в настоящий храм Эскулапа. В рельефе фронтона персонификации Теории и Практики скрепляют у алтаря. Полукруглый в плане анатомический театр с поднимающимися рядами сидений выглядит как парламентский зал. Его кессонированный полусферический купол напоминает о родстве с римским Пантеоном, ставшим прообразом данного интерьера. Большой театр (1772-1780) в Бордо архитектора Виктора Луи наиболее масштабное общественное строение неоклассицизма, возведенное в XVIII в. во Франции. Здание обладает сложной и многочастной внутренней структурой, которая стала отличительной чертой театральных сооружений того времени и позволила оживить композицию чрезвычайно увлекательной и эффектной сменой пространственных впечатлений. С внешней стороны Большого театра по всей ширине его главного фасада проходит коринфский портик, увенчанный статуями. Примененный здесь мотив непрерывной горизонтали слоистого аттика, как бы сдерживающего стремления колонных вертикалей, долгое время оказывал влияние на классицистическую архитектуру Европы. Между входом и зрительным залом находится огромный лестничный зал, превосходящий по высоте все остальные помещения театра. Своей просторностью и освещенностью этот зал контрастирует с низким и темным вестибюлем, которому соответствует овальный концертный зал на верхнем этаже театра. Миновав замкнутые рустованные стены первого яруса, лестница переходит в оформленное колоннами пространство и еще раз поднимается по направлению к своду, где открывается к галерее и залитому светом куполу. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 281 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|