ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Общая характеристика основных художественных явлений XVIII в.
07.04.2014, 22:04
Основными художественными явлениями в XVIII в. становятся новые варианты стилей «барокко» и «классицизм», а также стиль «рококо» и направление «сентиментализм». Барокко XVIII в. (итал. barocco через исп. от португ. bаrосо причудливый, дурной, неправильный, испорченный) как преобладающий стиль в архитектуре и живописи распространяется в Германии, Австрии, Испании, Италии, где обретает национальные черты и различные варианты соединения с рококо. В качестве понятия «барокко» имеет в истории искусства «узкое» и «широкое» значения. В узком понимании барокко обозначает художественный стиль в искусстве различных стран XVI-XVIII столетий. В широком значении стиль барокко определяет оригинальный способ визуализации посредством произведений архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства процесса стремления человека к Абсолютному началу в качестве истины своего существования. В узком понимании исторический художественный стиль «барокко» получил распространение в середине XVI столетия в Италии, а в первой половине XVIII в. был популярен в Испании, Германии, Австрии и России. С позиции художников итальянского Ренессанса кватроченто XV в., создававших преимущественно классицистические произведения, форма творений ряда художников Позднего Ренессанса XVI столетия выглядела как «барокко», что в разговорном итальянском языке было синонимом всего неправильного, неуклюжего, грубого, неумелого. Лишь в XVIII столетии слово «барокко» стало применяться для характеристики некоего особого художественного стиля. Позволительно выделить космоцентрический и социоцентрический аспекты европейского барочного стиля.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -684- ТЕМА 32. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII В. Лекция 91. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма: специфика XVIII в. Космоцентрический аспект барокко, получивший развитие исключительно в храмовом зодчестве, - это динамика и дематериализация, подчеркнутое движение в глубину и ввысь, экспрессия и пафос пространства. Главная задача барочных произведений — творение нескончаемо уходящей вверх иллюзорной сферы, в которой теряются привычные для человека представления о протяженности, объеме, цвете, свете и плоскости, вызывая переживание душевного отрыва от всего бытового и обыденного и устремления к единственно истинному возвышенно сакральному. В эпоху барокко экзальтация и героизация обыденного привели к тому, что самыми распространенными терминами для характеристики произведений космоцентрического аспекта барочного стиля стали такие прилагательные, как «роскошный», «величественный», «божественный», «сверхчеловеческий», «блестящий», «великолепный», «грациозный», «изящный». Творения зодчества, скульптуры, живописи, декоративного искусства нередко создавались с расчетом на своего рода театральный эффект: кулисы, неожиданно открывающиеся перспективы, контрасты масштабов, стремление возбудить воображение. Вообще стиль «барокко» – это сочетание возвышенной духовности, часто на пределе человеческих возможностей, и крайнего натурализма, драматической грандиозности масштабов и смакования прозаических деталей. Всякий раз барочные произведения словно подсказывают, что процесс обесконечивания конечного может начаться только в случае резкого осознания человеком своей ограниченности, можно сказать бытовой натуралистичности. Не случайно главным средством барочной визуализации стало аллегорическое иносказание. В пору господства барокко многие романские церкви переделывались в барочные, тогда как готические храмы оставались в неприкосновенности. Это происходило потому, что готику и барокко многое объединяет: экспрессия, пафос пространства, живописное отношение к плоскости стены, единое и безудержное стремление вверх всех частей здания. Композиции западноевропейских барочных церквей с их базиликальным планом и высокими, симметрично расположенными башнями поразительно напоминают готические. На севере Европы и в Испании родился даже стиль, который назвали «барочная готика». Репрезентантами барокко XVIII в. являются: в архитектуре – творчество Бальтазара Нейманна (Дворец в Вюрцбурге (1719 – 1744 гг.), паломническая церковь в Фирценхейлигене (1743 – 1771 гг.), Маттеуса Даниэля Пеппельмана (Цвингер в Дрездене (1711 – 1722 гг.), Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта (Дворец Верхний Бельведер в Вене (1714 – 1722 гг.); в скульптуре – творчество братьев Азам (скульптурная композиция «Успение Богоматери» в алтаре монастырской церкви в Pope (1723); в живописи – творчество Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770 гг.). Классицизм XVIII столетия становится преобладающим явлением со второй половины века, этот стиль также развивает принципы Просвещения. Отличительной особенностью стиля «классицизм» в архитектуре XVIII в.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -685- ТЕМА 32. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII В. Лекция 91. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма: специфика XVIII в. становится историчность и цитатность самих произведений, возникающая благодаря систематизации знаний об античном искусстве. Для живописи классицизма характерно разнообразие художественных методов в связи с разным пониманием просвещенческих задач. Понятие «классицизм» (нем. Klassizismus – «образцовый») в узком значении есть художественный стиль в искусстве европейских стран XVII — XX столетий. В исторических границах стиля принято различать классицизм XVII в. во Франции («Большой стиль» Людовика XIV); неоклассицизм второй половины XVIII столетия во Франции, Италии, Англии, Германии, России; ампир конца XVIII - первой половины XIX вв. во Франции, Англии, России; неоклассицизм начала XX столетия в России. Может показаться, что произведения классицизма есть лишь исправление и очищение творений барочного и рокайльного искусства от «пышной» и «нарочито витиеватой» шелухи, которая в той или иной мере искажает, извращает, камуфлирует «правильные» античные формы, придавая им некий «неправильный» вид. Однако это далеко не так. Классицизм не есть фаза или этап барочного развития художественной культуры, точно так же, как не является барокко и рококо фазой или этапом классицизма. Классицистические произведения принципиально противоположны произведениям стиля барокко. Барочные и рокайльные творения изобразительного искусства - это чувственное явление сути стремления конечной человеческой энергии к бесконечному божественному началу. Классицистические же здания, скульптуры, живописные картины и т.д., наоборот, имеют цель быть визуальным свидетельством сущности кристаллизации Абсолюта в конечных непосредственно наблюдаемых и чувственно доступных формах. Стиль классицизм в его широком значении, представляя преимущественно тенденцию оконечивания бесконечного, не может быть локализован в какой-либо исторической эпохе, художественном направлении или национальной школе искусства. Он обнаруживает себя регулярно в различные периоды мировой истории и в разных странах. Общими характерными особенностями классицистических художественных произведений являются линейность, плоскостность, замкнутость, множественность, ясность. Основными представителями классицизма в XVIII в. выступает: в архитектуре – Жак-Анж Габриэль (Малый Трианон (1762 – 1768 гг.), ЖакЖермен Суфло (Пантеон (1756 – 1789 гг.), Кристофер Рен собор Св. Павла (1675 – 1717 гг.); в скульптуре – Жан-Антуан Гудон (1741 – 1828 гг.); в живописи – Жак Луи Давид (1748 – 1825 гг.). Стиль «рококо» (франц. rococo — вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес, грот, пещера) возникает во Франции как художественное явление, открывающее интимные стороны человеческой души, в противовес классицистическому представлению о необходимости следовать единому для всех людей образцу, и по сути является проявлением барокко в его широком значении.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -686- ТЕМА 32. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII В. Лекция 91. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма: специфика XVIII в. Этот стиль зарождается в архитектуре как интерьерный, и это качество является определяющим как для архитектуры рококо, так и для живописи и скульптуры. Интерьеры рококо – единое целое, специальным образом организованное для создания интимной комфортной среды, ориентированной на погружение человека в свой внутренний мир. Основными свойствами произведений рококо являются тонкость и нюансность содержания, эротический подтекст, преобладание мифологических сцен, декоративность, камерность. Представители рококо в скульптуре – Этьен-Морис Фальконе (1716 – 1791 гг.); в живописи – Антуан Ватто (1684 – 1721 гг.), Франсуа Буше (1703 – 1770 гг.), Оноре Фрагонар (1732 – 1806 гг.), Жан Батист Симеон Шарден (1699 – 1779 гг.). Направление «сентиментализм» (от фр. «чувствительный») в большей степени выражает в живописи принципы Просвещения, воспитывая чувствительность души и сердца и через это прививая зрителю моральные и нравственные идеалы. Особенностью сентиментализма является обращение в сюжетах, к так называемому, третьему сословию – той среде, где можно обнаружить людей с чувствительным искренним сердцем, неиспорченным светским образом жизни. В стилистическом отношении сентиментализм представляет собой в большей мере классицистическое направление, поскольку своей задачей имеет визуализацию эталонных представлений о человеке, а значит – оконечивание бесконечного. В целом для произведений сентиментализма характерно: простота и ясность сюжета; театральность и аллегоричность, поясняющие морализаторский смысл произведения; повествовательность и психологичность. Яркими представителями сентиментализма являются Жан Батист Грез (1725 – 1805 гг.), Уильям Хогарт (1697 – 1764 гг.).
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 281 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП