Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Жанровая живопись «малых голландцев»
| 07.04.2014, 21:42 |
Разнообразие жанров возникло в Голландии в XVII в. Это способ типологизировать живописные произведения по какому-либо ясному, легко читаемому признаку. Тематически жанры соответствуют различным сферам бытия – человек (портрет), социум (бытовой жанр), природа (пейзаж), вещи (натюрморт). Жанр как типологизация художественных моделей позволяет художнику более осознанно выбирать модель и вместе с ней набор художественных средств и зрителю – ориентироваться и быстро узнавать, вступать в отношение с произведением. 1. Становление голландской школы: колыбели изобразительного реализма в европейском искусстве - прямо связано с жанром портрета. Уже в середине XIX столетия первые авторы, всерьёз занимавшиеся старыми голландскими мастерами, верно заметили: путь, по которому пошла в XVII в. новая школа, был не чем иным, как коллективной работой над портретом обновлённой страны. Искусство явилось средством самопонимания новой нации, в основе которой лежит достоинство отдельной личности. Портретная живопись к началу XVII в. прочно вошла в быт среднего голландца. В те годы предприимчивый гаагский живописец Михиль Янс ван Мирвельт (1567-1641) основал настоящую «портретную мануфактуру»: при помощи многочисленных учеников и подмастерьев он исполнил до 10 000 заказных изображений. Из мастерской ван Мирвельта вышли портреты известнейших современников художника: статхаудера принца Маурица Нассауского (1615- 1620); постоянного его противника испанского адмирала Амброджо Спинолы (1609) - этот портрет явно заказан в связи с заключением двенадцатилетнего перемирия; Гуго Гроция (Хейга де Грота) голландского филолога, политолога и правоведа, основателя современной традиции международного права (1631); национального голландского поэта Якоба Катса (1639). Эти портреты еще в известной мере выражают иерархию общества позднего Средневековья и Ренессанса: государственные мужи изображены при всех регалиях и в рыцарских доспехах; частные люди представлены в скромных чёрных камзолах с белоснежными воротниками и манжетами, погрудно, на тёмном суровом фоне, со сдержанными и внимательными лицами - всё это традиционные черты североевропейского бюргерского портрета XV-XVI вв. И всё-таки ван Мирвельт последовательно разрабатывает типаж героя Нового времени: человека более тонкого и скрытного, чем современники Яна ван Эйка - на его портретах лица переменчивы, подвижны; в глазах мерцают огоньки мимолётных настроений; в густых усах прячутся лукавые полуулыбки.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -657-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
Чисто голландской разновидностью портретного жанра были большие полотна, изображающие торжественные собрания различных общин и гильдий. Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерландов ещё в XV в.: один из первых её живописцев - харлемец Гертген тот Синт Янс, а в чистом виде она прослеживается начиная с 1530-х гг. Раньше других подобные портреты стали заказывать командиры бюргерских стрелковых рот: отрядов гражданской гвардии - по случаю своих корпоративных праздников, отмечаемых торжественным банкетом и состязаниями в стрельбе (традиционное название таких портретов: doelen – «стрельбища»). Для стрелковых портретов XVI в. характерен дух сурового и торжественного единения боевых товарищей, но к концу столетия преобладает уже атмосфера весёлого, бесшабашного застолья. В подобных композициях стрелки теснятся вокруг пиршественного стола, поднимают кубки, бурно жестикулируют, причём их лица остаются спокойными и замкнутыми, так как сначала художник пишет своих заказчиков поодиночке, а затем, на основе этих этюдов, комбинирует сцену. Биограф голландских живописцев XVII в. Арнольд Хоубракен сравнивал такие портреты с карточной колодой. К началу XVII в. появляются новые разновидности голландского группового портрета: изображения синдиков - старшин ремесленных гильдий (впервые такую картину написал в 1599 г. амстердамский живописец Питер Питерс); регентов - попечителей благотворительных учреждений: больниц и приютов; «анатомии» - сцены лекций, с которыми иногда выступал перед городской гильдией хирургов какой-нибудь знаменитый врач (самый ранний образец данного жанра – «Анатомия доктора Себастиана Эгбертса», созданная в 1603 г., в Амстердаме, живописцем Томасом де Кейзером). 2. Наряду с уже традиционным для нидерландского искусства портретом в Голландии начала XVII в. активно развивается новая содержательная область - бытовой жанр. Нарядные сцены так называемого «весёлого общества» - любимейшая тематика страны, торжествовавшей в эти годы свою победу - Хендрик Тербрюгген, «Весёлое общество», 1617 - 20; Дирк Халс, «Сельский праздник», 1627, «Ухаживанине», 1617- 1620. Праздничный быт щеголеватых кавалеров и дам в этих картинах полон иносказательных деталей, частью восходящих к галантному миру Возрождения, частью иллюстрирующих прописные истины бюргерской морали. Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, символизирует умеренность; обезьянка - дьявола, подстерегающего беззаботных гуляк; собака и пара перчаток - эмблемы верности; парк в качестве фона вносит в композицию мотив плотских радостей, а географическая карта, висящая на стене, придаёт домашней сценке всемирный масштаб. Особая роль в северонидерландской культуре принадлежит Утрехту древней церковной столице Нидерландов, который и в XVII столетии оставался католическим городом и своего рода южными воротами Республики. Здесь в 1620-х гг. сформировался кружок так называемых «утрехтских караваджистов», который возглавляли обучавшиеся в Италии живописцы Геррит Хонтхорст (1590-1656) и Хендрик Тербрюгген (1588 Всеобщая история искусства. Курс лекций -658-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
1629). Простонародная характерность образов Караваджо не была им в диковинку; гораздо больше увлекла утрехтцев караваджистская концепция освещения. Хонтхорст, прозванный итальянцами Gerardo della notte «Ночным Герардом», вслед за римским мастером, трактовал свет как слепящую вспышку, резко контрастирующую с тёмным фоном («Ужин», около 1519; «Зубодёр», 1622). В работах более даровитого Тербрюггена свет - мягкая подвижная среда, он плавно омывает фигуры и предметы и постепенно гаснет в глубине картины («Неверие Святого Фомы», 1621 1623; «Святая Ирина исцеляет Святого Себастьяна», 1626). С середины XVII в. голландское общество в целом отличалось пассивностью, созерцательными настроениями. Купечество теперь предпочитало дальним плаваниям земельные и биржевые спекуляции. В области культуры определяющим стало французское влияние. Это был закат «Золотого века». Красноречивым свидетельством названных тенденций может служить живопись и прежде всего бытовой жанр. Одним из ведущих его мастеров был харлемец Адриан ван Остаде (1610-1685) - ученик Ф. Халса. Заразительная энергия и яркая образность бытовых сцен учителя мало повлияли на его творчество; художник ван Остаде - тот, кто привык смотреть на жизнь со стороны, из своего спокойного угла. Излюбленная его тема - мир деревни, который живописец обозревает с благодушной чувствительностью заезжего горожанина. Под стать настроению и колорит его картин - пёстрые краски ван Остаде словно прогреты приветливым майским солнышком («Скрипач возле крестьянского дома», 1673). В сходной манере работал и Ян Хавикс Стен (1626/27-1679) художник родом из Лейдена, перебравшийся в Харлем. В его творчестве харлемская мажорная активность сцен сочетается с миниатюрной тонкостью письма и любовью к иносказательным деталям, которые характерны для художественной традиции Лейдена. Помимо живописных занятий Стен содержал в Харлеме трактир. Некоторые из картин художника явно представляют живописную хронику его заведения, например, картина около 1665 г., изображающая день рождения принца Виллема Оранского, отрешённого от власти пенсионарием де Виттом - он шумно праздновался по всей стране простым народом, в котором всегда были сильны оранжистские симпатии. Композиционная сутолока, «боязнь пустоты» в большинстве картин Яна Стена вполне выражает вкусы трактирщика с его вечным деловым интересом: «чтобы яблоку негде было упасть». К картинам Стена прямо относится пушкинская строка «фламандской школы пёстрый сор»: пол, замусоренный разбросанными вещами - обычная примета его картин. И эти предметы не шокировали привычного к порядку голландского зрителя - они имеют нравоучительное символическое толкование. Так, в картине «Два вида игр» (около 1676-1679), где добропорядочная публика за настольной игрой противопоставлена похотливому старичку, пристающему к служанке; мандолина, висящая на
Всеобщая история искусства. Курс лекций -659-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
стене, означает женскую природу; курительная трубка - мужское естество; яичная скорлупа и устричные ракушки намекают на слишком поздний любовный пыл; а розги говорят о расплате за шалости. Картина «Праздник Св. Николая» (1663-1665) ставит в центр внимания ревущего недоросля, получившего, в отличие от остальных детей, в подарок розгу. Возня детей в полотнах Стена («Урок танцев», 1665-1668) служит карикатурным отображением мира взрослых. В картине «Весёлое семейство» (1668) оба мира сливаются в нелепую пёструю карусель жизни, где старики беспечно распевают, а юнец тянется к отцовской трубке. К середине XVII в. в бытовом жанре происходят примерно те же явления, что и перед этим в пейзаже. Наряду с «панорамными» многофигурными сценами появляются более спокойные по содержанию и элегантные по форме одно-двухфигурные картины частной жизни бюргеров. Аналогия с харлемским монохромным пейзажем здесь вряд ли случайна: один из корифеев традиции «камерной» ветви бытового жанра Герард Терборх (1617-1681) является учеником харлемского пейзажиста Питера Молейна. Терборх - мастер аристократического склада, обходящий житейскую прозу («Концерт», около 1675). В его картинах с трудом узнаются привычные для нидерландских живописцев сцены продажной любви. Так, картину «Галантная беседа» (около 1654) в XVIII в. считали идиллической семейной сценой; И.В. Гёте описал её как «Отцовское наставление», хотя на самом деле это сцена обольщения - в руках мужчины можно разглядеть золотую монету, которую он протягивает девушке. Терборх не требует зрительского внимания так, как требовали его Ф. Халс и Стен. Этот художник одним из первых ввёл в живопись романтический по сути мотив центральной фигуры, обращённой к зрителю спиною и увлекающей его в глубину картины («Всадник», 1634). Порой навстречу этому движению вглубь обращён отражённый в зеркале взгляд персонажа («Женщина у зеркала», около 1650). Габриэль Метсю (1629-1667) - мастер, ближайший к Терборху по стилю, но весьма отличный по содержанию. Можно сказать, что Метсю более прозаичен. Это один из первых голландских жанристов, не связанных выбором сюжета, а действительно изображающих жизнь, проходящую перед глазами - и умеющих найти красоту в неброской повседневности («Больной ребёнок», 1660-1665). Это та новая область творчества, которую в середине XVII столетия блестяще разовьют живописцы г. Делфта. Делфт к середине XVII в. был одним из тех городков в 25-30 тысяч жителей, которые в основном и определяли лицо Республики. Из местных достопримечательностей особенно славилась гробница принца-освободителя Вильгельма Оранского в Новой церкви; в Делфте размещалась одна из пяти основных факторий Ост-Индской компании; город был знаменит как центр производства фаянса, стекла, ковров и декоративных тканей; книгопечатания. Кроме того, по словам Г. Брауна, автора изданной ещё в XVI в. книги Civitates orbis terrarum - «Города мира», особым достоинством
Всеобщая история искусства. Курс лекций -660-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
жителей Делфта было «умение содержать в блестящем порядке и чистоте дома». Не случайно этот город стал замечательным центром интерьерной живописи. Местная гильдия Св. Луки сложилась к 1611 г. Основателем делфтской живописной школы считается итальянист Леонарт Брамер (15961674). В середине столетия Делфт привлекает талантливейших живописцев из разных мест Голландии: в 1642 г. приезжает из Алькмара Эмманюэл де Витте (1616/18-1692), во второй половине 1640-х - Паулюс Поттер (16251654) из Роттердама, около 1650 г. - Карел Питерс, Фабрициус (1622-1654) из Амстердама, в 1654 из Роттердама прибыл Питер де Хоох (1629 - после 1683). Эмманюэл де Витте именно в Делфте открыл для себя новую тему: интерьеры церквей. Эти могучие, выбеленные в годы Реформации столбы и своды образуют мощное, целокупное пространство его полотен (Хор Новой церкви в Амстердаме, 1683). Вторая специальность де Витте - изображения рыбных рынков: с характерной величавостью композиций и выразительностью освещения – «Портовый рынок». (Около 1680). Дарование живописца-анималиста Паулюса Поттера быстро вызрело и также быстро отцвело: он сложился как мастер к 20-ти годам, но не дожил до 30-ти. Поттером созданы удивительные по глубине и выразительности «портреты» домашних животных («Бык и коровы», около 1650, Берлин, Государственные музеи). По словам Э. Фромантена, «…открытая, спокойная... душа, крепкие нервы, глубокая и здоровая восприимчивость, изумительный глаз, способный к точным измерениям, вкус ко всему отчётливому и ясно выраженному, равновесие форм, точное соотношение объёмов, инстинктивное понимание анатомии и, наконец, первоклассное построение формы - вот те качества, которыми был щедро наделён Паулюс Поттер». Кроме того, краски его живописи и сейчас восхищают насыщенной свежестью и светоносностью. Питер де Хоох, подобно Г. Метсю, поэтизировал скромный уют бюргерского дома. Период пребывания этого мастера в Делфте, с 1654 г. до начала 1660-х, совпадает с расцветом его творчества. Жанровые сцены у де Хоха по-особому выразительны: каждый из этих частных эпизодов есть неповторимое звено человеческой жизни («Материнский долг», 1658-1660). Интерьеры мастера очаровывают гармонической ясностью сложного пространства: открытые окна или двери уводят зрителя в мир улицы или во внутренние покои дома («Интерьер с женщинами», 1663). В Делфте также нашёл свой неповторимый стиль ученик Рембрандта Карел Фабрициус (настоящая фамилия - Питерс). Здесь художник пробует себя на новых путях - например, расписывает фресками пивоварню и дом доктора Валентиуса (одним из немногих нидерландцев, владевших техникой фрески, до него был делфтец Леонарт Браммер). Век творческой зрелости Фабрициуса, как и у Поттера, был недолгим: около 1650 г. он прибыл в Делфт, в 1652 - принят в местную гильдию Св. Луки, а в 1654 г. 32-летний живописец погиб при случайном взрыве делфтского арсенала, разделив
Всеобщая история искусства. Курс лекций -661-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
судьбу многих горожан («Автопортрет», 1645, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген). Цельность перспективного мышления художника и плодотворность его смелых экспериментов особенно проявились в картине Фабрициуса «Продавец музыкальных инструментов» (1652). Зрителя поражают резкие перепады пространства и странное соотношение величин: на первом плане огромная, данная в сильном оптическом сокращении, виолончель, лежащая на прилавке; рядом с нею - маленькая фигурка торговца. Фоном им служит вполне конкретный, не изменившийся и по сей день уголок Делфта, но на картине Фабрициуса мостовая - гораздо шире, поворот набережной - более резок; церковь за рекою расположена дальше от зрителя, чем в реальности. Предполагают, что эта картина предназначена для разглядывания через особое оптическое устройство - «перспективный ящик». Но и без того, несмотря на все искажения, вид города восхищает ясностью форм и чистотой красок. В Делфте новым мотивом картин Фабрициуса становится мирное, созерцательное настроение. Он любит заброшенные, безлюдные уголки города, своим спокойствием как бы навевающие дрёму («Часовой», 1654). Картина «Щеглёнок» (1654) была создана Фабрициусом в качестве дверцы для потайного шкафа, спрятанного в белёной стене. Убедительность оптического обмана лишний раз доказывает смелость и зоркость этого удивительного живописца, который безвременно погиб в год создания картины. 3. Харлем времён Франса Халса продолжал оставаться центром интенсивного развития голландской школы. Именно там и тогда в Голландии формируется национальная концепция пейзажа и натюрморта, во многом определившая развитие этих видов живописи во всём европейском искусстве Нового времени. Жанр пейзажа в северных Нидерландах с начала XVII в. развивался под перекрёстным влиянием, во-первых, привнесённой с Юга традиции панорамного ландшафта; во-вторых, оригинального пейзажного стиля, который сформировался в Харлеме в 1610-х гг. В конце XVI столетия на Север перебралось немало даровитых живописцев из Фландрии; как пейзажисты среди них выделялись Давид Винкбонс и Гиллис ван Конинкслоо. Этот последний выступил зачинателем голландской ветви панорамного пейзажа: представляющего местность с далевой точки зрения, с высоты, причём множество увлекательных деталей сообщают ландшафту значение символического зрелища Вселенной. Один из учеников Гиллиса ван Конинкслоо, Хендрик Аверкамп (15851634), работавший в городке Кампен, развивая популярную в Нидерландах тему народного праздника, открыл для живописи тему зимнего катка. В его пейзажах (1608 и 1615 гг.) разворачивается необозримое пространство - две сливающиеся у горизонта дали: зеленовато-жёлтое зеркало замёрзшего озера или залива, пестрящее фигурками конькобежцев; мглистое низкое небо с редкими точками летящих птиц. Каток, на котором смешались фигурки
Всеобщая история искусства. Курс лекций -662-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
представителей всех возрастов и всех слоёв общества, выглядит зрелищем беспокойного, переменчивого, скользкого мира. Ярким и оригинальным дарованием был наделён другой ученик ван Конинкслоо - Херкюлес Питерс Сегерс (1589/90 - до 1638). По-видимому, он был уроженцем Харлема; работал в этом городе, а также в Амстердаме, Утрехте, Гааге; возможно, в 1629-1631 гг. художник посетил Южные Нидерланды. Излюбленная тематика Сегерса - фантастические виды горной местности и средневековых руин. Помимо живописи, Сегерс активно занимался офортной графикой, проявляя при этом поистине неистощимую изобретательность: использовал цветную бумагу, тонировал готовые оттиски, доводя каждый свой лист до неповторимости оригинального произведения искусства. Так, его «Проезжая дорога среди скал» совмещает декоративные техники офорта (суровые и причудливые скальные хребты на первом плане) и гуашевой живописи (мягкие размывы тонировки в глубине ландшафта - где возникает сонная туманная долина). Пейзаж «Вид на Амерсфорт» - офорт, комбинированный с гравюрой сухой иглой; оттиск сделан синей краской на коричневой, загрунтованной светло-зелёной акварелью бумаге. Здесь художник, совместив далевую точку зрения с низким - в духе харлемской школы горизонтом, создаёт щемящий образ одиночества: крошечный городок на бескрайней равнине под высоким пустым небом. «Гробница Горациев и Куриациев» (1621-1632) - как и оба предыдущих памятника) - офортный оттиск, пройденный по завершении масляными красками. Яркие блики листвы на фоне серой шероховатой кладки руин и таинственных переливов ночного облачного неба дают несравненную иллюзию серебристого мерцания лунного света. В офорте «Малые корабли» (1621-1632) образ моря создаётся лишь пустотой фона, в котором затерялись игрушечные силуэты парусников. Самобытные черты офортов Херкюлеса Сегерса: экзотичная техника, неожиданность кадрировки, смелые декоративные эффекты - резко выделяют этого мастера даже в среде склонных оригинальничать художников барокко. Вполне вероятно, что Сегерс подражал уже проникавшим в Голландию XVII в. шедеврам китайской или японской графики. Наряду с уже классической концепцией пейзажной панорамы среди живописцев Харлема появляются новые веяния, которые в конечном счёте и определят своеобразие голландской пейзажной живописи XVII в. Начиная с 1580-х гг. здесь осваивается ранее почти незнакомая западному искусству тема - морской пейзаж. Первым голландским маринистом был, как считается, харлемец Хендрик Корнелис Вроом. Впрочем, этот живописец пока ещё «не оторвался от суши»: он работает в обстоятельной, суховатой манере; его морские сцены обычно разворачиваются вблизи берегов и «населены» кораблями с великолепно переданной оснасткой - даже подпись свою Вроом привык ставить на республиканском кормовом флаге («Битва на Харлемском озере», около 1621). Но вслед за ним живописцы Харлема и Амстердама плодотворно
Всеобщая история искусства. Курс лекций -663-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
разрабатывают образ моря с его постоянной изменчивостью и изменчивым постоянством. Накопленный ими опыт изучения эффектов атмосферы, состояний света в различные времена дня и года пойдёт на пользу художникам, работающим и в других ответвлениях пейзажного жанра. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 351 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|