Статистика
Онлайн всього: 9 Гостей: 9 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Творчество ведущих мастеров голландской художественной школы (Франс Халс, Рембрандт Харменс ван Рейн)
| 07.04.2014, 21:41 |
Живопись Голландии носит светский характер по сюжету, но глубоко религиозна по содержанию. Протестанты вынесли из своих домов иконы и поместили произведения живописи – впервые заказчиками и потребителями искусства стали «обычные люди». В начале XVII столетия живопись севера Нидерландов лишилась своих традиционных заказчиков, какими в период Средних веков и Возрождения были Католическая Церковь и придворно-аристократические круги. Основа голландского общества - это бюргер, среднезажиточный горожанин: сметливый, любознательный, самодостаточный, умеющий трудиться. Пантеизм нидерландцев, внимание к вещам отразились в творчестве художников, они выступили зачинателями изобразительного реализма Нового времени. Тематика их произведений, то настроение, которым проникнута живопись, даже традиционно небольшой формат их картин и простые тёмные рамы, напоминающие не о дворцах, а о скромных гостиных, характеризуют это искусство как адресованное частному человеку. По социальному статусу голландский художник XVII в. являлся ремесленником: членом одной из городских корпораций. По средневековой традиции объединения живописцев назывались гильдиями Св. Луки (Св. Лука, иконописец, впервые создавший образ Богоматери, почитался как покровитель художников). Художественное творчество было ориентировано не на конкретные заказы, а на рынок. Исторические и мифологические сюжеты мало соответствовали и образовательному уровню, и темпераменту среднего бюргера. Голландское общество предпочитало сенсациям и драмам то, что повторяется изо дня в день и из года в год - в соседней комнате или на ближней улице. Вкус заказчика допускал включение в образы повседневности символиконравоучительных деталей, смысл которых, хорошо понятный современникам, выражал несложные максимы бюргерской морали. Ремесленно-коммерческий уклад жизни голландского живописца был причиной особого разнообразия сюжетов в этой школе - в ней, собственно, и зародилась классическая система жанров живописи. Нередко художник на всю жизнь избирал своей специальностью определённую тему, скажем, пейзаж - и даже пейзаж определённого типа: городские улицы, или море, или прибрежные равнины. В рамках этого скромного репертуара живописец доводил свой стиль если не до виртуозности, то, во всяком случае, до технического совершенства.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-650-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
Однако за «простотой» картин голландских художников стоит оформленное Спинозой представление о тождестве Бога и Природы. В каждой вещи содержится Бог, только его необходимо увидеть. Картины призывают человека всматриваться, вглядываться в картину, с целью обнаружения в ней Божественного. Это особенно ярко выражено в таком обязательном элементе всех натюрмортов, как полуочищенный лимон: это обращения художника к зрителю за всеми казалось бы обыкновенными вещами видеть суть, нетождественную поверхности, как вкус лимона сложно предсказать по его внешнему виду. Франс Халс (1581/1585 - 1666) Франс Халс – великолепный портретист. Он пишет портреты людей различных социальных слоев, его герои – полные достоинства граждане новой республики. Халс не «пред-ставляет» изображаемого человека зрителю, а изображает его, как бы поймав «на ходу», случайно, в течение повседневной жизни. Портреты Халса продолжают волновать современного зрителя потому, что это не столько изображения давно умерших, незнакомых людей, сколько выражение сущности якобы «простого» человека, который смотрит на мир с достоинством, зная себе цену, который живет именно этим днем, черпая энергию в повседневности, в том деле, которым занят. Среди портретов Хальса есть образы цыганок, детей, хозяек кабачков, бюргеров… Живописная манера Хальса имеет особую лёгкость; почерк художника - это открытый динамичный мазок, сразу, в один приём, передающий форму, цвет и движение. («Смеющийся ребёнок», 1620- 1625). Живопись Хальса однослойна: пока другие художники сперва наносят на грунт линии рисунка, затем кроют рисунок красочным пятном и, наконец, «оживляют» намеченные формы бликами и тенями, Хальс виртуозно справляется со всеми этими задачами сразу. Кисть Хальса безошибочно точна: каждый волосок, ямку, складку полотна художник передаёт новым, всегда неповторимым, живым мазком. В палитре Хальса преобладают неяркие, но горячие тона: все оттенки коричневого, жёлтый и розовый. В картине, называемой «Шут с лютней» (около 1623) художник представляет полуфигуру музыканта, перебирающего струны. Лицо этого парня с его широкой улыбкой, задорно сверкающими белками глаз и пылающим румянцем выражает дух непобедимого, заразительного веселья. Халс – великий мастер передачи тончайших нюансов человеческих улыбок. Так называемая «Цыганка» (1628-1630) выполнена в беглой, эскизной манере и это особенно совпадает с образом озорной девчонки. Длинный, упругий мазок, живая динамика композиции, приглушённые краски – эти способы Халса выражать эмоциональное состояние персонажей восхищало импрессионистов в XIX в. Объемный класс работ – изображение представителя бюргерского сословия. Персонажи Халса часто восседают на стуле, который обращен спинкой к зрителю. Они открыто улыбаются или с интересом взирают на
Всеобщая история искусства. Курс лекций -651-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
зрителя в иллюзорном мире, возникающем в отношении. Однако персонажи как бы закрываются от зрителя спинкой стула, рукой, плечом – обращены, но не открыты: портрет Балтасара Койманса (1645), Портрет Исаака Абрахамса Массы (1626), Мужской портрет. (Ок. 1650), Портрет Николаса Хасселара (1635) и многие другие. Халс – мастер групповых портретов, это один из новых жанров Голландии. Это заказной жанр, он призван запечатлеть и передать впечатление единства группы людей, занятых единым делом (врачи, офицеры, регенты и т.д.). Портрет должен передать характер того единого дела, которое собирает людей. Но каждый портретируемый платил за изображение отдельно, поэтому необходимо было передать индивидуальные черты, достоинство каждого из персонажей. Групповые портреты Халса интересны тем, что он создает художественные средства моделирования общности людей, причем эти модели выражают и общечеловеческие, вечные смыслы. Халс служил в роте Святого Георгия, есть два варианта группового портрета, которые позволяют пронаблюдать, как менялась манера мастера. В портрете «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия» 1627 г. художник располагает героев вокруг стола, причем очень разнообразно, в кажущемся беспорядке. Фигуры стрелков образуют две пирамидальные группы размещённые по обоим концам стола. Однако симметрии нет - стол энергично развёрнут углом, диагонально пересекая пространство картины. Среди стрелков можно различить старших по званию и подчиненных – иерархия читается в изображении. Однако эта иерархия не нарушает единства офицеров, которое отражено: - в одинаково-беспорядочном расположении вокруг стола, - в знаменах, являющихся символом общего дела, - в том, что у каждого героя в одежде есть фрагмент, имеющий один из цветов флага, - если проследить направление взглядов персонажей, то получится сеть, паутина, равномерно заполняющая иллюзорное пространство. И, наконец, самое специфическое для Халса – это та позиция, в которой оказывается зритель, вступивший в отношение с произведением искусства. В возникающем иллюзорном мире возникают приветливые или недоверчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя - как если бы тот неожиданно вошёл к ним в пиршественный зал. Зритель сразу встречается взглядом с великолепным задирой в центре, который сидит вполуоборота, лихо перевернув свой бокал (жест, которым пирующие требовали новой порции вина). Мир открыт для зрителя, активен по отношению к нему – зрителя «приглашают», ему улыбаются, недоверчиво рассматривают. Однако для него нет места за этим столом. Это самодостаточное общество, которое открыто для мира, но оберегает свой внутренний мир, приоткрывает, но не приглашает. Возникает великолепная модель человека, общества Голландии XVII века.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-652-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
Наряду с горизонталями и вертикалями в работу введены диагонали знамен, направления взглядов также то горизонтальные, то диагональные, то в плоскости картины, то из глубины сквозь планы. Как бы случайный срез картины представляет зрителю живое событие повседневности. Это позволяет моделировать живое, очень органичное, энергичное взаимодействие единого социального организма. С точки зрения стилевой определенности Халс загадочный мастер, поскольку в его картинах (в частности, в рассматриваемой) можно обнаружить как черты одного стиля, так и другого. Второй вариант группового портрета офицеров роты Святого Георгия (1640-е) гораздо строже по композиции. Персонажи выстроены в два ряда, взаимодействие между ними гораздо слабее, структура жестче и геометричнее. Данная модель социума соответствует историко-культурной ситуации Голландии того времени – у республики тяжелые времена и того подъема, национального единения уже нет. Поэтому портрет параден – персонажи искусственно выстроены в воинском порядке. Это уже другая модель социальной общности. В конце 1630-х гг. героический период в истории Соединённых провинций уже подходил к концу. Пиршество победителей сменилось размеренными, однообразными буднями. Духу этого времени больше соответствует иной тип группового портрета. В 1641 г. Хальс пишет регентов-попечителей харлемского госпиталя Св. Елизаветы. Здесь художник демонстрирует новую манеру письма, более сдержанную и строгую, чем в работах 1610-20-х гг. Халс теперь предпочитает серый и чёрный цвета. Но и с такой скромной палитрой он добивается несметного богатства тоновых градаций - у Халса «не менее двадцати семи чёрных тонов», говорил Винсент Ван Гог. Пятеро регентов в строгих чёрных костюмах окружены коричневым сумраком: окна в их комнате занавешены. Заказчики Хальса - всё те же бюргеры Харлема, однако открытость контакту со зрителем стала меньше, картина замкнута. Чёрные фигуры образуют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица собравшихся серьёзны и бесстрастны. Это еще одна модель социальной группы. Средства художественного моделирования сущности человека и социальных групп, разработанные Халсом, были восприняты более поздними мастерами – учениками самого Халса и Рембрандтом. Произведения для ознакомления Франс Халс (ок. 1580 – ок. 1670): «Смеющийся мальчик» (1620), «Цыганка» (1638), «Малле Баббе» (нач. 1630-х), «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Св.Георгия» (два варианта – 1627 и 1639 годов), Портрет Балтасара Койманса (1645), Портрет Исаака Абрахамса Массы (1626), «Мужской портрет» (Ок. 1650), Портрет Николаса Хасселара (1635), «Портрет молодого человека с перчаткой» (1640), «Групповой потрет регентш приюта для престарелых» (1664), «Портрет молодого человека в широкополой шляпе» (1660 – 1666).
Всеобщая история искусства. Курс лекций -653-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669) Рембрандт – гениальный художник XVII века, воплотивший в своем творчестве драму и могущество человека Нового времени. Харменс Рембрандт начинает свое творчество в Лейдене (первый этап творчества (1625 – 1631) назван «лейденским»). В своих ученических работах он штудирует всевозможные мимико-психологические состояния, изображая себя и других людей. В его первых работах «Портрет старого воина» и автопортретах этих лет видно внимание к предметным свойствам вещей – он изображает блеск доспехов, румянец, золото. Его учитель Питер Ластман подражал Караваджо, у него Рембрандт перенял определенные средства и реализовал их по-своему. В работе «Апостол Павел» (1629) источник света, скрытый от зрителя, разделяет пространство пополам. На первом плане - резкая тень стола с раскрытой книгой на нём; в глубине картины - старец с пером в руке, устало откинувшийся в кресле. Жёлтый дрожащий свет мягко лепит морщинистое задумчивое лицо апостола, сырую шершавую стену за его спиной, низкие балки чердачной каморки. Кажется, что этот свет льётся прямо со страниц книги. Рембрандт уже в начале творчества пишет не с помощью света, а пишет свет. В 1631 г. Рембрандт перебирается в Амстердам, получает известность, берет в жены богатую невесту. Рембрандт создает великолепную серию портретов жены. Мастер вообще пишет очень много портретов близких ему людей – детей, жены. Однако его изображения содержат в себе какие-то общечеловеческие смыслы, иначе они бы не волновали зрителей многих веков. Например, в «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635 – 1636) автор представляет модель счастливой семьи. Художник изобразил себя на вершине земного благополучия. Он предстает веселым и нарядным кавалером, за пиршественным столом усадившим себе на колени красавицу Саскию. Лицо счастливца, обращённое на зрителя, выражает безудержное и заразительное веселье, хотя в бережном жесте, которым Рембрандт поддерживает жену, мало общего с кабацкой удалью. Саския - в отличие от мужа - держится с грациозной статью истинной дамы и дарит зрителя лишь сдержанной светской улыбкой. На супругах живописные костюмы XVI в.: Рембрандт охотно покупал у антикваров старинные наряды, чтобы переодевать в них свои модели; в его творчестве 1630-х гг. нередок беспечный и красочный дух карнавала. Художественное пространство картины открыто для зрителя, однако «в меру» - шпага на переднем плане и положение персонажей «спиной к зрителю» скорее приоткрывают интимный мир счастливой семьи, но не приглашают в него. В портрете Саскии в костюме Флоры (1634) автор визуализировал плодовитость, ожидание чуда рождения нового. «Анатомия доктора Тульпа» - один из первых групповых портретов мастера. Композиция энергично разворачивается на зрителя, мастер
Всеобщая история искусства. Курс лекций -654-
ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ
Лекция 88
великолепно передает единство группы людей, увлеченных делом. Он переплетает иллюзорное пространство множеством разнонаправленных взглядов, некоторые из них направлены на зрителя. Картина «Жертвоприношения Авраама» (1635) как бы окутана полумраком. Среди клубящейся мглы высвечены три фрагмента: три узловых пункта библейского повествования - безликое юношеское тело Исаака, сжавшееся в ожидании смертельного удара; землисто-бледное, онемевшее от горя лицо Авраама, готового заклать сына по велению Бога; стремительный жест ангела, ворвавшегося в композицию сквозь пелену облаков, чтобы избавить сына и отца от страшного приказания. Рембрандт экспериментирует со светом как действующим лицом. В картине «Пир Валтасара» именно свет является главным действующим лицом, причем свет исходит от божественного знака – это не физический свет. Работа переходного этапа – так называемый «Ночной дозор», который на самом деле представляет собой «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока» (1640 – 1642), работа приобрела темные оттенки от того, что долго висела над камином. Как обычно в групповом портрете каждый изображаемый платил деньги, и от объема оплаты и статуса офицера зависело то, как именно персонаж будет изображен. Мастер изобразил роту капитана Кока выходящей из затенённой арки казармы в полосу яркого солнечного света. Однако художник несколько раз нарушает требование заказчиков. Вид отряда далёк от парадности - все как бы захвачены художником врасплох. Стрелки разбирают составленные пики, осматривают мушкеты; офицеры распоряжаются, активно жестикулируя; знаменосец разворачивает пёстрое полотнище; дробь барабана мешается с лаем уличного пса. В ряды военных вклиниваются случайные прохожие: вместо 16-ти заказчиков Рембрандт изобразил 34 фигуры. Сквозь эту почти рыночную сутолоку проходит, властно опираясь на трость, капитан Кок, спокойно беседующий с лейтенантом Виллемом ван Рёйтенборхом. Фигура низенького лейтенанта в жёлтом колете сияет солнечным пятном среди чёрных и тёмно-красных одежд остальных стрелков. Другой, ещё более сильный сгусток света - фигура девочки, семенящей сквозь толпу. Она бросает из толпы цепкий взгляд на зрителя - в её лице явственно сходство с чертами Саскии. Рембрандт уже умел писать групповые портреты, поэтому такое количество странностей может быть объяснено только намеренным замыслом автора. Он моделирует пространство, в котором вроде бы задан порядок, но он сметаем неведомыми силами. Воины вроде бы выходят из-под арки и расходятся тремя потоками, но неожиданные «мелочи» нарушают стройность движения офицеров – мальчишка, который бежит поперек движения, лающая собака, девочка с лицом взрослой женщины также нарушает стройность рядов. Мастер показывает, что то, что человеку кажется логичным и рациональным, простроенным, в любой момент может быть сметено иными силами – мир не таков, каким его себе задумывает человек. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 283 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|