Статистика
Онлайн всього: 5 Гостей: 5 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Нидерландская живопись XV в. Творчество братьев Поля, Эрманна и Жеаннекена Малуэль Лимбург
| 07.04.2014, 21:09 |
Творчество Робера Кампена. Творчество Яна ван Эйка. Творчество Рогира ван дер Вейдена. Творчество Хуго ван дер Гуса Общая характеристика искусства «Возрождения» в Нидерландах. Время «Возрождения» в Нидерландах – развитие и видоизменение традиций национального готического искусства. В отличие от Италии, произведения нидерландской ренессансной живописи создавались исключительно для интерьеров средневековой готической архитектуры, время Возрождения в Нидерландах – это отнюдь не Ренессанс античности, а последовательное развитие и видоизменение традиций национального готического искусства. Э. Панофский - «арс нова» (лат. ars nova – новое искусство). Своеобразие интеграции католического теизма, близкого панэнтеизму (от гр. pan en Theos – все в Боге), и глубоко народного пантеизма (от гр. pan все и Theos – Бог; Бог во всем). Образование «христианского пантеизма». Мастера изобразительного искусства Нидерландов с особым вниманием изображали природу, т.е. то, что постоянно находится в тесной связи с Богом, Богородицу с младенцем Христом, избранных Святых, портреты церковных прелатов, портреты обычных людей, представляя человеческую скромность, добропорядочность, праведность. Представление людей, занятых ежедневной работой, добросовестно и с редким усердием выполняющих свою трудовую обязанность. Праведная повседневность. Присутствие простых людей в пространстве священного события. визуализация тонкой душевной организации изображаемых в произведениях
Всеобщая история искусства. Курс лекций -565-
ТЕМА 24. ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ XV-XVI ВВ. Лекция 83. Искусство живописи в Нидерландах XV-XVI вв.
персонажей. Представление святости брака, крепости семьи, необходимости скрупулезного исполнения правил общежития, многочисленные человеческие пороки. Назидательность, дидактичность живописных произведений. Совершенствование живописной техники. В первой половине XV в. вместо темперной в обиход фламандских мастеров искусства вошла масляная живопись. Первый этап нидерландской живописи представляют произведения братьев Поля, Жане и Эрманна Малуэля Лимбург, в частности, исполненные ими двенадцать миниатюр «Календарь года» (1414-1416), входящие в состав так называемого «Великолепного часослова герцога Беррийского». Творчество братьев Лимбург относят как к нидерландской, так и французской школе. Они родились в нидерландском Лимбурге, обучались в Париже, работали при бургундском дворе. После смерти герцога Филиппа Смелого братья перешли на службу к Жану Беррийскому. Умерли художники во время эпидемии в феврале или октябре 1416 г. Все миниатюры «Календаря года» построены по одной схеме: в нижней части композиции изображены будничные или праздничные сцены жизни людей; сверху, в полукруге, представлен едущий по небу в колеснице небесный Владыка с сияющим Солнцем в руках и знаки Зодиака, соответствующие тому или иному месяцу. Миниатюра «Месяц июнь» демонстрирует идиллическую сцену сенокоса, проходящую под зодиакальными знаками Близнецов и Рака. Акт сенокоса как получение благополучия от небесного Владыки. Чувственное явление сущности как пантеизма, так и панэнтеизма – Бог во всем и все в Боге. Второй этап изобразительного искусства Нидерландов XV-XVI вв. знаменован творчеством художника Робера Кампена – основоположника фламандской школы живописи. Мастер из Флемаля Робер Кампен создавал свои значительные по размерам алтарного типа произведения в технике масляной живописи и стал тем художником, которому впервые удалось визуально сформулировать достаточно четкую концепцию фламандского искусства. Картина «Рождество» (ок.1425), принадлежащая раннему периоду творчества Робера Кампена, визуализирует евангельские эпизоды «Рождество» и «Поклонение пастухов», а также чувственно являет апокрифическую легенду о повитухах Зелемие и Самолее. Художественное пространство произведения демонстрирует лежащего на земле в яслях обнаженного младенца Иисуса Христа в окружении обращенных к Нему людей и ангелов. Картина изображает акт зарождения в людях, соприкоснувшихся со Спасителем, веры в Бога. Причем этот сакральный акт представлен происходящим удивительно буднично. Живописное творение Робера Кампена наглядно представляет также событие возбуждения в каждом человеке, созерцающем чудо явления в мир Спасителя, душевного стремления к Духу Божию.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -566-
ТЕМА 24. ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ XV-XVI ВВ. Лекция 83. Искусство живописи в Нидерландах XV-XVI вв.
Третий этап изобразительного искусства Нидерландов XV в. являет творчество великого мастера Яна ван Эйка, создавшего в 1432 г. для собора Святого Бавона в Генте шедевр фламандской живописи – «Гентский алтарь». Алтарь представляет собой целую картинную галерею – двадцать пять относительно самостоятельных произведений, которые вместе изображают историю человечества от прародителей Адама и Евы до спасения людей искупительной жертвой Христа. Среди картин внешней стороны боковых створок живописного произведения главное место занимает евангельская сцена «Благовещение», представленная в традиции Робера Кампена по-бытовому буднично и в то же время празднично торжественно. Сакральный акт нисхождения Господа в утробу Мадонны явлен в атмосфере лишенной каких-либо украшений простой низкой комнаты с каменным полом. Сцене «Благовещение» посвящены четыре алтарные створки, которые, с одной стороны, составляют единое целое, а с другой – проявляют себя как относительно самостоятельные элементы. На двух крайних картинах изображено собственно событие явления архангела Гавриила перед девой Марией. На двух же средних створках представлены свободные от людей комнаты. В пространстве правого помещения изображена ниша с латунным умывальником и белое ослепительно чистое аккуратно развешенное полотенце. В левой комнате вообще наличествует лишь окно, за которым просматривается небо да верхушки городских домов. Содержательный план представленного. Живопись внешних алтарных створок призвана настроить человека, желающего взаимодействовать в соборе Святого Бавона с произведением «Гентский алтарь», на общение с внутренними алтарными картинами, которые с эпохи Ренессанса вплоть до сегодняшнего дня открываются лишь в праздничные дни. В раскрытом виде «Гентский алтарь» состоит из десяти створок, образующих два яруса. Верхний алтарный ярус, структурированный из пяти относительно самостоятельных картин. Нижний ярус алтаря, также образованный из пяти створок-произведений. Центральная картина верхнего яруса раскрытого алтаря, разделенная рамой на три части, представляет Деисус. Непосредственно на алтарной оси изображен Всевышний, восседающий на троне с хрустальным скипетром в руке. Над Его головой надпись: «Это Бог всемогущий в божественном величии. Он наивысший из всех в сладостной благодати милосерднейший воздаятель в безмерной щедрости своей». На подножии Господнем надпись: «Жизнь без смерти во главе, молодость без старости спереди, радость без омрачения справа, покой без страха слева». Данная фигура соединяет в себе иконографические признаки Бога-Отца (папская тиара на голове, скипетр в руке, вышитая надпись «Саваоф») и Бога-Сына (мирская корона у ног, изображение пеликана, питающего своей кровью птенцов, надпись «Иисус Христос»).
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-567-
ТЕМА 24. ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ XV-XVI ВВ. Лекция 83. Искусство живописи в Нидерландах XV-XVI вв.
Слева от Всевышнего представлена Богоматерь в короне. Это подтверждает расположенная над Мадонной надпись: «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд, в сравнении со светом – она выше. Она есть отблеск вечного света и чистое зерцало величия Божия». Справа от Всевышнего явлен Иоанн Креститель со Священным Писанием на коленях. Надпись вкруг головы Предтечи: «Это Иоанн Креститель превыше человека, равный ангелам, наилучшее поле жатвы закона Евангелия, глас апостолов, молчание пророков, светоч мира, свидетель Господа». Левее картины, представляющей Мадонну, на особой алтарной створке изображены ангелы - ангельский хор сопровождает надпись: «Песня вечная хвала благодарение за милости Божии». Правее створки, являющей Иоанна Крестителя, в отдельном пространстве изображена группа ангелов, превращающая музыкальные звуки в ангельский оркестр, снабжены надписью: «Славят Его на струнах и органе». Верхний ряд алтаря слева и справа замыкают створки, представляющие обнаженных Адама и Еву в момент совершения прародителями человечества акта грехопадения. Каждую из этих картин сопровождает соответствующая надпись: «Адам низвергает нас в смерть», «Ева падением навредила». Адам и Ева, ниспосланные Всевышним из Горнего в Дольний мир, фигурами своими способствуют композиционному переходу от картин верхнего яруса алтаря к створкам нижнего алтарного регистра. Композиционные особенности построения верхнего и нижнего ярусов. На двух боковых створках левой части нижнего алтарного яруса изображена кавалькада всадников, сопровождаемая пояснительной надписью: «Воинство Христово». Во главе Христовых рыцарей, ритмично движущихся слева направо к центру, представлены в качестве знаменосцев Святой Мартин, Святой Георгий и Святой Себастьян. Справа на двух боковых картинах нижнего яруса алтаря изображены отшельники и пилигримы – старцы в длинных одеждах с посохами в руках. Этих христианских деятелей, мерно продвигающихся справа налево к центру, возглавляют Святой Антоний и Святой Павел. За ними, в глубине, представлены Мария Магдалина и Мария Египетская. Среди пилигримов выделяется мощная фигура Святого Христофора в красных одеждах. Центральная створка нижнего яруса алтаря представляет сцену «Поклонение Агнцу». Непосредственно на оси произведения изображен пурпурный алтарь со стоящим на нем белым Агнцем, из груди которого струей бьет кровь в золотую чашу, - олицетворение жертвы Христа во имя спасения человечества. На алтаре надпись: «Се Агнец Божий, который искупил грехи мира». Ниже Агнца по центральной оси представлен источник воды жизни - символ христианской веры. Алтарь со стоящим на нем Агнцем окружают коленопреклоненные ангелы. Со всех сторон к нему приближаются христианские праведники и праведницы.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -568-
ТЕМА 24. ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ XV-XVI ВВ. Лекция 83. Искусство живописи в Нидерландах XV-XVI вв.
Справа от алтаря изображены обращенные к Агнцу апостолы во главе с Павлом и Варнавой и служители церкви: папы, кардиналы, епископы и аббаты. Среди мужей, стремящихся к Агнцу, явлены Святой Стефан с камнями в руках, которыми он был побит, и Святой Ливин – патрон города Гента, показанный с мученически вырванным языком. Слева от алтаря изображены в движении к Агнцу герои Ветхого Завета, а также язычники, прощенные церковью. Здесь представлены пророки с книгами в руках, философы и мудрецы. Тут же явлен античный поэт Вергилий и поэт Ренессанса Данте. За алтарем изображено шествие к Агнцу Божию Святых мучеников (слева) и Святых мучениц (справа) с пальмовыми ветвями, символами страданий во славу христианства. У самого горизонта представлен небесный Иерусалим. Выше Агнца, символизирующего Бога-Сына, в лучах солнца изображен голубь – символ Бога-Святого Духа, а непосредственно над ним Бог-Отец, восседающий на троне в пространстве верхнего яруса алтаря. Вместе эти три элемента живописного представления образуют Троицу. Четвертый этап изобразительного искусства Нидерландов эпохи Ренессанса репрезентируют живописные произведения художника Рогира ван дер Вейдена, ученика Робера Кампена. Представление искренности чувств человеческих, чистоты души людской, праведной совести. Произведение «Снятие с креста», которое входило в состав не сохранившегося до наших дней большого алтаря, созданного мастером в 1437-1438 гг. Герои произведения выражают истинное в своей искренности сочувствие произошедшей трагедии, со всей откровенностью являющее его кристальную чистоту. Искренность чувств человеческих – условие возможности очистить душу от скверны. Пятый этап искусства «энтузиазного» Возрождения в Нидерландах представляет Хуго ван дер Гус. Художник, достигший при жизни общеевропейской славы и почета. Визуализация глубин душевной сущности человека. Около 1478 г. художник ушел в августинский монастырь, неподалеку от Брюсселя, и провел там последние годы своей жизни, периодически, в периоды просветления разума, выполняя портретные заказы. Произведение «Смерть Марии» создано мастером в первой половине 1470-х гг. Художественное пространство произведения представляет лежащее на смертном одре тело Богоматери, вокруг которого теснятся апостолы. Непосредственно над головой скончавшейся Мадонны изображена излучающая свет сфера, внутри которой явлен парящий Иисус Христос, окруженный ангелами. По традиции, идущей от Рогира ван дер Вейдена, основное внимание картины сосредоточено на фигурах апостолов, особенно на их лицах и руках. Каждый из двенадцати учеников Христовых отмечен своеобразием характера, возраста, темперамента, настроения. Однако на всех лицах лежит общая печать внезапного помутнения рассудка. Особенности композиции
Всеобщая история искусства. Курс лекций -569-
ТЕМА 24. ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ XV-XVI ВВ. Лекция 83. Искусство живописи в Нидерландах XV-XVI вв.
картины в форме двух окружностей. Потухшая лампа как символ смерти Марии. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 309 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|