ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Готическое искусство Франции
07.04.2014, 14:51
Во Франции скульптура преимущественно была сосредоточена на фасадах, концентрируясь в зоне, близкой к зрителю – в оформлении перспективных порталов.  -516- ТЕМА 18. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ Лекция 77. Готическое изобразительное искусство Готические архитектурные элементы вводятся в скульптурные композиции. На откосах перспективных порталов фигуры святых часто завершаются храмообразными балдахинами, оформленными стрельчатыми арками, образующими стрельчатые готические пламенеющие нимбы вокруг голов фигур персонажей Священной Истории. Феномен статуи-колонны характеризует готический синтез скульптуры и архитектуры. Статуя-колонна имеет готическое завершие-«капитель» для человеческой фигуры-колонны, а также собственно колоннообразное основание. Фигуры святых, расположенные в зоне перспективного портала, становились одушевленной основой готической архитектурной конструкции. Колонна-опора приобретает человеческое анимационное наполнение, и догмат о том, что святые – столпы здания церкви – становилась визуальным понятием, возвещающим каждому входящему. Свое происхождение статуяколонна ведет от изображения столпников, появлению которых предшествовал сам феномен столпничества в раннехристианской культуре. Столпник физически отрывался от земли, поднимался над земным миром, отторгая тем самым от себя все искушения плоти и земного существования в целом. В своем возвышении столпник поднимался к высотам своего исключительно душевного бытия. Эпоха готики реконструировала в художественной культуре идею столпничества в виде статуй-колонн. Готические статуи-колонны не выполняют несущей функции, но выступают в качестве векторов-указателей противоположного движения – снизу вверх. Кариатиды и атланты искусства античности – модель человеческой сущности как проводника изливающейся божественной энергии. Готические статуи святых на колоннах перспективных порталов – это модель человеческой сущности, устремляющейся вглубь и ввысь для преодоления силы земного (плотского, греховного, смертного) притяжения и выхода к обесконечиванию собственной природы. В ранний период развития готической пластики архитектурное значение столпа веры подчиняло себе человеческую телесную оболочку святых. Пропорции искажались, удлиняя фигуры персонажей, вытягивая их ввысь. Каждая фигура закреплена за столбом и не покидает архитектурный стержень-ось ни жестами, ни взглядами. Линии складок одежды – зрительное наполнение фигуры – подчинено движению ниспадания, что уподобляет складки каннелюрам колонн. В зрелый период развития готической скульптуры искажение человеческих форм становится менее очевидным. Постепенно изображение земной оболочки святых теряет конфликтность по отношению к духовному содержанию и преобладающим качеством становится гармония внешнего чувственного облика и внутреннего сверхчувственного наполнения. Фигура святого теряет недвижимость в своей связанности с колонной и обретает способность вступать в отношение с другими персонажами, изображенными на соседних колоннах. Так образуются скульптурные группы, связанные жестами, взглядами, линиями складок одежды и энергетикой диалога, в котором находятся персонажи.  -517- ТЕМА 18. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ Лекция 77. Готическое изобразительное искусство Для готической пластики важна идея духовного развития, роста, движения, которая строится следующими скульптурно-архитектурными средствами: фигуры святых находятся не просто в пространстве, приближенных верующему, но организуют верующего как входящего, ибо выстроены в процессии, дублирующей и идеализирующей вход в храм. Будучи расположенными по откосам перспективных порталов, глубина которых могла достигать пять с половиной метров, персонажи скульптур и скульптурных групп осуществляют идеальный вход в храм. Устремление вглубь храма получает антропоморфное наполнение. Настраивающая функция статуй заключается в организации верующего идущим не только вперед и вглубь, но и вверх. Ритм расположения статуй-колонн – это ритм шагов входящего. Своим расположением они знаменуют каждый новый шаг приближения к обретению Небесного Иерусалима на земле. Статуи не только организуют вечную процессию, в которую может включиться либо не включиться реальный зритель, но и выполняют функцию покровительствующего наблюдения за реальными входящими. Значение свидетелей великих событий священной истории выполняют и все фигуры, представленные на архивольтах перспективных порталов. Как правило, индексное значение каждого из бесчисленного множества изображенных персонажей на архивольтах, важнейшей составляющей имеет дар прозрения, провидения священной сути всякого события божественного присутствия, умение быть вестниками Бога, свидетелями величия Его. Это – пророки, отцы церкви, ветхозаветные предки земного воплощения Христа и ангелы. Фигура на столбе, разделяющем створки двери, выполняет функцию встречи идущего, дающего наставление и проповедь, связанную с обретением оси, внутреннего стержня в своем движении. Эта фигура знаменуют цель устремления движения обеих сторон перспективного портала. Немая проповедь данного персонажа (чаще всего, здесь находится изображение Иисуса Христа) связана с идеей Двери как Врат в царство вечности. Тенденция перехода от рельефа к круглой скульптуре через фазы от барельефа к горельефу характеризует как переход от романики к готике, так и внутреннее развитие готической пластики. Готическая скульптура не предполагает обхода. Это качество скульптурных изображений имеет сакральное значение. Заманивая совершить обход, скульптуры порталов своей действительной обратной стороной имеют собор, они единосущны с собором и причастны ему. И эта принадлежность, неотделимость от тела собора означает причастность изображенных персонажей миру горнего Иерусалима на земле. И в этом уникальное качество храмового пространства – оно являет своих вечных обитателей, заманивает жизненным качеством той бесконечности, которой они принадлежат, и одновременно указывает на ту неразрывную связь с миром горним, в котором при-сутствуют представленные персонажи. В эпоху зрелой готики в скульптуре актуализируется традиция античного искусства, что становится основанием моделирования святых как зримые воплощения высшей духовности. Взаимодействие готического  -518- ТЕМА 18. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ Лекция 77. Готическое изобразительное искусство изобразительного искусства пластики и архитектуры проявляется во взаимооборачивании двух тенденций мироотношения в едином соборе. Имманация движения всех архитектурных сил собора находит свой ответный отклик в виде эманации божественной энергии, воплощающейся в гармонично прекрасных статуях святых. В тематике готического искусства, помимо сохранения традиционной значимости темы «Страшного Суда», обращает на себя внимание приоритет сюжетов, связанных с Богородицей и персонажами, относящимися к земной и небесной жизни Девы Марии. Наиболее популярными были темы «Встреча Марии и Елизаветы», «Успение Богоматери», «Вознесение Марии» и небесное «Коронование Марии». Если в эпоху романского стиля тема отношения человеческого и Абсолютного начал решалась в аспекте изображения вещающей вечности, устанавливающей и диктующей свой незыблемый закон, подчиняющий себе все человечество, то в эпоху готики в решении данной темы отправной точкой становится человеческое начало, устремляющееся к вечности, поднимающееся ввысь. Мадонна есть репрезентант человеческого начала, способного породить божественное и прикоснуться к божественному, обрести вечную жизнь, поправ смерть.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 217 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП