Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Специфика ведущего типа культовой постройки романского стиля
| 07.04.2014, 14:33 |
В «романское» время ведущим типом культовой постройки становится монастырская церковь. Монастыри и монашество играли особую роль в культуре и политике средневековья. Около 932 г. аббат Одон получил разрешение римского папы на проведение «клюнийской» реформы по введению монастырского бенедиктинского устава на всей территории Европы, систематизацию существующих и создание новых монастырей с подчинением единому монастырскому центру в западноевропейском городе Клюни на территории Бургундии. Данный факт стал предпосылкой к
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-472-
ТЕМА 18. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ Лекция 67. Романский стиль в архитектуре X-XII вв.
унификации принципов организации культового пространства и появлению единого стиля в средневековом европейском искусстве. Также на формирование единой стилевой программы именно в X-XI вв. повлияло разделение христианской церкви на католичество и православие в 1054 г. Потребность в пестовании собственной религиозности в ее самостоятельности и истинности оказалась и на востоке, и на западе катализатором возникновения особенных, отличных моделей визуализации православного и католического мироотношения. Так, католическая картина мира для своего утверждения призвала к жизни романскую храмовую систему. Христианство в странах Западной Европы отличается от христианства Востока своей направленностью. Если в Византии в центре внимания был совершенный мир духовно прекрасных эталонных святых, то на Западе в центре внимания оказалось греховное несовершенство человека и путь его преодоления. Образцом выступил святой мученик, мощи которого являлись объектом притяжения и поклонения паломников и прихожан. Святоймученик задавал идеал мученического отвержения голоса плоти и обращения земной жизни на путь жертвования. Дух и тело в такой концепции есть непримиримые полярности. Поэтому путь к достижению идеала мыслится как мучительный и драматический. Отсюда и прохождение по кораблю романского храма – это путь страдания и искупления. Большим влиянием в Европе в XI-XII вв. пользовался орден цистерцианцев, образованный в результате разделения бенедиктинского ордена. Монахами-цистерцианцами исповедуются принципы аскетизма, физического труда, уединения, удаления от мира. Монастырь строился как крепость, которая обороняла и охраняла, защищала себя от мира внешнего и враждебного прежде всего своей греховностью. Главной заботой монахов была молитва, очищающая и спасающая все грешное человечество. Монастырь был и цементирующим звеном для всего европейского общества, монашеский образ жизни служил примером для духовных и светских общин. Основа культового сооружения сохраняет базиликальность в романское время. Но план базилики, по сравнению с раннехристианским временем, удлиняется на восток за пределы трансепта и получает форму латинского креста. План романской базилики – латинский крест – есть символ трудного и тернистого крестного пути движения верующего католика от града земного к граду небесному. Над средокрестием помещалась башня-колокольня-фонарь. Тем самым фиксируется узловая точка пересечения перекладин креста, лежащего в основе конструкции церкви. Встречное движение востока и запада, севера и юга, небес и земли осеняется, освещается и освящается в пространстве башни средокрестия. Восточная часть латинского креста заканчивается апсидой; между трансептом и апсидой размещается трехнефный хор. Боковые нефы хора, соединяясь, образуют коридор, обходящий полукружие центральной апсиды.
-473-
ТЕМА 18. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ Лекция 67. Романский стиль в архитектуре X-XII вв.
Строительство крипт продолжает быть обязательным и в романское время. Крипта располагается под хором. Популярность реликвий и святых мощей, увеличение числа реликвий и погребений в церквах, необходимость сделать их доступными для обозрения паломниками и прихожанами привело к появлению плана крипты с радиально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода, что в свою очередь повлияло на план всей восточной части храма. Апсидная часть преобразовалась в венец капелл. Западная часть монастырской церкви фланкировалась башнями. Романские церкви имеют вид оборонительного сооружения. Романская церковь есть крепость – в значении крепости духа. Особое значение в этой крепости духа имеет вход – врата в вечный духовный мир, для грешников оборачивающийся адом, для праведников – раем. Вход, на иконическом уровне обозначенный порталом с тимпаном, в котором находится изображение Страшного Суда, фиксирует границу перехода из мира грешного Вавилона в царство небесного Иерусалима, здесь совершается символическое «взятие крепости», преодоление порога, преступая который, верующий совершает в символическом значении важный шаг на пути приближения к очищению своей сущности, просветлению, приближения к истине. Ведущим началом в облике церкви стала стена, ее масса и поверхность. Стена в церквах была подчеркнута строгими архитектоническими членениями или кладкой из различных сортов камня, образуя четкую грань между внутренним и внешним пространством. Эта плотная грань символически представляла отгороженность и защиту от мира грешного Вавилона, неприкосновенность царства Божьего на земле, репрезентированного монастырской церковью. Основным строительным материалом был местный тесанный камень, служивший символом той каменности, крепости, нерушимости, которая требовалась от верующего в вопросах веры. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 217 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|