Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Анализ произведений-репрезентантов искусства VIII-IX вв.
| 07.04.2014, 14:25 |
Произведения-репрезентанты западноевропейского искусства VIII-IX
Архитектура. Дворцовая капелла в Аахене (805 г.); триумфальные врата в Лорше (800 г.); базилика Санта Прасседе в Риме (IX в.); церковь монастыря в Фульде (744-819 гг.); церковь монастыря Корвей (873-885 гг.); церковь монастыря Сен Рикье («Центула») (ок. 790 г.). Малая пластика: скульптура «Карл Великий», скульптура «Святая Вера». Дворцовая капелла Карла Великого в Аахене. Еще при Пипине Коротком был заложен имперский «пфальц» в Аахене - т.е. укрепленная резиденция правителя области. Подобные сооружения возводились по всей территории государства франков, иное их название - бурги. Обязательными элементами были крепостные стены, башня, капелла, жилой объем – палас, хозяйственные строения, в центре оставалось незастроенным пространство. Такая планировка бургов стала прототипом средневековых замков. В 769-780 гг. Карл Великий предпринял реконструкцию пфальца. В пфальце было два главных центра: дворцовый и церковный, по западной стене парадного (северного) двора соединялись двухъярусным переходом от тронного зала к дворцовой капелле. Во внешний, южный двор, выходили здания, связанные с административным управлением. Основные постройки пфальца были сооружены в бутобетонной технике, с облицовкой тесаным камнем, а для внутренней отделки из Рима и Равенны привозили античные колонны и ценные породы мрамора. Важнейшим элементом дворцового центра был тронный зал, который по германской традиции был снабжен апсидой с каждой из продольных сторон. Карл также добавил третью, «тронную» апсиду – в западном конце. Зал был разделен на 5 поперечных «нефов», расположенных анфиладой. Перекрытие было стропильным. В ансамбль каждого пфальца обязательно входила дворцовая капелла. В 796 г. Карл Великий начал постройку престижной дворцовой капеллы. К строительству были привлечены мастера со всей империи – «из всех областей по эту сторону моря» (Летопись). Руководил строительством франкский зодчий Одо (Эйда) из Метца. Облицовка здания была закончена в 798 г. перед коронацией императора В 805 г. капелла была освящена папой Львом III в честь Спасителя и Божьей Матери. При освящении капелла получила ранг кафедрального собора.
-468-
ТЕМА 17. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Лекция 66. Изобразительное искусство Западной Европы VIII-IX вв.
Центрическое в плане здание, входит в состав 4-х взаимосвязанных архитектурных комплексов в южной части императорского дворца. Она служит вторым, южным центром пфальца, уравновешивающим противолежащий дворцовый. Капелла соединялась с залом правосудия при помощи длинного крыла. В середине этого крыла находился проход к Королевскому залу – тронному залу Карла Великого. Здание было многофункционально: церковь являлась не только дворцовой капеллой, но также и личной усыпальницей императора, а также местом содержания его коллекции реликвий. Кроме того – трибуной, с которой он в особо торжественных случаях обращался к собравшимся. Для этих целей был построен двор, который с запада примыкал к капелле. Основное пространство капеллы представляет собой правильный восьмиугольник – октагон. Вокруг него расположен 16-гранный деамбулаторий с галереями. Капелла увенчана куполообразным сомкнутым сводом из 8 секций на барабане; пролет свода 14,5 м. Капелла кажется очень высокой, так купольное перекрытие располагается на высоте 31,7 м. 8 массивных столбов с углами, образующими вершины октагона, очерчивают периметр центральной области. По пропорциям проемы галерей более покаты и высоки, чем аркады. В каждом проеме находятся два яруса арок, которые лежат друг над другом. Колонны – в коринфском ордере. Эти колонны носят чисто декоративный характер: в 1794 г. они были вывезены французами в Париж, в 1843 их вернули (за исключением 7-ми), но на прочности здания это не сказалось. Античные колонны из пелопонесского мрамора были доставлены в Ахен из Равенны. Более того, считается, что прототипом дворцовой капеллы в Ахене послужила церковь Сан Витале в Равенне. Сан Витале - это тоже октагон с тремя ярусами, но его окружает 8-угольный деамбулаторий. Также в Сан Витале столбы тоньше и не кажутся частью стен. Также считается, что важным образцом для капеллы в Ахене является церковь Сергия и Вакха в Константинополе, построенная в правление Юстиниана в последней трети VI в., она имеет 8-угольное центрическое помещение, заключенное в квадрат. Получается что в плане капеллы квадрат, символ земного, соединяется с кругом, символом божественного, и полученный 8-угольник, с точки зрения символики, обозначает вечность. Карл Великий ориентируется на традиции архитектуры времени Юстиниана Великого. Эта архитектура была призвана символизировать роль короля – защитника подданных и посредника между светским и духовным мирами. Монументальная входная часть с нартексом фланкирована двумя цилиндрическими лестничными башнями. Благодаря этой башенной конструкции, выступающей над фасадом, архитектурный акцент был поставлен на западной галерее перед троном императора. Подобная конструкция была нововведением, возникшим в эпоху Каролингов.
-469-
ТЕМА 17. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Лекция 66. Изобразительное искусство Западной Европы VIII-IX вв.
Над порталом в сторону атрия открывалась лоджия, которая напоминала лоджию дворца экзархов в Равенне. Изнутри лоджии соответствовало сообщающееся с ней тронное помещение, которое было расположено на втором, главном уровне интерьера, напротив алтаря. Над тронным помещением находилась часовня, где хранились реликвии. Продолжением тронного помещения служила галерея, обходившая на верхнем уровне внутренний периметр капеллы и открывавшееся во внутреннее пространство двухъярусными проемами арок октагона. Капелла выложена из тяжелого известняка и своей строительной техникой больше напоминает сооружения императорского Рима, чем Равенны. Здание лишено той легкости, какая была присуща равеннским постройкам. Важнейшие бенедиктинские монастыри империи: аббатство Сен-Дени и монастырь в Фульде (основан в 744 г.). Первоначальная церковь, законченная в 751 г., в 817-819 гг. была заменена новой, в силу недостаточной вместительности, по размерам приближавшейся к базилике Св. Петра в Риме. Как и базилика Св. Петра церковь ориентирована на запад, имеет гигантский трансепт, даже превышающий длину нефа (77 и 65 м). Расположенный в западном конце здания он был снабжен широкой полукруглой в плане апсидой – единственной. Колонны центрального нефа держат горизонтальный архитрав, что воспроизводит пространственный эффект римских базилик. Демонстративное обращение к раннехристианскому Т-образному плану свидетельствует о реакции на недавнее господство восточного типа базилик. Господствующим же видом строения в те времена была трехнефная базилика с возвышающимся центральным нефом, трансептом, травеей перед хором и полукруглой апсидой. Описанному выше плану церкви не всегда точно следуют: ширина боковых нефов меньше половины ширины центрального, трансепт еще не является той пропорциональной структурой, которая пересекает неф под прямым углом. Средокрестие еще недостаточно развито: поперечные крылья трансепта были значительно ниже по сравнению с главным нефом. В трансепты можно было попасть из средокрестия через маленькие проемы, то есть они были отделены маленькими полустенами. Например, базилика в Штайнбахе возле Михельштадта в Оденвальде (827 г., построена биографом Карла Великого Эйнгардом); базилика в Зелигенштадте- на- Майне (тот же заказчик). Церковь в Штайнбахе имеет Т-образный план. Она имела длинный трансепт, который отделялся от нефа большой полуциркульной аркой, но в этой церкви еще не было настоящего соединения нефа с трансептом. Ко времени Каролингов относится строительство больших монастырских комплексов. Об их устройстве во многом позволяет судить план, хранящийся в монастыре Санкт-Галлен (самый древний архитектурный
-470-
ТЕМА 17. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Лекция 66. Изобразительное искусство Западной Европы VIII-IX вв.
план Средневековья.) Распределение построек согласуется с монастырским образом жизни, регламентированной уставом святого Бенедикта. Центром является монастырская церковь, к ней примыкает здание капитула, трапезная и дормиторий. Вокруг центральной зоны группировались хозяйственные постройки, жилые помещения послушников, странноприимный дом, конюшни и хлева, кладовые, больница, огород. Хозяйственные помещения играли жизненно важную роль в существовании монастыря. Они гарантировали его независимость и автономность, превращая в своего рода маленькое государство. Планировка ансамбля очень четка. В плане церкви за основу измерения взят квадрат – этот принцип будет широко использоваться в последующие века. Главный неф в плане церкви монастыря Санкт-Галлен образован рядом квадратов, а боковые нефы составляют половину ширины центрального. Каждый квадрат пролета главного нефа равен двум квадратам боковых пролетов. За единицу измерения в храме взят квадрат средокрестия. Квадратная система почти не использовалась в каролингский период, но она является одним из важнейших принципов церковной архитектуры последующих веков. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 318 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|