Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Искусство Галлии времени правления династии
| 07.04.2014, 14:21 |
Христианская религия стала средством объединения Европы, состоящей из множества мелких государств. В период с IV по VI вв. произошел ряд событий, определивших впоследствии развитие христианского искусства на протяжении многих веков. Во-первых, сформировалась концепция Аврелия Августина (354-430) «О двух градах», основанная на антиномии грешного профанного мира Вавилона идеальному сообществу божественного «небесного града» Иерусалима. Эта теория стала определяющей для идеологии храмостроения. Во-вторых, Бенедиктом Нурсийским (480-547) был организован бенедиктинский орден монашеского объединения. Политика этого ордена определила монашеский уклад в Западной Европе в течение нескольких веков. Эти события актуализировались в VIII-IX вв. Важнейшим центром формирования средневековой культуры VI-VIII вв. стала Галлия. Первый этап объединения Галлии под эгидой христианства произошел в эпоху правления династии Меровингов. Христианство в Галлии до конца VIII в. существовало в форме галликанства, соединявшего в себе восточное мифотворчество, кельтские сказания, языческие традиции. Галлия являлась областью пересечения множества торговых и паломнических путей, что делало ее местом сосредоточения обилия святых реликвий. Данные традиции определили, в частности, широкое распространение культа мощей, оказавшего влияние на развитие архитектуры этого периода. Одним из распространенных видов культовых построек времени правления династии Меровингов были крипты. При строительстве крипт мастера применяли технику возведения каменных сводов. Помимо крипт, в эпоху Меровингов возводили также базилики. Особенностями ранних галльских базилик V-VI вв. было использование деревянного плоского перекрытия (даже в каменных сооружениях); наличие башни или купола над пространством, предшествующим апсиде. Наиболее популярным типом центрических культовых построек в связи с общим процессом христианизации населения Западной Европы были баптистерии. Баптистерии возводили согласно ведущей византийской традиции (круглые, восьмигранные), а также оригинальные прямоугольные в плане. Строители времени Меровингов не только применяли фрагменты и детали античных построек, но и до VIII в. специально создавали капители и другие детали из местного мрамора по античным образцам. Особенностью культовых сооружений эпохи Меровингов является богатая декорация экстерьеров: яркий цвет оштукатуренных рельефных стен, вмонтирование в облицовку керамических дисков, введение декоративных мотивов, выполненных в красной керамике, украшение смальтой, декорирование
-464-
ТЕМА 17. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Лекция 65. Изобразительное искусство Западной Европы IV-VII вв.
фронтонами, пилястрами, наличниками и арками. Данная особенность, явившаяся следствием влияния германских традиций, оказала существенное влияние на сохранение на территории Галлии традиций пластической обработки фасадов в последующие века. Эпоха Меровингов составила традицию и витражного искусства готического времени: проемы меровингских церквей занавешивались разноцветными тканями, через которые свет поступал в храм; данные ткани служат прообразом витражей. При спаде развития архитектуры с VII столетия важнейшим видом меровингского искусства стала книжная миниатюра. Манускрипты той поры – это в основном литургические книги и сочинения отцов церкви. В миниатюрах преимущественно используются символические, а не иконические знаки. Яркая цветовая гамма с преобладанием красных, зеленых, желтых и синих тонов указывает на связь меровингской миниатюры с цветными эмалями и узорчатыми тканями. В целом, в эпоху Меровингов определяющим направлением развития культуры была актуализация традиций античности, Византии, языческой культуры; новое качество художественной культуры христианского мира еще не оформилось. Произведения-репрезентанты западноевропейского искусства V-VII вв.: Эпоха Меровингов. Архитектура: баптистерий в Венаске (VI-VII вв.); баптистерий Сен Жан в Пуатье (VII в.); базилика Сен Мартен в Туре (V в.); крипта Сан Лоренцо в Гренобле; базилика Сен Пьер во Вьенне (V в.). Книжная миниатюра: «Евангелие Августина Кентерберийского» (к. VI в.); «Евангелие из Дарроу» (вторая половина VII в.); «Евангелие из Эхтернаха» (к. VII в.). «Евангелие из Келлса» (конец VIII в.). «Золотой кентерберийский кодекс» (VIII в.); «Геллонский Сакраментарий». Баптистерий в Венаске (VI-VII вв.) – иной тип баптистериев. Имеет прямоугольный план с крестообразно расположенными полукруглыми апсидами (с каждой стороны – 4), которые внутри украшены арками; плотно приставленные к стене, они воспринимаются как декоративный мотив. Баптистерий Сен Жан в Пуатье (VII в.). Пуатье был одним из важнейших центров Галлии в конце периода Меровингов. Баптистерий отличается четкостью геометрических объемов, высоким качеством кладки. Здание имеет многогранную апсиду, которая внутри имеет полукруглую форму, и приподнята над общим уровнем пола. Само здание состоит из двух помещений, по площади примерно равных: притвора и собственно крещальни, боковые стены которой расчленены прямоугольными нишами. Данное сооружение богато декорировано, и это его главная особенность: снаружи каждая сторона имеет треугольный фронтон, декор из пилястр, треугольных наличников и арок, между которыми были заключены декоративные мотивы, выполненные в красной керамике: представляют собой вмонтированные в облицовку керамические диски. Одним из самых важных сооружений была базилика Сен Мартен в Туре, построенная в V в., около 470 г. В дальнейшем сооружение было
-465-
ТЕМА 17. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО Лекция 65. Изобразительное искусство Западной Европы IV-VII вв.
перестроено. В плане представляет собой 3-нефную базилику с трансептом. В здании присутствует ряд особенностей, которые будут затем типичными для архитектуры средневековой Франции. Здание имело 2 башни, расположенные по продольной оси в западном конце и над серединой трансепта. Таким образом, силуэт здания приобретал вертикальную направленность, что было совершенно чуждо горизонтальным и замкнутым в себе базиликам раннехристианского Рима. Эти особенности во многом были обусловлены функциями обороны церкви, а также нуждой в дополнительном источнике освещения, что было достаточно естественно для северных мест. В качестве композиционного приема зодчие германских племен применяли сочетания объемов различной высоты. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 278 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|