ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Храмы периода высокой классики
06.04.2014, 20:07
Храмы периода высокой классики а) комплекс памятников Афинского акрополя Скала Афинского Арополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а с четвертой, южной стороны, примыкает к морю. Это массив сиреневато-серого известняка с крутыми извилистыми склонами, делающими доступ возможным только с западной стороны. Вершина массива Акрополя срезана образует вытянутую с запада на восток площадку примерно 300*130 м. Над уровнем моря она поднята на высоту 156,2 м. (наиболее высокая точка), а над прилегающей котловиной и самим раскинувшимся у подножья городом - на 70-80 м, причем Акрополь не самая высокая точка в Афинах, но самая удобная (самая высокая точка – гора Ликабет). Акрополь - самой природой укрепленное место, расположенное в 6 км от удобной бухты Пирея. Уже в древности он был крепостью, где можно было скрыться от неприятеля, пока тот проходил 6 км по суше от моря.  -316- ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.) В VI в. до н.э. Акрополь был обустроен. В центре был воздвигнут храм Афины и Посейдона (Гекатомпедон – «стофутовый»). Не случайно на фронтоне Парфенона мы увидим состязание Афины и Посейдона. Он был сооружен ок. 570 г. до н.э. и предположительно имел две целлы, два портика и гладкие боковые стены, которые затем были обстроены дорической колоннадой. Частично он обнаружен, несколько сдвинут относительно Парфенона, для постройки которого была сделана дополнительная насыпь. В VI веке до н.э. на Акрополе сооружаются Пропилеи, алтарь Ники, святилище Артемиды Бравронии и возникает святилище на месте нынешнего Эрехтейона. На рубеже VI-V вв. до н.э. был начат храм Афины Девы (Парфенон) к югу от Гекатомпедона, для чего искусственно расширили площадку, укрепив ее подпорной стеной. В 480-479 гг. до н.э., когда персы захватили Афины, были уничтожены все постройки на Акрополе. В середине V в. до н.э. Акрополь начинает отстраиваться заново: возводятся Парфенон (сначала так называлось определенное место, впоследствии так назовется сам храм Афины Девы), Пропилеи, возводится статуя Афины Промахос, или Афины Воительницы, храм Ники Аптерос, Эрехтейон. Интересны свидетельства Плутарха о том, что ансамбль Акрополя застраивался во времена Перикла по единому плану на принципах свободной гармонии, уравновешивающего сочетания разновеликих и разных по форме зданий. б) Пропилеи Афинского Акрополя (437-432 гг. до н.э., архитектор Мнесикл) Афинские Пропилеи - это наиболее богатый и развитый пример монументальных входов, которые с давних пор сооружались в святилищах Греции. Каждое эллинское святилище обносилось оградой, в которой сооружался проем в виде сквозных портиков в антах, обращенных внутрь святилища и наружу. Наружный и внутренний фасады Пропилеев представляют собой величественные шестиколонные дорические портики простильного типа. Центральная часть Пропилеев сопровождается крыльями. Вместо одного входа в Пропилеях устроено 5 проемов, средний из которых значительно расширен по отношению к боковым; он был рассчитан на всадников верхом и жертвенных животных, которых приводили на Акрополь во время празднеств. В связи с этим в центральном проеме были устроены пандусы, в то время как боковые проемы снабжены лестницами. Западный портик Пропилеев, обращенный в город, глубже и сложнее по композиции, чем восточный. Он сооружен на субструкциях (от лат. – «основание», дополнительные архитектурные конструкции, поддерживающие снизу ту или иную часть архитектурного сооружения) и стоит на верхней площадке четырехступенчатой лестницы. Восточный портик поставлен на уровне западного края площадки Акрополя. Разница в уровне пола между портиками составляет 1,43 м, поэтому внутри Пропилеев в боковых проходах устроены пять крупных  -317- ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.) ступеней (0,27-0,32 м), а в центральном нефе - пандус. Ступени Пропилеев сделаны специально высокими, чтобы человек, поднимаясь по ним, преодолевая их высоту, поднимался в духе своем, преодолевал себя. Стилобат в обоих портиках горизонтален. Антаблемент в обоих случаях имеет курватуру, составляющую по центру 4 см. Энтазис колонн доходит до 17 мм. Из-за разности в уровне портиков отмечается разность в уровнях других элементов ордера: антаблементов, кровли, фронтонов и потолков. Пропилеи выстроены полностью из белого пентелийского мрамора, отличаются повышенной тщательностью строительных работ и тонкостью выполнения деталей. Крыша Пропилеев покрыта мраморной черепицей. В противоположность сдержанному наружному облику Пропилеев, их внутренняя архитектура носила праздничный, нарядный характер. Шесть стройных (отношение высоты к диаметру 1:10) ионических колонн поддерживали мраморный кессонированный потолок. Потолок был окрашен в синий цвет, на котором нарисованы золотые звезды. Базы колонн имели легкую коническую форму и состояли из двух больших валов, разделенных выкружкой и полочками. Капители ионических колонн проработаны удивительнейшим образом, они не имеют себе равных по совершенству линий. Спирали волют, очерченные двухойным валиком, заканчивались выпуклым глазком, лежащим несколько ниже верхней линии эхина и соответствовали пропорциям “золотого сечения”. Упругая подушка, с боковых сторон связанная тройным поясом с каннелюрами, обращена лицевой стороной к проходу. Пропилеи – один из первых и наиболее ярких примеров совмещения двух ордерных систем (дорической и ионической) в одной постройке. Такому синтезу способствовала сама идея Акрополя, строящегося в период правления Перикла как общеэллинское святилище, и идея создания всеэллинского архитектурного стиля, совмещающего в себя все, что было достигнуто в области дорики и ионики. Центральная часть Пропилеев сопровождается двумя архитектурными крыльями, обращенными к главной оси здания небольшими трехколонными портиками. Скромные размеры крыльев были призваны подчеркнуть значимость и монументальность главного входа. Северное крыло Пропилеев более развитое, там находилась пинакотека (от «pinax» - «доска», «картина» и «th йke» - «хранилище», помещение для хранения живописных произведений - приношений богам). Считается, что южное крыло было не завершено. Оба крыла Пропилеев представляют собой храмы в антах. в) Парфенон Афинского Акрополя (447-432 гг. до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат, руководитель работ и скульптор Фидий) Парфенон - самый крупный дорический периптер в греческой метрополии. По стилобату размеры храма - 30,86*69,51 м. Внешняя колоннада - 8*17 дорических колонн. Оба торца завершены шестиколонными простильными портиками.  -318- ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.) Строительство Парфенона начато в 447 г. до н.э. При праздновании Панафиней в 438 г. до н.э. состоялось освящение храма. Скульптурные работы продолжались до 432 г. до н.э. Здание храма полностью выполнено из мрамора с подцветкой и частичным золочением. Мрамор, из которого был сделан Парфенон, допускал высокую точность и тонкость проработки деталей, полировку поверхности. Для строительства использовался мрамор различного оттенка, с большими включениями металла. Храм в плане состоит из двух помещений, разделенных глухой стеной: обширная целла с культовой статуей и самостоятельное западное помещение, которое служило сокровищницей и носило название «Парфенон» «помещение для девушек», которые ткали пеплос (покрывало) для богини. Затем это название распространилось на весь храм. Главное помещение Парфенона с тремя нефами имело продольные двухъярусные колоннады, соединенные вдоль задней стены целлы с третьей, поперечной колоннадой, образуя вокруг культовой статуи п-образный в плане обход. Ширина центрального пространства целлы составляла 19 м, пролет между колоннадами – около 10 м. Здесь находилась статуя Афины из золота и слоновой кости, стоящей в полный рост. Статуя Афины Парфенос (Девы) достигала 12 м в высоту. Колонны птерона Парфенона, равные по высоте колоннам храма Зевса в Олимпии (10,43 м), обладали значительно более легкими пропорциями: их высота равна 5,48 нижних диаметров. Энтазис колонн невелик (до 17 мм) По верху внешних стен целлы проходил метровой высоты фриз-зоофор (160 м в длину) с изображением торжественной панафинейской процессии. На фризе представлено 365 антропоморфных фигур, множество животных (жертвенные быки, кони). Высота рельефа фриза-зоофора в верхней части – 6 см., в нижней – 4 см. В рельефе местами представлено до 4 слоев фигур и изображений. Неизвестно было ли перекрытие центральной части. Не исключено наличие здесь большого светового отверстия над статуей богини. Перекрытие западного помещения храма поддерживалось четырьмя ионическими колоннами, делившими помещение на два нефа. Здесь хранилась казна Морского союза и здесь же девочки возрастом от 11 до 13 лет ткали пеплос для деревянной статуи Афины Парфенос, которая находилась в Эрехтейоне. Помимо статуи Афины, а также мраморного фриза-зоофора, Парфенон был украшен множеством фигурных метоп и пятьюдесятью статуями фронтонов. В тимпане западного фронтона представлена сцена борьбы Афины и Посейдона за право владеть Акрополем. На восточном фронтоне был изображен акт рождения Афины из головы Зевса. Понимание сущности Парфенона невозможно без понимания сути Панафинейских празднеств. ПАНАФИНЕИ (Panathйnaia), древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно в месяце гекатомбеоне (конец июля — начало августа). Панафинеи восходят к  -319- ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.) доисторическому времени. Первоначально – это местный афинский праздник. При легендарном царе Тесее (по античной традиции приблизительно XIII в. до н. э.) Панафинеи стали общеаттическим (panathйnaia — всеафинский) праздником. В программу Панафиней со времени Писистрата (VI в. до н. э.) входили главный обряд — шествие к акрополю и акт со-тарпезы с богами достойнейших членов полиса, жертвоприношение (гекатомба), надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины, а также состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания. Эти так называемые Великие Панафинеи происходили один раз в 4 года, в отличие от ежегодных Малых Панафиней, во время которых не совершалось главного обряда. Победители Панафиней награждались венками из веток «священной» оливы и амфорами с маслом. Панафинейское шествие начиналось ранним утром, поднималось на Акрополь, по Акрополю движение начиналось от Пропилеев по диагонали, через площадь, к Парфенону, вместе с жертвенными животными, всадниками, женщинами, несущими дары. В этом движении позволительно выделить три фазы: остановка процессии перед западным фасадом, проход процессии с севера и юга вдоль длинных фасадов Парфенона, слияние двух потоков шествующих в единое целое перед восточным фасадом, где совершалась гекатомба (жертвоприношение), и где люди становились сотрапезниками богов. Каждый из этапов шествия вокруг Парфенона имел свою цель, достижению которой способствовал весь облик храма в целом и каждая его деталь. ЗАПАДНЫЙ ФАСАД Парфенона акцентирует социоцентрическую составляющую эллинской религии. На метопах представлены сцены борьбы греков с амазонками, символически представляя противоборство эллинов с варварами, последние не могли быть допущены к торжественному шествию. Фриз-зоофор предлагает участникам шествия модель подготовки к торжественному мероприятию, настраивание на действие - люди, изображенные здесь готовят упряжь, колесницы и т.д. Здесь же за дверью западного помещения Парфенона находится казна Морского союза, добытая в боях – отвоеванные у персов (варваров) трофеи. На западном фронтоне представлен миф о том, как боги Афина и Посейдон спорили за обладание Акрополем. Обоим божествам приглянулось это место. Оба отправились с Олимпа на Акрополь и прибыли одновременно. Оба, посредством символов своего могущества, овладели этим местом: Афина, создав оливковое дерево (оливковое масло - символ Греции), Посейдон, выбив трезубцем в скале соляной источник. По краям фронтона представлены аллегорические фигуры двух афинских рек Кефиса и Иллиса. Аллегории рек акцентируют взгляды смотрящих: действие, представленное на фронтоне, происходит именно на Афинском Акрополе. Скульптор представил столкновение Афины и Посейдона на одинаковых правах. Посредством пересечения ног Афины и Посейдона ясно показано, что оба божества заявляют свои права (претензии) на одно и то же место. Афиняне, пришедшие на Акрополь в день Великих  -320- ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.) Панафиней понимали, насколько важно их городу покровительство не только Афины, но и Посейдона (покровитель Коринфа, морского города). Перемещение Посейдона на Афинский Акрополь означало, что Коринф становится в зависимость от Афин, которые могут побеждать теперь не только на суше, но и на море. Таким образом, цель западного фасада Парфенона – объединить всех эллинов политически (политика – «общее дело», каждый гражданин полиса занимался политикой), это под покровительством Афины, как символа государственной мудрости, и Посейдона. Далее шествие проходило вдоль северного и южного фасадов Парфенона, акцентирующих эгоцентрическое религиозное качество верующих. Если продолжить линии кровли Парфенона до земли, то получится, что каждый, проходящий в торжественном шествии вблизи Парфенона оказывался под его покровительством. Верующий, проходя мимо фасада храма, попадал в область пористой структуры, где здание одновременно “растекается” по холму и “сжимается”, как бы структурируется, кристаллизуется. На это впечатление работают и курватуры, которые в Парфеноне видны. Всевозможные искривления создают впечатления о храме как о живом организме, а не каком-то искусственно-правильном образовании. Парфенон как шедевр, в котором достигнуты эталонные размеры элементов, преобразует человека, прикасающегося к нему, организует его по своим меркам. В связи с этим не случайным является применение «героического» размера колонн птерона – 10,43 м. Человек, находящийся в зоне действия храма возрастает в духе своем, выстраивает свой микрокосм как микрокосм героя, преодолевшего трудности. Восходящее солнце движется по небосклону, освещая по очереди одни за другими каннелюры колонн птерона: одни каннелюры уходят в тень, другие - высвечиваются. Колонны начинают работать как шестерни, с одной стороны, «втягивая» человека в пространство храма, а с другой стороны, выталкивая наружу качество божественное. Божественная энергия, выходя наружу, распространяется вокруг. Осененный этой энергией человек возрастает в духе своем, становится героем, чему способствует и героический размер колонн, и высота ступеней стереобата (0,5 м). Именно в этом месте процессии происходит разрушение старого человеческого качества (“аритэ” по-гречески) и создание нового героического качества с помощью богов. Метопы Парфенона показывают борьбу греков с варварами и намекают на постоянную борьбу человека с самим собой. Фриз-зоофор предлагает эталон неторопливого, неспешного движения в панафинейской процессии, движения с достоинством, с пониманием сути происходящего. Таким образом, на этом этапе Панафинейского шествия происходит личностное становление участников, а не кристаллизация общественного качества, как это было перед западным фасадом. Парфенон как бы  -321- ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.) разъединяет человеческий коллектив, каждый пришедший остается один на один с богами для совершения молитвы, диалога с ними. Следующий этап движения - это слияние двух потоков шествующих у ВОСТОЧНОГО ФАСАДА ПАРФЕНОНА. До этого произошло разделение не только на два потока, но и внутри каждого потока тоже. Теперь нужно снова слить всех в единое целое. И Парфенон делает это, потому что слияние поддержано богами. Но одновременно человек, возросший в духе своем и способный стать героем, может потерять меру, начать претендовать на божеское (Леонардо да Винчи: «Для чего Бог создал человека? Для того, чтобы человек хоть иногда становился Богом.). Однако композиция восточного фасада Парфенона указывает, что меру шествующим в Панафинейской процессии нужно знать. Иначе наказание за гордыню последует обязательно. Поэтому на фасаде явлены намеки, останавливающие людей, не позволяющие вознестись в духе своем до уровня богов, смиряющие гордыню: боги на фризе-зоофоре встречают процессию людей сидя, а идущие люди представлены с гордо поднятыми головами, максимально выпрямившись, достигнув максимума своего личностного разворачивания. Стоящий человек вроде бы находится на уровне с головами богов, но человек стоит, а боги - сидят. У богов есть гигантская потенция они могут встать. На восточной части фриза-зоофора представлено подношение Афине пеплоса. Действие фриза-зоофора поддерживается скульптурной композицией фронтона, на которой явлено рождение Афины из головы Зевса. Изображение улетающей с фронтона богини Нюкс и влетающего на фронтон бога Гелиоса намекают на то, что действие происходит днем. Согласно представлениям греков, день есть жизнь, ночь есть смерть. Отсюда не случайно представлены боги, ибо это - жизнь. Вся человеческая процессия, которая пришла сюда видит эту жизнь в полном объеме, поскольку представлены здесь все двенадцать богов Олимпа. Они являются свидетелями рождения Афины. Именно здесь у восточного фасада Парфенона в присутствии всех богов и приносилась стоглавая огненная жертва, именно здесь люди, возросшие в духе своем, становясь сотрапезниками богов, вступали в отношение с Абсолютным началом. Таким образом, на западном фасаде храма представлен социцентрический, политический аспект эллинской религии, на северном и южном фасадах – эгоцентрическая, личностная составляющая, восточный фасад же являет космоцентрическую составляющую религии. Греки полагали, что космоцентрической составляющей можно достичь, только при слиянии социоцентрической и эгоцентрической составляющих. Эта система космоцентрическая, эгоцентрическая и социоцентрическая религиозные составляющие, была очень хорошо продумана Гипподамом - архитектором и философом, который строил Пирей - порт рядом с Афинами. Он разработал принцип, по которому каждый полис должен иметь общественную часть, личностную часть и священную часть. Эта система применяется в населенных пунктах мира и по сию пору.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 344 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП