Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Искусство периода Муромати
| 06.04.2014, 19:52 |
В период Муромати (1333—1575), когда к власти пришли сегуны из рода Асикага, расположившиеся в старой столице Киото, воздействие дзэнбуддизма на японскую духовную культуру сказалось не только в культивировании строгости и простоты жизни, но и в привнесении в нее нот изящества и поэзии, связанных с религиозно-философской идеей приобщения к вечной в своей изменчивости красоте природы. В зодчестве парадный стиль синдэн сменился более интимным стилем сёин с его поэтизированием утилитарности, непосредственной связи с природой. Из дворцовых комплексов исчезли парадная площадь перед фасадом главного здания, широкие рукава галерей; просторные залы сменились рядом небольших помещений. В комнатах появились ниши — токонома, предназначенные для свитка живописи и символического букета цветов — икэбана, в стены стали встраиваться книжные полки. Важным новшеством было введение раздвижных стен — сёдзи и скользящих перегородок — фусума, благодаря которым интерьер дома мог сужаться и расширяться, объединяться с пространством примыкающего сада. Особенности архитектуры XIV-XV вв. воплотились в небольших деревянных сооружениях, полудворцах-полухрамах, составлявших части загородных резиденций. Таков знаменитый "Золотой храм" — Кинкакудзи в Киото, основанный в 1398 г. как дворец сегуна, а в 1408 г. превращенный в монастырь. Свое название он получил по цвету трехъярусного "Золотого павильона" — Кинкаку, второй и третий этажи которого снаружи первоначально были покрыты тонкими пластинками листового золота, а позднее окрашены золотой краской. Стоящий на берегу озера, легкий и стройный павильон органично соединялся с большим тенистым садом. Благодаря нависающей над прудом открытой веранде еще более естественно включен в ландшафт сада со скалами и холмами "Серебряный павильон" — Гинкакудзи в ансамбле Хигасия-ма-дэн, основанный в 1480-х гг. как загородный дворец, а затем вошедший в монастырь Дзисёдзи. Искусство сада — своеобразный вид японского художественного творчества — возникло под влиянием пантеистического учения секты Дзэн с ее проповедью приобщения к красоте вселенной для достижения внутренней гармонии. Сады стали непременной принадлежностью дзэнских храмов, составляли естественную часть дома. Секретами устройства сада владели дзэнские монахи, основной задачей которых являлось создание на небольшом клочке земли сада-картины, порождающей иллюзию большого пространства, позволяющей человеку в маленькой перенаселенной островной Японии погрузиться в идеальный мир, отчуждающий от житейской суеты. Иллюзия пространства по-разному достигалась в садах мхов, песка, камней ("сухой сад" — в монастыре Рёандзи в Киото), в садах ровных, спокойных или холмистых, напряженных по своему ритму. Прихрамовые сады предназначались для созерцания из интерьера. В XVXVII вв. при уединенных, отведенных для дзэнского ритуала чаепития
Всеобщая история искусства. Курс лекций -285-
ТЕМА 8. ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)
(тяною) хижинах возникли сады, которые планировались с таким расчетом, чтобы проходящие по их неровным каменным дорожкам участники церемонии могли отключиться от мирских забот. Естественный вид сада с каменными фонарями, колодцем для омовения рук гармонировал с подчеркнутой скромностью затаенного в его глубине павильона— тясицу, располагал к созерцанию. Одновременно с искусством японских садов в XIV-XVII вв. сложился стиль монохромных пейзажных свитков и росписей. Нередко одни и те же художники оформляли и сады и интерьеры. В творчестве ведущих мастеров живописи суйбоку-га — Дзёсэцу, Сессю, Соами, обучавшихся в дзэнских монастырях, картины огромной, бескрайней, пустынной природы поражают своей эпической мощью и пространственной широтой, символическим обобщением вселенной в каждом ландшафте. Воспринявшие образную систему китайских пейзажистов, японские художники XIV-XV вв. расширили возможности монохромной живописи, внесли в нее новые эмоциональные ноты. В нач. XVI в. живопись вышла за пределы дзэнских монастырей. Придворные художники школы Кано — Кано Масанобу, Кано Мотонобу — нашли пути сближения китайской и японской традиций, соединения монохромной воздушности суйбоку-га с декоративной праздничностью и цветовой насыщенностью Ямато-э. Изменения в социальной и духовной жизни Японии в периоды Камакура и Муромати повлияли и на характер декоративно-прикладного искусства. В строгой красоте оружия — мечей с цубами, в яркой отделке шлемов и кольчуг, седел и сбруи, украшенных пейзажными мотивами, изображениями цветов и трав, проявились вкусы новой эпохи. Художественные ремесла периода Муромати основывались на эстетических идеалах, сложившихся в дзэнских монастырях и при дворах правителей. Ритуал чаепития повлек за собой возникновение множества предметов, олицетворяющих духовный смысл церемонии. В грубоватой прелести железных котелков, в нарочитой простонародности керамики претворились введенные в этот период эстетические принципы ваби и саби. На основе дзэн-буддистской художественной концепции югэн сложилась эстетика театра Но, расцветшего в XIV-XV вв. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 239 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|