Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Мавзолей Тадж-Махал Мавзолей
| 06.04.2014, 14:36 |
Тадж-Махал, расположенный на берегу реки Ямуна под Агрой, возводился с 1639 по 1653 г. Этот выдающийся во всех отношениях памятник является вершиной индо-мусульманской архитектуры. Он посвящен Ардуманд Бану, любимой жене императора Шах-Джахана, популярной в императорском окружении как Мумтаз-Махал («Избранница двора»), скончавшейся при родах. Имя архитектора неизвестно, хотя исследователи выдвигают на этот счет ряд предположений. Называются имена, во-первых, двух братьев архитекторов, Устада Ахмада и Устада Хамида, вероятно, персов, судя по их почетному титулу «устад» (мастер). Во-вторых, зачастую автором проекта мавзолея считается византийский турок Устад Мухаммед Иса Эффенди. Втретьих, некоторые ученые зодчим усыпальницы называют венецианца Джеронимо Веронео. В-четвертых, среди предполагаемых архитекторов изредка фигурируют имена испанского августинца отца Себастиано
Всеобщая история искусства. Курс лекций -254-
ТЕМА 7. ИСКУССТВО ИНДИИ Лекция 34. Дели. Агра. Тадж Махал
Манрике и некоего Августина де Бордо. В-пятых, нередко предполагается, что деятельное участие в разработке архитектурных особенностей мавзолея принимал сам Шах-Джахан, по указанию которого возводилась усыпальница его жены, и для которого зодчество было любимым и хорошо известным видом искусства. Возможно, что каждый из перечисленных архитекторов имел определенную задачу в выполнении какой-либо части работы по возведению усыпальницы. Есть сведения, что в общем за различные стороны проекта мавзолея Тадж-Махал было ответственно не менее двадцати тысяч человек. В основе плана ансамбля усыпальницы Мумтаз-Махал лежит прямоугольник размером 579, 5 х 305 м, вытянутый с севера на юг. Центральная часть его занята квадратным в плане парком, разбитым на четыре сада по системе чар баг. На юге к парку примыкает пространство, занятое вспомогательными сооружениями. На севере ансамбль завершается террасой с мавзолеем и постройками, выходящими к реке. Вся садовая часть ансамбля, включая террасу с мавзолеем, окружена высокой стеной из красного песчаника. На стене – парапет с бойницами. По углам стены расположены башни, увенчанные восьмиугольными павильонами-чхаттри. В середине южной стены находится главный вход в ансамбль мавзолея. Монументальные входы имеются также на восточной и западной его сторонах. Собственно мавзолей Тадж-Махал, в разрез с предшествующей традицией, размещен не в центре, а в задней части чар бага. Перед каждым посетителем, проходящим в ансамбль усыпальницы через арочный айван южных ворот, мавзолей предстает как некий далекий романтический мираж, плывущий белым облаком по прекрасному пространственному фону зеленоголубого ковра сада и неба. Четыре аллеи чар бага (каждая шириной 5, 6 м), пересеченные каналами, встречаются в центре сада в лотосовом водоеме. При этом два поперечных канала связаны с водными павильонами в окружающих мавзолей стенах, в то время как два других канала, направляющие воду вдоль ансамбля, оживляются несколькими фонтанами и подчеркивают подход к главному зданию. На западном и восточном концах северного крыла ансамбля размещены два симметричных здания из красного песчаника с белыми мраморными куполами – мечеть и гостиница. Позади этих прекрасно декорированных мрамором архитектурных сооружений расположена терраса с павильоном, обращенная к реке Ямуне. Боковые здания ансамбля выполняют роль своеобразных крыльев мавзолея, подчеркивая своим контрастным красноватым цветом его мраморную белизну. В то же время мечеть и гостиница архитектурно перекликаются со зданием Тадж-Махала своими беломраморными куполами. Собственно мавзолей Мумтаз-Махал представляет собой образец портально-купольного типа индо-мусульманской усыпальницы. Все
Всеобщая история искусства. Курс лекций -255-
ТЕМА 7. ИСКУССТВО ИНДИИ Лекция 34. Дели. Агра. Тадж Махал
сооружение поднято на облицованную белым мрамором платформу, к углам которой примыкают четыре стройных трехъярусных минарета высотой 41, 8 м, увенчанные купольными павильонами-чхаттри изящной формы. Пропорции мавзолея Тадж-Махал очень просты: его высота (от мраморной платформы до основания шпиля – 57 м) почти точно равна его ширине (56, 7 м). Высота стен усыпальницы составляет 33 м. Венчает Тадж-Махал превосходный по форме купол на высоком барабане, окруженный четырьмя купольными чхаттри, несколько отодвинутыми в глубину здания (высота купола вместе с барабаном 24 м). Купол в нижней части близок луковичному, однако в верхней части его кривизна тангенциальна. В целом форма купола этого индо-мусульманского мавзолея, особенно при взгляде с дальних точек, напоминает форму древних буддийских ступ. Купол увенчан пластическим изображением перевернутого цветка лотоса, поддерживающего позолоченный шпиль с двойной вазообразной фигурой. Эта особенность шпиля повторена и на четырех чхаттри мавзолея. Изысканное убранство мавзолея включает ниши, сталактиты, панели с рельефными побегами цветов, надписи изречений Корана из черного мрамора, разноцветные зигзагообразные орнаменты, арабески и цветочные окаймления, созданные инкрустированными топазами, сапфирами, сердоликом, яшмой, хризолитом и гелиотропом. Центральное помещение усыпальницы – это большой восьмиугольный зал, связанный лучеобразными коридорами с четырьмя входами и четырьмя угловыми залами. Он перекрыт полукруглым сводом, образующим внутреннюю оболочку купола высотой 25, 6 м. В центре главного зала мавзолея возвышаются кенотафы МумтазМахал и Шах-Джахана. Оба кенотафа окружены ажурной мраморной оградой, инкрустированной самоцветами. Она является копией первоначальной решетки, сделанной из золота с эмалью и драгоценными камнями, которая была расплавлена по приказу императора Аурангзеба. Под главным залом мавзолея расположены еще два кенотафа, скрытые в фундаменте, где расположены семнадцать запечатанных подземных комнат. Ансамбль мавзолея Тадж-Махал демонстрирует особое отношение архитектуры к природе. Каменные здания здесь окружает искусственный ландшафт, органично перерастающий в ландшафт естественный. В то время как с юга, востока и запада Тадж-Махал окружен парком, с севера он как бы «вырастает» из вод и берега Ямуны. Не забыт и дополнительный эффект – отражение мавзолея в гладе воды каналов сада и реки. При этом главным зеркалом является большой лотосовый водоем в центре чар бага. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 248 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|