Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Особенности культуры ислама в Индии
| 06.04.2014, 12:46 |
Проблема “индо-мусульманского синтеза” Год 1192 стал решающей датой в индийской истории. Войска под предводительством Мухаммада – тюркского военачальника из племени сельджуков – разбили коалицию индийских правителей на равнине Тараин севернее Дели. В результате мусульманская культура, включая культуру художественную, вместе с многочисленными арабскими завоевателями потоком хлынула в Индию. Ислам принес на территорию Индостана культовое зодчество, основные формы которого сложились к концу VIII в., т.е. задолго до покорения Индии. Архитектура ислама, попав в результате центробежного мусульманского движения на территорию Индостана, встретилась с диаметрально противоположным зодчеством. Во-первых, если мечеть ясна обликом, то индуистский храм полон тайн и загадок. Во-вторых, мечеть открыта свету и воздуху, знаменует общедоступность. Индуистский храм имеет толстые и глухие стены, внутри храма царит полумрак, сумрачные переходы и непроницаемые для света камеры святилищ, зачастую ревностно охраняемые. В-третьих, мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящимся достаточно повернуться в сторону Мекки. В индуистском храме центром культового притяжения выступает священная гарбхагриха со скульптурным изображением бога внутри, зачастую глубоко скрытая в лабиринте коридоров. В-четвертых, если мечеть легко обозрима, то индуистский храм сложно и тяжело устремлен ввысь. В-пятых, индуистские архитекторы предпочитают для покрытия культовых зданий использование плоских крыш и «ложного» свода камнями напуском. Мусульманские зодчие широко используют арку и создают «настоящий» сводчатый потолок. Вшестых, индуистский храм строится без использования связующих материалов, тогда как исламская мечеть возводится с применением
Всеобщая история искусства. Курс лекций -244-
ТЕМА 7. ИСКУССТВО ИНДИИ Лекция 32. Ислам: культура и искусство. Искусство стран ислама
известкового раствора. В-седьмых, ислам – строго монотеистическая религия, исключающая любое проявление антропоморфизма; поэтому художественное оформление мечетей, минаретов, мавзолеев основано исключительно на геометрических или цветочных орнаментах и каллиграфии. Индуистский же храм заполнен множеством скульптурных фигур богов, людей, демонов и животных, которые почти стирают линии архитектурной конструкции святилища. В-восьмых, если символизм индуистской архитектуры во всей его полноте понятен лишь немногим посвященным, то исламский символизм намного более явный: мечеть есть прямолинейное и открытое строение, всегда ориентированное на Мекку, с определенным акцентом на фасаде, очевидным для всех мусульман. И все же этим принципиально различным формам зодчества предстояло найти область сближения, которая стала обнаруживаться в пространстве взаимодействия художественных культур индуизма и ислама на рубеже XII-XIII столетий. О развитии индо-мусульманской архитектуры свидетельствуют главным образом те памятники зодчества, что сохранились от времени властвования султанатов в Дели, постройки в провинции (Декане), а также строительные шедевры, возведенные в период двухсотлетнего правления в стране (XVI-XVII вв.) династии Великих Моголов. Старейшим исламским культовым сооружением в Индии является мечеть Кувват-ул-ислам («Мощь ислама») в Дели (1193-1199), которую нередко называют мечетью Кутб уд-дина по имени султана, построившего эту мечеть. На территории мечети Кувват-ул-ислам расположено одно из самых выдающихся произведений раннего периода индо-мусульманского зодчества – минарет Кутб-Минар (1200-1236). Именно здесь наиболее ярко обозначено пространство синтеза исламских архитектурных форм, проникших в Индию из Ирана, Средней и Малой Азии с индуистскими принципами строительства. Первых султанов и наместников в Индии местные жители, видя в них захватчиков, ненавидели. Завоеватели чувствовали себя изолированными в окружающем их огромном индуистском океане. Неудивительно, что вплоть до XVI в. мусульманские правители, возводя различного рода культовые здания, защищали себя толстыми стенами, слепыми окнами, арками и низкими, пугающе громадными куполами. Например, мавзолеи, построенные при Мухаммаде Туглаке (1325-1351), выглядят на редкость тяжелыми и приземистыми. От их сурового облика, словно от оборонительных сооружений, исходит некая угроза. Недаром в XIII-XVI вв. в Индии получили развитие мавзолеи так называемого «крепостного типа». Крепостной тип индо-мусульманского мавзолея включает в себя два основных вида монументальной гробницы. Первый вид усыпальницы, используемый преимущественно для правителей, представлял собой одноэтажное здание, расположенное на восьмиугольном постаменте с верандой, которая, окружая со всех сторон гробницу, имела двойную
Всеобщая история искусства. Курс лекций -245-
ТЕМА 7. ИСКУССТВО ИНДИИ Лекция 32. Ислам: культура и искусство. Искусство стран ислама
функцию: веранда, с одной стороны, создавала тень, и, с другой стороны, своими арочными проемами облегчала в целом довольно тяжелое и мрачное сооружение. Второй вид мавзолея, предназначавшийся в большинстве случаев для титулованных особ, имел квадратный постамент и два или более этажа, но был лишен веранды. Оба вида мусульманских гробниц имели купол, хотя иногда он казался немного сглаженным. Этот недостаток преодолевался подъемом барабана, на котором устанавливался купол, и окружением самого купола восьмью маленькими куполами, расположенными на чхаттри (киосках с тонкими колоннами). Классическим образцом восьмиугольной усыпальницы является мавзолей Сикандар-шаха в Садах Лоди, построенный в Дели в 1517 году. Гробница окружена тройной арочной верандой, которая облегчает тяжесть строения и снабжена широким непрерывным навесом. Купол мавзолея – первый пример наличия внутреннего потолка над усыпальницей и отдельного внешнего купола соответствующего размера. Внутри усыпальницы расположены кенотафы Сикандар-шаха и его ближайших родственников, тогда как их тела в соответствии с мусульманской традицией захоронены в земле под мавзолеем. К мемориальным сооружениям крепостного типа оригинальной архитектуры принадлежит знаменитый мавзолей Шер-шаха Сур (15401545) в Сасараме (штат Бихар), построенный над могилой славного воина и правителя Делийского султаната. Усыпальница, созданная по проекту зодчего Аливал Хана, возвышается на острове посреди искусственного водоема размером 427 х 427 м. Прямо из воды поднимаются ступени квадратной платформы, на которой расположена высокая терраса с мощной стеной, образующей квадратный двор, размером 76, 3 х 76, 3 м, с купольными киосками-чхаттри по углам. В конце XVI – начале XVII столетия крепостной тип мавзолея перестает быть актуальным, равно как форма низкого и широкого купола гробницы. Поскольку в это время мусульманские правители стали считать себя не завоевателями, а законными хозяевами индийской земли, постольку их усыпальницы перестали походить на оборонительные сооружения. Новый тип гробницы индо-мусульманской архитектуры демонстрирует мавзолей Мухаммеда Адиль-шаха (закончен в 1660), находящийся в Биджапуре (штат Майсур), который широко известен как Гол Гумбаз («Круглый Купол»). Здание усыпальницы Мухаммеда Адиль-шаха, поднятое на террасу, имеет форму, близкую к кубической (61 х 59,8 м). Архитектурный облик гробницы оживлен и облегчен ажурными семиэтажными башенками со сферическими куполками и открытой галереей, проходящей вкруг всего сооружения над карнизом. Стены мавзолея декорированы глухими стрельчатой формы тройными арками и миниатюрными минаретами на парапете. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 421 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|