Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Изображения божеств, связанных с Шивой: Парвати и Ганеша
| 04.04.2014, 14:42 |
Канон «Кальянасундара» представляет Шиву-жениха вместе с Парвати. Тело бога в этом случае изображается богато украшенным: на бедре Шивы пояс изящной формы, на шее - ожерелье с камнями, на бицепсах - браслеты, на лодыжках - декоративная цепочка. Коническая прическа бога очень высокая и сплошь унизана драгоценностями. Левая передняя рука Шивы в положении абхайя-мудра, другая поддерживает на уровне головы миниатюрную фигурку вздыбившейся антилопы. Одной из рук, опущенной вниз, Шива держит за руку Парвати. На теле богини изображены богатые украшения. Оба божества представлены стоящими на общем лотосовом пьедестале овальной формы. Обычно фигуры Шивы и Парвати стоят с небольшим наклоном в противоположные стороны. Жена Шивы - весьма сложный мифологический персонаж, имеющий много аспектов, каждый из которых выступает как самостоятельная богиня с собственным именем. Ума, называемая также Парвати ("Рожденная горами"), считается дочерью Неба и Гималаев. Оба этих имени означают два близких друг другу аспекта Шивы, двух могущественных богинь, являющихся энергией божества, т.е. теми, без кого он не в состоянии ни творить, ни сохранять, ни разрушать. В случае, когда жена Шивы выступает под именем воинствующей Дурги или еще более страшной Кали, это символизирует силы разрушения. Тем не менее, в шиваизме Дурга и Кали не являются богинями зла. Их разрушающая сила есть благо, ибо без уничтожения старых форм эволюция жизни не могла бы происходить. С Дургой и Кали шиваиты связывают не отрицание жизни, а, наоборот, ее утверждение. Кали в качестве Божественной Матери принято скульптурно изображать отвратительной и страшной: на шее у нее, как правило, гирлянда из черепов, лик безобразен, с кровавым высунутым языком.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-220-
ТЕМА 7. ИСКУССТВО ИНДИИ Лекция 27. Скульптурная иконография Шивы
Дургу как богиню-героиню обычно изображают грозной, но не отталкивающей. В ее многочисленных руках показывается разнообразное оружие. Ваханой Дурги выступает лев. Богиня Парвати, изображаемая отдельно от Шивы, нередко предстает в довольно сложном окружении. Так, например, слева и справа от нее обычно изображаются стоящие на черепах богини Ганга и Ямуна с опахалами на плечах. Сама Парвати при этом явлена стоящей на круглом лотосовом пьедестале. В опущенной левой руке она держит сосуд, а в другой - круглое зеркало, поднятое до уровня головы. В одной из правых рук у Парвати лотос, означающий красоту и склонность к прекрасному, другая рука опущена в положении наделения дарами (варада-мудра). Ее голову с нимбом окружают: Шивалингам - символ будущего супруга богини, Ганеша - символ ее всемирного материнства и пара летящих гениев с гирляндами цветов. Из младших шиваистских божеств особенно популярны в Древней Индии были статуи Ганеши - сына Парвати и Шивы. Пластические изображения Ганеши или Ганапати в облике толстого ребенка с головой слона и с одним сломанным клыков имелись не только практически в каждом шиваистском храме, но и в каждой индийской семье. Самыми распространенными с древних времен поныне являются статуи Ганеши, представляющие бога сидящим в позе сукх-асана на лотосовом пьедестале с женой на коленях. Нередки также изображения Ганеши, восседающего на огромной крысе в качестве ваханы. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 319 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|