Статистика
Онлайн всього: 15 Гостей: 15 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Чайтья
| 04.04.2014, 14:24 |
Чайтья (санскр.) - буддийское культовое сооружение, молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно стоящее каменное или деревянное здание. Интерьер скальной чайтьи, имея вытянутую форму и сводчатое перекрытие, как правило, разделенное двумя рядами колонн на просторный центральный неф и два более узких и низких боковых нефа, предназначенных для обхода вокруг ступы, расположенной в центральном нефе у апсидной стены, противоположной входу. Каменные колонны, вырубленные из скального монолита, обычно имеют базы и сложные скульптурные капители. Фасад чайтьи, зачастую оформленный рельефными композициями, прорезан внизу входными проемами, а в верхней части имеет арочное подковообразное "солнечное окно", освещающее интерьер сооружения. Перед входом в храм находится открытый вестибюль и расположенный перед ним дворик. Буддийские чайтьи, созданные древнеиндийскими мастерами, нередко богато украшены. Стены, потолок и колонны храма, помимо декоративных рельефов, сплошь покрыты цветными росписями и позолотой. Изначально индийские чайтьи имели небольшие размеры. Их длина составляла две ширины, а высота равнялась ширине. В более поздние времена (II-I вв. до н.э.) длина храма была увеличена за счет прибавления апсиды, но высота продолжала оставаться равной ширине. Ранние чайтьи
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-191-
МОДУЛЬ № 2 «ИСКУССТВО ИНДИИ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИСКУССТВО ССТРАН ИСЛАМА» Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара
делали из дерева, но когда в Индии развилась практика скального зодчества, чайтьи-пещеры стали высекать в скалах. Пещерное зодчество получило в Индии значительное развитие во II-I вв. до н.э. В это время появляются архитектурные храмовые формы, внешне отличные от первоначальных. Во-первых, чайтьи строятся теперь гораздо больших размеров, чем это было во времена Ашоки Маурьи. Во-вторых, пещерные храмы обретают, наконец, свою классическую форму трехнефного колонного зала с апсидой и монолитной ступой в центре. С превращением буддизма в массовую религию квадратный общинный зал стал пространством вестибюля чайтьи, а некогда закрытое стеной; хранилище ступы вытянулось в длину и раскрылось для посещения мирян. Кольцевой обход ступы для монахов сменился петлевым обходом ступы для буддистов, большую часть своей жизни живущих в миру. Содержание внутреннего пространства чайтьи проектировалось на фасад пещеры в виде рельефных символических изображений в форме целой архитектонической системы фасада. Замкнутая сокровенная целла превратилась в храм (общепринятый в европейском искусствоведении термин "целла", обозначающий помещение храма, в котором находится алтарь и изображение божества, образован от латинского "cello" - скрывать, утаивать). |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 323 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|