Статистика
Онлайн всього: 5 Гостей: 5 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Скульптура второй половины XII династии
| 31.03.2014, 15:39 |
Развитие официальной скульптуры в течение XIX в. до н. э. продолжало намеченное ранее направление. Начавшееся еще при Аменемхете I и Сенусерте I постепенное разворачивание скульптуры в сторону человечности, портретности, натуралистичности продолжалось в царствование Аменемхета II. Показательна в этом отношении голова сфинкса Аменемхета II. Здесь явственно чувствуется мускулатура лица, объемно сделаны щеки, нижние веки, складки около носа и губ. Глаза глубже сидят в орбитах, и, что особенно важно, брови, хотя все еще условно рельефны, тем не менее уже не вытянуты параллельно линии платка, а спускаются вниз к углам глаз, подчеркивая глазные впадины. Расцвет придворного искусства наступает при Сенусерте III, портретные статуи которого являются непревзойденными шедеврами египетского реалистического портрета. Самым замечательным из этих памятников является голова Сенусерта III небольшой статуэтки из обсидиана. Все здесь индивидуально и портретно: глаза, поставленные наклонно и глубоко сидящие в орбитах, большой нос, выдающиеся скулы, крупный властный рот со слегка опущенными углами губ. Мастер смело передает морщины, глубокие складки кожи; прекрасно проработан весь костяк лица. Игра света и тени чрезвычайно усилена и является характернейшей особенностью всего стиля. Портретность в скульптуре связана с необходимостью заразительности статуи для большого количества людей. Статуи фараонов не прятались теперь в заупокойные храмы и гробницы, а ставились там, где они были видны всем египтянам, для того чтобы тот посредник между людьми и
Всеобщая история искусства. Курс лекций -123-
Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)
ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
богами, от которого зависела жизнь всей страны (фараон), был известен, был узнаваем, заразителен. Получается, что по сравнению с Древним царством образ фараона приближается к простым людям. Фараон нисходит до человеческой составляющей. Статуй, изображающих Аменемхета III, сохранилось также сравнительно немало. Наиболее ранним портретом этого фараона следует считать известняковую статую, найденную в развалинах знаменитого Лабиринта в Хаваре. Аменемхет представлен здесь еще совсем юным. Ряд портретов, изображающих Аменемхета III в более зрелые годы, в стилистическом отношении продолжает развивать тип реалистического царского портрета, который был создан в предыдущие десятилетия. В этом направлении выполнены знаменитые сфинксы из Таниса, статуи Эрмитажа и др. Однако, несмотря на натурализм трактовки, портреты Аменемхета III уже несколько отличаются от портретов Сенусерта III. На смену произведениям, дышащим всей силой увлечения формами, впервые воплощенными в жизнь после долгих и упорных поисков, теперь создаются вещи, в которых чувствуется спокойная уверенность в правильности найденного. Мастера находят гармонию типизации и натурализации. Как и раньше, лицо несомненно портретно, с выступающими скулами, выразительным энергичным ртом и крупным носом. Так же правильно поставлены глаза, прекрасно проработаны веки, брови, складки кожи на щеках, около глаз и губ. Однако образ решен менее страстно и остро, без подчеркнутого пафоса образов Сенусерта III. В полном соответствии с трактовкой памятников Аменемхета III находится и их великолепная отделка. Статуи Сенусерта III и Аменемхета III отличаются от царских статуй начала Среднего царства не только реализмом, но и рядом иконографических черт. Иными становятся теперь очертания и складки головного платка, контуры корон, новую форму приобретает урей. В противоположность прямым боковым линиям платка времени Сенусерта I, теперь эти линии становятся слегка выпуклыми; сам платок значительно увеличивается в размерах, и его боковые лопасти доходят почти до углов плеч. Благодаря этому голова приобретает большие размеры, что привлекает внимание зрителя к портретному лицу царя. Верхняя линия платка слегка изгибается у висков, височная идет теперь гораздо ниже, и углы начала складок у лба становятся значительно острее. Если при Сенусерте I височная линия упиралась в висок, то на статуях Сенусерта III и Аменемхета III она оканчивается почти над серединой глаза. Боковые лопасти платка также изменяют свою форму: они уже не так толсты на груди и не параллельны линии плеч, как это было в скульптурах начала Среднего царства, а прямо спускаются от сгиба на грудь, становясь очень тонкими к концам. Лобная полоса платка делается теперь узкой. Иначе трактуются и свернутые жгутом концы платка. Особенно существенно возвращение к распространенной в Древнем царстве тройной штриховке платка. Так же передаются теперь и
Всеобщая история искусства. Курс лекций -124-
Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)
ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
складки передника. Изменяются и формы корон. «Южная» корона слегка вытягивается, и линии ее контура непосредственно переходят в линии контура лица. «Северная» — приобретает характерный изгиб. По-иному изображается урей: поднятая часть его шеи делается вытянутой и узкой, в противовес широкой и приземистой на изображениях уреев в начале Среднего царства, а хвост, лежавший ранее изгибами вверх по короне, теперь образует большую петлю или крутой изгиб около самой головки змеи. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 310 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|